Класс: 6 дата:
Тема урока: Человек- личность.
Цели и задачи урока: 1.Познакомить с понятием личность, характерными чертами, присущи личности, смыслом ее существования. 2. Сформировать представления и знания о личности человека, его индивидуальных качеств человека. 3. Воспитывать в себе стремление развивать в себе такие качества, как целеустремленность, воля, старательность, терпеливость.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества;
Метапредметные – 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
Личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Термины и понятия: человек, личность, сильная личность, индивид, индивидуальность.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Орг. момент.
Изучение нового материала.
План урока:
1.Что такое личность.
2.Индивидуальность – плохо или хорошо.
3.Сильная личность – какая она?
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступить полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми на ступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».
Вопросы к классу
- Как вы поняли смысл этой притчи?
- О чем она?
Проблемные вопросы: Почему личность может стать только человек среди людей?
Почему человек не только биологическое и социальное существо?
Изучение нового материала.
Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я? Какой я? Для чего я пришел в этот мир? Что я могу для него сделать?» в 21 веке люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» - и не могли на него ответить.
Древний поэт Софокл писал:
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.
- Вспомните, какова двойственная сущность человека?
(биологическое и социальное)
Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.
Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.
В 19 веке Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы».
Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.
Проблемное Задание: Представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его
человек |
наделенное разумом общественное существо, которое: способно размышлять решать самые сложные проблемы может полноценно развиваться только в обществе | существо биологическое: часть живой природы организм, живущий по биологическим законам |
1 вариант – пишет биологические черты и признаки человека, 2 вариант – социальные черты и признаки человека
Человек существо биологическое – часть живой природы; организм, живущий по биологическим законам наделенное разумом общественное существо, которое: способно размышлять; решать самые сложные проблемы; может полноценно развиваться только в обществе себе подобных.
Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.)
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества.
личности.
Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Поэтому ученые выделяют два этапа становления человека:
детское общество – семья и школа (игра, труд, учение)
взрослое общество – семья, работа (учение труд)
Задание в группах. Определите, как идет процесс становления человека и предложите последствия данного процесса.
мы видим, что в ходе своего развития человек становится личностью.
- Что же такое личность? Какой образ у вас создается при слове «личность»?
Личность - это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
Личность – это человек носитель, каких либо качеств, свойств.
Личность – совокупность качеств человека, которые появляются:
В процессе жизни в обществе,
В результате деятельности,
В процессе общения с другими людьми
Только личность обладает сознанием!
Сознание – это отношение человека к миру и понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает.
Сознание дает человеку возможность заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?
2. Индивидуальность – это плохо или хорошо?
Задание: обратимся к рубрике картинная галерея на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета девушек. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
- Можно ли по их внешнему виду определить черты характера, особенности поведения?
Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.
Какие ассоциации и мысли приходят вам в голову при слове индивидуальность?
Индивидуальность:
привычки (щелкать пальцами, грызть ручку и тд)
внешность (лицо, волосы, телосложение)
культура
раса
темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
способность к творчеству и др
Каждый человек неповторим, и это прекрасно. А теперь давайте рассмотрим, а что же формирует эту неповторимость, и какие существуют факторы, формирующие индивидуальность человека.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:
наследственность и физиологические особенности (внешность, цвет глаз, форма носа, строение тела)
факторы, проистекающие из окружения человека (в результате взаимодействия с семьей, друзьями, школа)
черты и особенности характера человека (в результате личного саморазвития)
Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями и друзьями.
Упражнение «Я — ...» Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. Вот так: кто я? Какой я?
-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.
Теперь мы можем сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные.. каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность.
Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
Привычки Внешность
К
ультура Индивидуальность Раса
Темперамент Способность к творчеству
Каждый человек неповторим, и это прекрасно.
Запись в тетради
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:
Наследственность и физиологические особенности человека
Факторы, проистекающие из окружения человека
Черты и особенности характера человека
3. Сильная личность – какая она?
Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.
Работа с учебником стр. «Жил на свете человек»
Кого из истории вы можете назвать сильной личностью?
Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.
Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.
- обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с 15. прочитаем вслух и ответим на вопросы:
- можно ли назвать Бетховена сильной личностью? Почему?
- это был пример известной на весь мир личности. А теперь прочитайте историю про мальчика Мишу на с. 15, второй абзац. Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?
Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх. (рассказать им про свои страхи и у них спросить, чего они боятся)
Итог – сильная личность:
в первую очередь думает об интересах дела. Которым занимается, придавая ему первостепенную важность, и только потом – о личной жизни, семье, отдыхе и т.д.
стремится к вершинам, которые до нее никто не покорял
обладает уверенностью в себе и своих силах, инициативностью
обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя
обладает творческим началом
осознает свои возможности и стремится их расширить
не признает авторитетов, стремится сделать все по-своему
3. Закрепление изученного материала.
1. Какие свойства относятся к биологическим?
2. Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?
3. Что такое личность?
4. Почему человек социальное существо?
5 .Какая личность заслуживает уважения?
6. Какую роль в становлении личности играет деятельность?
4. Домашнее задание: № 1 выучить определения, написать мини-сочинение на тему «Я – личность».
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.