Класс: 6 класс Тема урока: «Цветок» Цель урока — изучение строения и функций цветка. Задачи урока — Образовательная: формировать у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия “обое – и однополые цветки”, “одно- и двудомные растения”. Развивающая: развить практические навыки по распознаванию цветков различных растений; работать с учебником; обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы. Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям; развить любознательность, стремление к знаниям. Формируемые УУД : познавательные — установление причинно-следственных связей, обобщение, выдвижение гипотез, работа с текстом; регулятивные — целеполагание, адекватная самооценка выполняемых действий, саморегуляция эмоционального состояния; коммуникативные — формулирование собственного мнения, способность слушать мнение других, организация групповой деятельности в сотрудничестве, взаимный контроль и взаимопомощь.
Оборудование:
П.к., проектор, презентации, учебники, модели цветков: вишни, картофеля, гороха, цветущие комнатные растения, таблица “Строение цветка”, термины по теме, гербарный материал, нарисованные части цветка, тестовые задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебно-методическая литература: УМК линии В.В.Пасечника.
- Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами?
- Какое строение имеет клубень картофеля?
- Что доказывает, что луковица-побег?
- Какие растения имеют видоизмененные побеги-корневища?
- Как человек использует видоизмененные побеги?
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
Со звонком учащиеся входят в класс и садятся на свои места.
I I . Актуализация знаний
Учитель: задает вопросы
Ученики: отвечают на заданные вопросы.
2. Кто быстрее разгадает кроссворд???
1. Видоизменённый подземный побег, образующийся на верхушке столона, запасающий питательные вещества в утолщённой стеблевой части и служащий для вегетативного размножения. Несёт пазушные почки
2. Побег, у которого стебель, листья, почки необратимо меняют форму и функцию, что представляет собой следствие приспособительных изменений в ходе эволюции
3. Укороченный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением – донцем. Питательные вещества запасаются в сочных чешуевидных листьях
4. Видоизменённый многолетний подземный побег с узлами, междоузлиями, чешуевидными листьями и почками, служащий для вегетативного размножения, возобновления и запасания питательных веществ
5. Удлиненный ползучий однолетний побег, образующий на верхушке клубень
2. Кто быстрее разгадает кроссворд???
Учитель: задает вопросы
Ученики: разгадывают кроссворд, кто отгадал, тот записал правильное ответ в кроссворде на интерактивной доске.
2. Кто быстрее разгадает кроссворд???
1. Видоизменённый подземный побег, образующийся на верхушке столона, запасающий питательные вещества в утолщённой стеблевой части и служащий для вегетативного размножения. Несёт пазушные почки
2. Побег, у которого стебель, листья, почки необратимо меняют форму и функцию, что представляет собой следствие приспособительных изменений в ходе эволюции
3. Укороченный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением – донцем. Питательные вещества запасаются в сочных чешуевидных листьях
4. Видоизменённый многолетний подземный побег с узлами, междоузлиями, чешуевидными листьями и почками, служащий для вегетативного размножения, возобновления и запасания питательных веществ
5. Удлиненный ползучий однолетний побег, образующий на верхушке клубень
Учитель совместно с учениками проверяет правильность заполнения кроссворда.
3. Тест.
1. Клубень картофеля представляет собой:
А)корень
Б)видоизмененный корень
В)видоизмененный подземный побег.
2. Колючка барбариса -приспособление растения:
А)к уменьшению испарения влаги;
Б)к сохранению от поедания животными
В)к тому и другому.
3.Донце луковицы – это:
А)укороченный стебель
Б)видоизмененный лист
В)видоизмененный корень
4.Колючки у кактусов – это:
А)видоизмененные побеги
Б)видоизмененные листья
В)особые выросты клеток кожицы стебля.
5.Луковица лука представляет собой:
А)стебель
Б)видоизмененный подземный побег
В)видоизмененный корень.
6. Корневище – это видоизмененный:
А)боковой корень
Б)лист
В)побег
Критерии оценки
« 5 » - все ответы верны
« 4 » -5 - 4 правильных ответа
« 3 » - 3 правильных ответа
« 2 » - 2 правильных ответа
Ответы:
1 – В
2 – В
3 – А
4 – Б
5 – Б
6 - В
II. Актуализация знаний
Ученики: самостоятельно работают на листочках.
Взаимопроверка, выставляют баллы оценивания работы и передают информацию результатов учителю.
«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.» Что это за замок?
III. Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем эту загадку.
Ученики: Это цветок!!!
Учитель: Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о цветках.
Заполните схему
Органы растения
генеративные
побег
корень
семя
плод
цветок
Учитель: Прежде, чем перейдем к нашей новой теме давайте еще раз вспомним: 1.Что такое орган?
2.Какие органы цветкового растения вам известны?
3.Назовите вегетативные органы.
4.Что называется побегом?
5.Назовите генеративные органы
Ученики: 1. (Часть тела, выполняющая определенную функцию)
2. (Вегетативные, генеративные)
3. (Корень, побег)
4.(Стебель с расположенными на нем листьями и почками)
5.(Цветок, плод, семя)
почка
лист
стебель
8
Виды цветков
Строение цветка
Околоцветник
Разнообразие цветков
Формула цветка
Тема урока:
« Цветок »
Задачи урока
Учитель: Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока.
Ученики: пытаются сформулировать задачи урока.
8
Они прекраснее всего Что нам дает природа на Земле. Но дар ее бесценный, Для всех искусств цветок – Образчик неизменный.
Жак Делиль
Учитель: Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Зарисуйте строение цветка и подпишите его части.
Учитель: Рассмотрите на фотографии цветки , гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие.
Ученики: Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть венчик и чашечка, тычинки и пестик. Цветки различаются формой, окраской, размерами.
Учитель: Давайте более подробно изучим строение цветка. Для этого зарисуйте схему цветка и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка.
Ученики: учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.
Учитель: После того, как дети выполнили работу, проверяем правильность выполнения задания. Обращаем внимание на то, что цветок – это укороченный видоизмененный побег.
Отгадайте загадку:
Чашечка есть - не для водицы
Есть венок – не для девицы
Учитель: Отгадайте загадку. Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?
Учащиеся: Защита внутренних частей и привлечение насекомых.
Учитель: Из чего он состоит?
Учащиеся: Из лепестков и чашелистиков.
Околоцветник
Виды околоцветника
Простой
Двойной
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются околоцветники изображенных цветков? Причитав текст «Околоцветник двойной и простой» дайте понятие простого и двойного околоцветника. Запишите определения в своих тетрадях.
Учащиеся: Работают с книгой, записывают определения.
Венчик
Все листочки одинаковые
Чашечка
13
Виды цветков
неправильный
правильный
Учитель: Рассматриваем следующий слайд . (Дается понятие правильного и неправильного цветка с оформлением схемы в тетради.)
Учитель: Какое строение имеют пестик и тычинка?
Учащиеся: Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника с пыльцой. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В завязи находятся семязачатки.
Учитель: Почему их называют главными частями цветка?
Учащиеся: Тычинка и пестик участвуют в размножении.
Учитель: Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? С помощью каких символов их обозначают?
( Вспоминаем, что женские органы обозначают знаком Венеры, а мужские – знаком Марса.)
Учащиеся: Тычинки –это мужские органы. Пестик – это женский орган.
побег
цветок
околоцветник
пестик
тычинка
Защита, Привлечение насекомых
Образование плодов и семян
Образование пыльцы со спермиями
Схема «Рыба»
Строение
Учитель: Обобщаем информацию о строении цветка в форме схемы « Рыба»
Учащиеся: Самостоятельно составляют схему в тетради, затем проверяют правильность составления используя материал слайда.
Функция
Отгадайте загадку:
Хоть цвел цветок и в нужный срок
Но вся беда, не дал плода
Учитель: Отгадайте загадку .
Учащиеся: Обсуждают , почему цветок не образовал плода.
Мужской цветок
Однополые и обоеполые
Цветки
Однополые
Обоеполые
Пестичные женские ♀
Тычиночные мужские ♂
Учащиеся: Рассматривая схемы на слайде, дети формулируют определения обоеполых и однополых цветков, находят отличия.
18
Однодомные и двудомные
Цветки
Однодомные
Двудомные
Учащиеся: Рассматриваем схемы на следующем слайде. С помощью текста учебника учащиеся дают определения однодомным и двудомным растениям, зарисовывают схемы в тетради.
Учитель: Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?
Учащиеся: При озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, выращивании тыквенных растений.
19
8
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
О – простой околоцветник
– неправильный цветок,
* - правильный цветок,
- пестичные (женские) цветки,
- тычиночные (мужские) цветки,
- обоеполые цветки
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка
Формула
цветка
Учитель: А теперь познакомимся с тем, как правильно составлять формулу цветка. Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.
Учащиеся: Используя символы и прочитав материал учебника дети самостоятельно составляют формулу цветка вишни.
Цветок вишни
* Ч 5 Л 5 Т П 1
20
Тест
1. Цветок – это:
а)яркий венчик в)пестик и тычинки
б)околоцветник г)столбик и рыльце
2. Главные части цветка:
а)лепестки и чашелистики
б)пестик и тычинки
3. Часто яркоокрашены:
а)чашелистики в)лепестки венчика
б)тычинки г)пестик
4. Раздельнополые цветки, у которых:
а)есть тычинки и пестик
б)есть лепестки и чашелистики
в) есть только тычинки
г) есть только пестик
IV Закрепление
1. Учащиеся: Работа с тестовыми заданиями.
Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г
20
5.Что такое цветок? Назовите основные его части и их функции.
2. Учащиеся: Называют по очереди части цветка и называют их функции.
20
Анаграммы «Цветок»
1. Вязазь 7. Ч—ш-л-ст-к
2. Л-п-ст-к 8. Лькинпы
3. Чеклитос 9. Т-ч-н--
4. Ц--т-н--к- 10. Китпес
5. Кстоибл 11. О—л-цв-тн-к
6. Жетоцвлое 12. Кичвен
3.Учитель: Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
20
Выводы:
Цветок – орган семенного размножения
Цветок состоит их цветоложа, околоцветника, пестика и тычинок. Околоцветник бывает простым и двойным
Лепестки цветка образуют венчик, а чашелистики – чашечку
Цветки бывают однополые (содержат и пестики и тычинки) и раздельнополые (содержат только тычинки или только пестики)
Растения на которых развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называется однодомным
Растения на которых цветут только пестичные или только тычиночные цветы, называется двудомным
2
V Выводы
Учащиеся: самостоятельно формируют выводы урока.
20
Домашнее задание.
Изучите параграф 28,
выучите термины,
изготовьте модель цветка (обоеполого или однополого).
VI. Домашнее задание
Учащиеся: переписывают задания в дневники.
20
Рефлексия.
- Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?
- Что узнали нового на уроке?
- Что вас удивило?
VII . Рефлексия
Учащиеся: отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Подводит итоги урока и выставляет текущие оценки.
20