СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮБЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по воспитательной работе _______________Свинарь О.Б. «_____» _______________ 2016 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ПОМОЩЬЮ СЕМЬИ»
Разработала Серебренникова О.В.
Севастополь 2018
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Методическая разработка родительского собрания
«Формирование здорового образа жизни с помощью семьи»
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своих детей.
Задачи:
- обеспечить атмосферу взаимного доверия между администрацией и родителями обучающихся;
- обеспечить совместную работу колледжа и семьи по формированию здорового образа жизни молодежи;
- рассмотреть проблемы ЗОЖ, выявленные в результате анкетирования студентов и родителей, провести обсуждение;
- ознакомить родителей с основными моментами здоровьесберегающего поведения;
- помочь родителям в выборе методов и средств формирования ЗОЖ;
- наметить пути сотрудничества педагогического коллектива колледжа и родителей в профилактике вредных привычек
Форма проведения: собрание-диалог
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к собранию (фотографии, освещающие будние дни обучающихся в колледже), буклеты ЗОЖ.
Подготовительная работа:
- подготовка тезисов беседы;
- подготовка конференц-зала
- анкетирование обучающихся.
Ход и содержание собрания:
Введение
Основная часть
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы собрания обусловлена приоритетным направлением государственной политики в области образования на сохранение здоровья обучающихся.
Закон «Об образовании» (статья 44) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты, в том числе колледж, призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.
В нашем колледже работает программа «Технология здоровья», которая носит комплексный характер и направлена на:
- создание здоровьесберегающей среды;
- улучшение физического и психологического здоровья обучающихся;
- отказ от вредных привычек и поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- критическое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих.
Для успеха программы нам очень нужна ваша помощь – родителей.
Вопросы для обсуждения:
- Результаты анкетирования, проведенное студентами медицинского колледжа;
- В возникающих проблемах со здоровьем виноваты мы или окружающий нас мир?
- Какие факторы влияют на формирование здорового образа жизни?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Согласно современным представлениям здоровье уже не рассматривается как сугубо медицинская проблема. Комплекс медицинских вопросов составляет лишь малую часть феномена здоровья. Обобщенные данные многочисленных исследований зависимости здоровья человека от различных детерминант делают очевидным тот факт, что состояние системы здравоохранения обусловливает в среднем лишь около 10% всего комплекса воздействий на организм, остальные приходятся на экологию (около 20%), наследственность (около 20%) и больше всего на условия и образ жизни (двигательная активность, сбалансированное питание, вредные привычки, условия труда, отдыха и другие — почти 50%).
Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы и счастливы. Но всё ли мы делаем для этого?
Подростки не всегда могут организовать правильный способ жизнедеятельности. В основном они зависят от родителей и педагогов.
Рассмотрим проблему современной молодёжи – здоровье:
Согласно статистическим данным на долю
№ п\п | Болезни | % |
1 | Болезни органов дыхания | 39,0 |
2 | Болезни органов пищеварения | 9 |
3 | Болезни нервной системы | 5,4 |
4 | Болезни глаз | 6,2 |
5 | Психические расстройства | 1,9 |
5 | Болезни системы кровообращения | 1,2 |
6 | Врождённые аномалии | 0,9 |
7 | Инфекционные и паразитарные болезни | 4,1 |
8 | Травмы | 6,3 |
Анализируя статистические данные общей заболеваемости подростков (I-II курса) следует отметить, что помимо патологии дыхательных путей, удельный вес которых 39,0%, не редкость и заболевания органов желудочно-кишечного тракта (9%), травмы (6,3%). Обращает на себя внимание и заболевания психической деятельности, на долю которых у обучающихся приходится 1,9% всей заболеваемости. В чем же причина?
Анализ анкетирования обучающихся
Студентами было проведено анкетирование обучающихся колледжа и вот какие результаты мы получили
Таблица 1.1
Ваш пол: Муж/Жен Возраст:
1. Считаете ли Вы важным заботиться о своем здоровье? | Всегда | Иногда | Никогда |
1. Как часто Вы принимаете лекарства при: | | | |
А) простудах | | | |
Б) головных болях | | | |
В) болях в животе | | | |
2. Используете ли альтернативные способы лечения (фиточай, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, полноценный сон) | | | |
В ответе на вопрос «Как часто Вы принимаете лекарства»?
Ответы (в % от 110 чел.)
Рисунок 1.1.1

Для выявления уровня осведомленности по вопросу вредных привычек студентам было предложено ответить на вопросы анкеты.
Таблица 1.1(продолжение)
3. Курите ли вы? | Всегда | Иногда | Никогда |
4. Курят ли Ваши друзья? | | | |
5. Употребляете ли Вы алкоголь? | | | |
6. Употребляют ли алкоголь Ваши друзья? | | | |
7.Имеете ли Вы опыт употребления наркотиков? | | | |
8. Употребляют ли наркотики Ваши друзья? | | | |
Отношение к курению. Получены ответы (в % от 110чел.):
Рисунок 1.1.2

Отношение к наркотикам. Получены ответы (в % от 110 чел.):
Рисунок 1.1.3
Отношение к алкоголю. Получены ответы (в % от 110чел.):
Рисунок 1.1.4

Для выявления уровня осведомленности по вопросу здорового питания студентам было предложено ответить на вопросы анкеты.
Таблица 1.1(продолжение)
9. Покупаете ли Вы полуфабрикаты в супермаркете? | Всегда | Иногда | Никогда |
10. Покупаете ли Вы продукты питания на рынке? | | | |
11. Используете ли Вы продукты питания собственного домашнего хозяйства? | | | |
Покупка полуфабрикатов в супермаркетах. Получены ответы (в % от 110чел.):
Рисунок 1.1.5

12. Занимаетесь ли Вы спортом? | | | |
13. Часто ли гуляете на свежем воздухе, бываете за городом? | | | |
Каким же образом можно улучшить здоровье подростков?
Приложение 2
Таблица 2.1
Опрос преподавателей-экспертов
№п/п | Вопрос преподавателям-экспертам | Наиболее частые ответы |
| Какие мероприятия нужны для повышения уровня здоровья у обучающихся колледжа? | Разработка индивидуально-групповых программ и мероприятий, направленных на формирование здорового образа и оптимизации образовательного процесса. |
1 | Какое значение имеет ЗОЖ в развитии врожденной патологии? | Здоровый образ жизни в первичной профилактике заболеваний, в том числе внутриутробной патологии и наследственных болезней имеет основополагающее значение. |
2 | Почему подростки не соблюдают, как правило, рекомендации врачей по ведению здорового образа жизни? | Они не чувствуют страха за последствия несоблюдения здорового образа жизни. Но эксперты считают, что большую роль могут играть индивидуальные причины в каждом конкретном случае. |
3 | Какая роль мед. работника среднего звена в профилактике развития ВП и НП. | Чем лучше организована работа в плане просвещения и разъяснения ЗОЖ среди молодежи, чем четче исполняются все требования, чем чаще осуществляется контроль, тем ниже риск возникновения ВП и НП в будущем. |
5 | Какие социальные мероприятия нужны для повышения уровня здоровья? | Воспитание культуры здоровья на всех этапах становления личности. |
Полезная информация
Здоровье подростков зависит от большого количества факторов: окружающей среды, питания, образа жизни, наследственности.
Избежать заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учат не только образовательные учреждения, но и семья – основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.
Вопросы режима дня, правильного питания, занятия спортом, закаливания, личной гигиены, гигиена жилища, одежды, обуви, борьба с вредными привычками – к этому должна быть потребность, а она закладывается в семье.
В каждой семье режим дня организуется по-разному. Родители, часто, в силу своей занятости, бывают весьма недисциплинированны в выполнении распорядка дня и легко дают добро на его нарушение и своим детям. В первую очередь это касается сна, т.к. сон основа здоровья обучающегося и важная физиологическая составляющая нашей жизни, обеспечивающая восстановление и существование организма. Анкетирование показало, что 72% обучающихся колледжа ложатся спать позже 12 часов ночи, что приводит к ухудшению самочувствия, а в дальнейшем к развитию серьёзных заболеваний
Сон – это не только отдых, но и процесс, направленный на переработку и сохранение различной информации, полученный в течение дня. Отсутствие полноценного сна уничтожает иммунитет, понижает работоспособность студента.
Для молодёжи очень важны занятия спортом. В век компьютеров и гаджетов у подростков может развиться гиподинамия, которая влечет за собой и ухудшение деятельности центральной нервной системы, недостаток импульсов от мышц ведет к ухудшению деятельности головного мозга, снижается успеваемость.
Во избежание всего перечисленного в колледже организованы спортивные секции баскетбола, волейбола, фитнеса, работает тренажерный зал.
Для обучающихся с ОВЗ и с другими заболеваниями организованы аэробные тренировки по 30 минут, которые способствуют снижению доз инсулина при сахарном диабете, а также нормализации уровня холестерина в крови, улучшают самочувствие и повышают иммунитет.
Однако существенно укрепить здоровье своих детей и получить положительный результат можно только тогда, когда и родители являются активными участниками ЗОЖ, т.к. риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, артериальная гипертензия, курение, чрезмерное употребление алкоголя, гиподинамия, повышенный холестерин в крови, сахарный диабет – факторы риска не только подрастающего поколения, но и взрослых.
Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма, является правильная организация питания:
- достаточное употребление чистой воды (3-2,5 л\сутки), а не газировка, кофе, чай и другое. Вода необходима для терморегуляции, усвоения питательных веществ и выведения конечных продуктов обмена веществ. Даже небольшое обезвоживание (1-2% от веса тела) ухудшает работу головного мозга, снижает уровень физической работоспособности;
- пища должна содержать достаточное количество всех необходимых для организма нутриентов (питательных веществ) – белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов, а это прежде всего овощи, фрукты, мясо, цельнозерновые продукты, орехи;
- определенные и постоянные часы приема еды;
- покупайте свежие овощи и фрукты по сезону. Выбирайте овощи с высоким содержанием калия (бананы, апельсины и печеный картофель, тыква, бобовые);
- есть салат на ужин каждый вечер. Добавляйте овощи (морковь) в запеканки, макароны, рис;
- для того чтобы сохранить в продуктах питания максимальное количество калия, рекомендуется готовить их на пару либо отваривать в минимальном объеме воды;
- используйте меньшее консервов (исключение домашние консервы, не содержащие консервантов);
- приготовление пищи дома способствует соблюдению здоровой диеты, не содержит консервантов, красителей, обилие жиров, соли, сахара.
Для сохранения здоровья обучающихся в колледже работает буфет, где студенты по приемлемым ценам могут заказать полноценный обед с салатами. Буфер работает с 9-00 до 17-00 в течение 6 дней.
Исходя из данных анкетирования, необходим контроль семьи и за вредными привычками своих детей.
Как известно, дети из курящих семей сами начинают курить. Лучший способ, чтобы ваши дети не курили – это отказаться от курения всем членам семьи.
Другая проблема – алкоголь. Систематическое употребление алкоголя одним из домочадцев приведет к тому, что на ребенка будет оказано негативное влияние. Алкоголизм в семье – это прежде всего материальные затраты, а, следовательно, накормить ребенка нечем. В результате ребенок растет слабым и болезненным наблюдается замедление развития.
Общество, образовательные учреждения помогают сформировать и поддерживать ЗОЖ, но на первом месте всегда была и будет семья.
Исходя из Федеральных требований к образовательным учреждениям по охране здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ №2106 от 28.12.2010) образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Медицинским колледжем разработана программа «Технология здоровья», направленная на укрепление здоровья и профилактику его нарушения, а также, с формированием знаний и умений обучающихся, прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
В помощь родителям педагогический коллектив колледжа проводит большую работу по организации здоровьесберегающей среды и формированию здорового образа жизни обучающихся.
В настоящее время, все помещения колледжа соответствуют нормам пожарной безопасности, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Организация образовательного процесса строится с учётом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
В колледже работает рациональная организация занятий физической культуры, спортивных мероприятий. Систематически проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия, работает тренажерный зал, фитнес секция, секция по волейболу и др.
Организована и внеучебная деятельность обучающихся: олимпиады, конкурсы, диспуты, экскурсии и др. мероприятия по формированию ЗОЖ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые родители, задумайтесь, что выгоднее: постоянное увеличение затрат на лечение заболеваний и их осложнений или постоянное сокращение потерь, связанных с утратой здоровья и увеличение продолжительности жизни?
Помните, что возникновение болезней, часто, обусловлено наличием поведенческих факторов риска, вредных привычек, окружающей средой, исключение причин утраты здоровья, предполагает обязательное самообеспечение здоровья и ответственность родителей за организацию охрану здоровья своих детей.
Давайте действовать сообща и мы, обязательно, сохраним свое и здоровье наших детей!
Решение родительского собрания:
-Учить своих детей укреплять и сохранять своё здоровье,
- Формировать у обучающихся активную жизненную позицию. Вести здоровый образ жизни;
- на собственном примере помогать и укреплять здоровье обучающихся;
- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности
ЛИТЕРАТУРА
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. С. 163-167.
Дональд Вудс Винниконт. Разговор с родителями. – М.: Педагогика, 2005.
Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2 / Под редакцией Н.А. Алексеевой. – М.: ВАКО, 2006.
Кэтрин Кволс. Как воспитывать детей без наказания. – ИД «Весь», СПб, 2000.
Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. – М.: Просвещение, 2001.
Марта и Уильям Сирс. Ваш ребенок. – М.: Эксмо, 2006.
Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком. М.: Эксмо, 2008.