СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

file:///media/user/AE58-3BE9/методич разработка матем .doc

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики»


Логопедическое занятие во 2 классе

Дифференциация звуков (о), (а) и букв оа в словах. (2 класс)

Задачи:

  1. Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы­ка пальцев рук.

  2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло­жений по словам.

  3. Формировать навыки звукобуквенного анализа.

  4. Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.

Материал:

  • игра «Буквенные цепочки» (о →а → ф → д б);

  • игра «Паутинка» («Слова»);

  • слоговой текст (для каждого ребенка);

  • игра «Читалочка»;

  • схема для составления рассказа об овощах и фруктах;

  • наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).

План занятия.

I. Организационный момент.

П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

  1. Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.

  2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового
    анализа и синтеза.

  3. Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по словам.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

  1. Классификация названий овощей, фруктов.

  2. Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис. 5).

— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д,
б). 
Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сде­лать? (можно убрать какой-либо элемент или добавить)

Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать пра­вильный ответ).

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а

  • Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду
    гласных)

  • Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены,
    а при произношении звука [а] рот широко открыт)

  • Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)

  • Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 эле­мент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруг­лением внизу»),

  • Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь бук­ву а.

2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза

На стенде находится карточка из игры «Паутинка» (рис. 6).

  • Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

  • Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)

— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет) Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а] (оса,собака, гора, кора).

— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.

  • Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а — букву а подчеркните одной чертой, букву «о» возьмите в овал.

3. Развитие слогового анализа, анализа предложений на слова

Логопед раздает карточки со слоговым текстом.

О сень как ху дож ник по ра бо та ла на сла ву. Рас кра си ла о на листья на де ревь ях. Рас ста ра лась о сень и по да ри ла лю дям бо га тый у ро жай.

— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.

  • Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)

  • Вставьте буквы о, а в слова в схеме предложений.
    Например:


IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Классификация названий овощей и фруктов Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».


ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС

  • Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лист по­полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фрук­тов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

  • Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.

Например:

помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, огурец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.

  • В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а(лук, редис, перец)

  • Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчеркните одной чертой)

2. Составление рассказа об овощах или фруктах

— А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью на­шего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще или фрукте.

Схема рассказа (описания предмета)

  1. ... — это овощ или фрукт?

  2. Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).

  3. Цвет.

  4. Форма.

  5. Размер,

  6. Вкус.

  7. Запах.

Например. Послушайте мой рассказ о яблоке (я следую схеме рассказа).

  1. Яблоко — это фрукт.

  2. Он растет в саду на дереве (яблоне).

  3. Яблоко может быть зеленым, красным, жёлтым.

  4. Яблоко — круглое или овальное.

  5. По размеру оно большое, а может быть маленькое.

  6. У яблока сладкий вкус, но оно может быть и кисло-сладким.

  7. У яблока приятный, ароматный запах.

— Кто попробует составить свой рассказ? (варианты ответов детей)

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук

Логопед раздает карточки с изображением наложенных контуров предметов «Овощи и фрукты» (рис. 7).

— На карточке находятся изображения овощей и фруктов, по желанию рас­красьте либо фрукты, либо овощи.

VI. Итог занятия

— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], [а]? Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается их написание? Конспект

открытого логопедического занятия

по теме: «Весна»

Провела: Белозерова Е.В.

Павловск 2012 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Весна» (Обобщающее занятие).

Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
Коррекционно-образовательные задачи:

1.Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Весна».

2.Упражнять в подборе антонимов, определений к заданным словам.

3.Продолжать работать над словообразованием с помощью приставок и суффиксов.

4.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

5.Закрепить название весенних месяцев.

6.Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие.

3.Развивать память, мышление, творческое воображение.

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать эмоциональный отклик на изображение на картине.

2.Воспитывать самостоятельность, инициативность.

3.Воспитывать умение слушать внимательно педагога.

4.Воспитывать коммуникативные навыки.

5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: предметные картинки с признаками весны, прищепки, разрезная сюжетная картинка, аудиозаписи (пение птиц, журчание ручья, капель), скворечник, скворец, фланелеграф.
Предварительная работа: раскрашивание картин с изображением весны, знакомство с приметами весны и типичными весенними явлениями в природе (капель, проталины), дидактическая игра «Времена года», экскурсия на участок, по территории д/д.
Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, Инна, гости! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь тебе, а ты улыбнись мне и гостям! ( аудиозапись «Звуки весны»).
2.Основная часть.

Логопед: Инна, послушай стихотворение.
Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают капели,

Вот и кончилась зима

К нам опять пришла … (весна).

Ответ ребенка.
Объявление темы занятия.
Логопед: Вот и к нам пришла весна. Как ты уже догадалась, сегодня мы будем говорить о весне.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Но сначала давай вспомним сказку « О весенних приключениях Язычка».

«Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке (покажи, как он это делал). Упражнение «Лопаточка».

А весенним солнечным деньком Язычок просыпался, мыл круглое окошко-губы. Упражнение «Вкусное варенье».

После этого Язычок выглядывал из окошка и прятался, уж очень ярко светило весеннее солнышко. Упражнение «Змейка».

Язычок надевал солнечные очки, смело смотрел вверх на солнышко, вниз - на землю. Упражнение «Качели».

Мимо пробегала лошадка, и язычок цокал вместе с ней. Упражнение «Лошадка».

После этого Язычок играл с любимой игрушкой-мельницей, показывал, как дует весенний ветерок (вдох через нос, выдох через рот). Упражнение «Мельница».
Развитие диалогической речи.
Логопед: Давай вспомним весенние месяцы.

Ребенок: Первый месяц-март.

Второй-апрель.

Третий-май.

Логопед: А теперь назовем приметы весны. Возьми картинку, назови, что на ней изображено (примета весны) и прикрепи к фланелеграфу. (Предлагаются картинки с приметами весны).



  • Из теплых стран возвращаются перелетные птицы;


  • Распускаются первые цветы;


  • Бегут быстрые ручьи;


  • По ручейкам дети пускают кораблики;


  • На реке начинается ледоход;


  • Слышна звонкая капель;


  • Появляются темные проталины




Подбор антонимов к заданным словам.
Логопед: Как много ты знаешь о весне, а зиму с весной не перепутаешь?

Я буду начинать предложение, а ты заканчивай.


  • Зима ушла, а весна… (пришла).


  • Зима холодная, а весна…(теплая).


  • Зимой сугробы высокие, а весной…(низкие).


  • Зимой небо пасмурное, а весной…(ясное).


  • Зимой солнце стоит низко, а весной…(высоко).


  • Зимой воздух холодный, а весной…(теплый).


  • Зимой день короткий, а весной…(длинный).



Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: А теперь давай назовем ласково слова, связанные с весной.


  • Солнце? (солнышко)


  • Ручей? (ручеек)


  • Снег? (снежок)


  • Ветер? (ветерок)


  • Лист? (листик)


  • Цветок? (цветочек)


  • Дерево? (деревце)


Логопед: Молодец! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Развитие общей моторики.
Физминутка «Заботливое солнышко».

Логопед: А теперь отдохнем. Повторяй движения за мной.
Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик (ребенок скрещивает руки над головой).

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавно покачивает руки вверху).

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки (ритмично потирают щеки).

А весной на носик ставит 

Точки, точки, точки (ритмично постукивает пальцем по носу).

Золотят веснушки деток,

Очень нравится им это!
Развитие мелкой моторики.
Логопед: Чего не хватает у нашего солнышка?( Лучиков). Солнышко рассыпало свои лучики. Давай поможем им вернуться к солнышку. (Прикрепление прищепок).
Развитие слухового восприятия.
Логопед: Послушай звуки весны ( аудиозапись: пение птиц, журчание ручья, капель).

Логопед:Что ты слышала (ответ ребенка). Замечательно!
Логопед: Отгадай загадку:

Это кто пожил за морем,

А теперь летит над полем

В деревянный свой дворец,

Это черненький… (скворец).
Логопед: И к нам прилетел в гости скворец. Послушай, как поет скворец (предлагается аудиозапись «Пение скворца»). 

Скажи, как называется домик скворца? (скворечник).

Логопед: Молодец! Посмотри, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой-птичкой. Ребенок комментирует действия логопеда.
Употребление предложно-падежных конструкций.



  • Скворец вылетел из скворечника;


  • Скворец облетел вокруг скворечника;


  • Скворец взлетел на крышу скворечника;


  • Скворец слетел с крыши скворечника и улетел.



Логопед: Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а тебе я предлагаю превратиться в художницу. Я тебе раздам фрагменты картины, а ты должна их сложить вместе ( разрезная картинка).
Логопед: Молодец! Посмотри, какая получилась картинка. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое.
Подведение итогов занятия (оценка работы ребенка).
Логопед: На этом наше занятие закончилось. Давай вспомним, о чем мы говорили на занятии (ответ ребенка). Спасибо. Ты замечательно занималась.