СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка" Упражнения и задания для развития внимания учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка" Упражнения и задания для развития внимания учащихся"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛЯЗИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


44.02.02 Преподавание в начальных классах





Упражнения и задания для развития внимания учащихся




студентки IV курса группы 42 НК

Черновой Антониды Вадимовны

Горевой Любови Александровны


















Калязин

2019

Аннотация

В данной статье идет речь о том, что зачастую не успеваемость по школьным дисциплинам является недостаток внимания и памяти. Причинами невнимательности могут быть разные факторы. Для повышения уровня внимательности необходимо применять различные упражнения и игры.



Содержание


Аннотация 2

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Виды внимания 5

ГЛАВА 2. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

2.1 Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников 6

2.2 Упражнения психологов по развитию внимания детей младшего школьного возраста. 8

ВЫВОД 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 12

ПРИЛОЖЕНИЯ 2 13

ПРИЛОЖЕНИЯ 3 14

ПРИЛОЖЕНИЯ 4 17

















ВВЕДЕНИЕ



Актуальность:

Внимание есть единственная дверь нашей души,

через которую непременно проходит все из внешнего мира,

что только входит в сознание».

К.Д. Ушинский



Основная причина низкой успеваемости учеников - это плохая память, недостаток концентрации, неумение сосредоточиться. Очень часто на уроке в начальной школе звучат такие слова «Будьте внимательны!». Общаясь с родителями, педагог в качестве объяснения неуспеваемости ученика зачастую используют такие фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все ошибки от его невнимательности». Зачастую дети делают ошибки, отвлекаясь на предметы, явления, собственные мысли - которые не имеют отношения к занятиям в классе. Часто и сами взрослые отвлекаются во время приготовления домашних заданий. Для эффективной работы в классе важно умения сосредотачиваться на процессе обучения.

Внимательность - это умение, сосредоточиться на каком, либо предмете или явлении.

Причинами невнимательности может быть: утомление, плохое самочувствие, рассеянность. Поэтому требуется развивать внимание, которое поможет ребенку успешно и полноценно справляться с поставленными задачами.

Для преодоления невнимательности младших школьников требуется настойчивость и терпение, долгой работы. Важно заинтересовать школьника учебной работой.

Цель исследования: изучить проблему развития внимания младших школьников. 

Объект исследования: личность школьника.

Предмет исследования: развитие внимания школьников.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    1. Виды внимания

Внимание – человеческое качество. Оно позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки. Существуют шесть свойств внимания которое отражаются на деятельности ребенка.

1.Устойчивость и концентрация внимания работают в одном направлении. Когда ребенок отвлекается на посторонние дела и не может долго сосредоточится.

2. Распределение внимания - ребенку сложно выполнять несколько заданий одновременно.

3. Избирательное внимание - ребенку сложно сосредоточить внимание на значимом, но при этом не обращать внимание на другие отвлекающие стимулы.

4. Объем внимания – если объем маленький, то ребенок не сможет одновременно сосредоточится на нескольких предметах и удержать их в памяти.

5. Переключаемость – ребенок трудно переключает внимание с одного объекта на другой.

Понаблюдайте как ребенку сложнее воспринимать информацию. Проанализировав, будет ясна проблема и как грамотно подобрать "упражнения на внимание"

ГЛАВА 2. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников



Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - учащиеся схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Ниже приводятся некоторые упражнения на тренировку свойств внимания.

Для диагностики внимания были отобраны и использованы следующие упражнения:

1.Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста "Корректурная проба", секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

Экзаменатор выдает ему бланк "Корректурной пробы" и разъясняет суть по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через 5 минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных пять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m: n * 100 %, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

2.Игра «Да и Нет»

Ход выполнения задания: сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». ПРИЛОЖЕНИЯ 2.

Обработка результатов проводится путем подсчета голосов. Начисляется один балл за каждый не верный ответ. Чем больше суммарный балл, тем хуже результат.

3. Упражнение «Найди животное»

 Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: лист с буквами у каждого ученика, простой карандаш.

В набор букв вставляются названия животных. Ребёнку дают лист бумаги с беспорядочно написанными буквами. Нужно найти десять слов. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

4. Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.



5. Упражнения «Найди отличия» ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Предлагаем ребенку взглянуть на картинку, где изображены на 1 взгляд 2 одинаковых предмета. Рассмотрев изображения, ребенок находит отличия.

6. Упражнение «Назови цвет» ПРИЛОЖЕНИЯ 5

Суть данного упражнения безошибочно назвать все цвета. Игра развивает концентрацию внимания, так как ребёнку следует сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет. [7.11]





2.2 Упражнения психологов по развитию внимания детей младшего школьного возраста.

Содержание

Формы и методы

Методическое сопровождение

1

Развитие активного внимания

Игра

«Смотри и слушай»

Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. -М.,2002. -С.37.

2

Развитие целенаправленного внимания

Игра

«Кто быстрее»

Гринченко И.О. Играв теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. -М.,2002. -С.38.

3

Развитие

произвольного

внимания


«Расставь значки в маленьких рисунках»; «Что здесь нарисовано?»

Семенченко П. 399

задач для развития ребенка.- М.,2000.- С.104,111.


4

Расширение объема внимания

Игра «Переходы»;

«Цветник»


Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. - М.,2002. -С.39,61



Прием Левитина С.С «Словарный диктант». Данный прием является способом измерения внимания. [5.11]

Ход выполнения задания:

1) учитель читает каждое слово по одному разу;

2)учащиеся могут берут ручки после прослушивания слов и комментариев учителя;

3)Если учащийся не может записать слово разрешается ставить прочерк.

Рассмотренные выше примеры психолого-педагогической диагностики, включенные в живой учебный процесс, позволяют учителю получить общее представление об особенностях внимания учащихся, но не выявляют степень развития отдельных его свойств.

Методика «Проба Мюнстерберга».

Цель методики: оценка избирательности внимания, а также помехоустойчивости.

Ход выполнения задания: Учащемуся дается бланк в сопровождении инструкции: просматривая слева на право строки с буквами, найди среди этих букв, спрятанные слова. Время работы 5 минут. ПРИЛОЖЕНИЯ 5.

При обработке и анализе результатов подчитывается количество найденных слов. [ 6.11]





ВЫВОД

Внимание - нужное требование каждой работы: учебной познавательной, игровой. Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «заданиями на внимание» в процессе урока и требуют для их преодоления специально организованной работы. Подобная деятельность проводится по двум направлениям:

1. использование специализированных упражнений тренирующие основные свойства внимания.

2. применение упражнений, в которых образуются устойчивые сочетания свойств внимания.

Исследование психологической литературы говорит, то, что внимание считается обязательным условием благополучной работы также полного протекания психологических процессов. Были выделены основные свойства внимания такие как произвольно и не произвольное внимание. Младший школьный возраст очень чувствителен к развитию произвольного внимания, так как оно необходимое условие формирования учебной деятельности. Под воздействием волевых усилий школьник учится выполнять то, что ему неинтересно. Однако в раннем возрасте значительно лучше развито у детей непроизвольное внимание. Все новое, яркое, интересное само по себе привлекает внимание и интерес учеников. По этой причине дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные. При однообразной и малопривлекательной работе у младших школьников часто возникает рассеянность. Однако данные недостатки можно преодолеть, если соблюдать определенные условия – использовать мыслительные приемы при работе с материалом, развивать учебную мотивацию, рационально организовывать деятельность детей на уроке, смена видов деятельности. Для педагога важно понимать зависимость успеваемости по отдельным предметам от уровня развития свойств внимания. Для оценки проблем с произвольным вниманием у школьников существуют методики по диагностике внимания. Определив уровень развития свойств внимания, психолог может применять игры и упражнения для коррекции внимания, создавая из них развивающие программы. Педагог также может использовать игры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебным материалом.



.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Развитие внимания младших школьников на уроках http://www.neuch.ru/referat/174819.html

2. Развитие внимания у младших школьников https://www.bestreferat.ru/referat-205559.html

 3.Каменских Людмила Владимировна https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/02/13/uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya

4. Лихоконь Антонина Игоревна https://infourok.ru/kursovaya-rabota-razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-1247276.html

5. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста https://forpsy.ru/works/kursovaya/razvitie-vnimaniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/

6. Кравченко Анна Николаевна/ особенности развития внимания младших школьников/ https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-diplomnaya-rabota-3245975.html

7. Леднёв Артём /Как развить внимание у младших школьников

https://lifehacker.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej/amp/



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк для оценки устойчивости внимания







ПРИЛОЖЕНИЯ 2

Предлагаемые вопросы для игры « Да и Нет».



ПРИЛОЖЕНИЯ 3

Бланк для упражнения «Найди животное».



ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Изображения для нахождения отличий









ПРИЛОЖЕНИЯ 5

Текст для упражнения «Назови цвет».





ПРИЛОЖЕНИЯ 6