Тема : Закрепление изученных приёмов сложения однозначных чисел с переходом через десяток .
Цели : *закрепить изученные приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток ;
*совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи ;
*воспитывать интерес к математике ;
*воспитывать чувство любви учащихся к представителям живой природы .
ХОД УРОКА
1.Оргмомент .
Начинается урок , он пойдет ребятам впрок ,
Постарайтесь всё понять и внимательно считать .
2.Сообщение темы урока .
- Сегодня у нас необычный урок .Мы поговорим с вами об удивительных обитателях подводного мира .
- Если быстро раскрутить глобус , то покажется , что он одноцветный – весь голубой .А всё потому , что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой , белой , коричневой .Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны , реки и озёра нашей планеты.
- И сейчас мы совершим подводное путешествие , оденем свои дыхательные трубки .
(Просмотр фрагмента фильма Жака Кусто «Подводные обитатели»)
3.Устный счёт .
- Под водой много обитателей , в этом мы только что убедились , но больше всего рыб . А какая рыба самая большая , нам и предстоит сейчас выяснить .
- Для этого нужно решить пример : 20 – 10 + 5 – 1
На доске иллюстрации : Тигровая акула 16
Китовая акула 14
Щука 15
- Правильно , ребята , самая большая рыба – это китовая акула . Такая акула – каракула даже в самом большом автобусе не поместится . А вот ест эта великанша маленькую селёдку и для людей совсем неопасна .
- Какая рыба лишняя ? Какую рыбку нужно убрать ? Почему? ( щука , т.к. обитает в реках и прудах)
- У нас остались две акулы . Какова же длина этих рыб ?
Узнаете , решив примеры : 10 + 5 – 4 + 7 (18 метров)
20 – 10 – 9 + 3(4 метра)
- Существует более 350 видов акул . Есть маленькие акулы – карлики и акулы – гиганты .
4.Решение задачи.
У тигровой акулы длина тела 4 м , а у китовой акулы 18 м . На сколько метров китовая акула длиннее тигровой акулы ?
(решение задачи устно)
5.Решение примеров.
- А этих морских животных узнали ? (дельфин, кит, касатка)
- Можно ли их назвать большими рыбами ? (Киты , касатки , дельфины – это не рыбы . Они относятся к млекопитающим , потому что выкармливают своих детёнышей молоком )
- Сейчас узнаем , какова же длина этих животных .
На доске иллюстрации : Кит (10 + 10) + 7 =
Касатка (15 – 5 ) – 3 =
Дельфин (19 + 1) – 10 =
Сообщение ученика о голубом ките :
Самое большое животное в мире – это голубой кит . Он достигает 27 метров в длину и весит около 150 тонн . Трудно представить , что значит 150 тонн? Это примерно столько , сколько весят 26 слонов .
- Итак , мы узнали длину животных.
Кит – 27 м
Касатка – 7 м
Дельфин – 10 м
- Посмотрите на ряд чисел , который у нас получился : 27, 7, 10.
- Какое число, по – вашему, здесь лишнее и почему ?
- Расположите эти числа в порядке увеличения .
- Уменьшите каждое число на 1 .
6.Игра «Расшифруй словечко»
- В подводном мире есть ещё много удивительных обитателей . Решив примеры, вы узнаете название ещё одного обитателя подводного мира.( работа выполняется на карточках)
Г | О | И | С | О | Ь | М | Н |
15 | 16 | 5 | 11 | 16 | 9 | 10 | 14 |
10 +6 = 15 – 10 =
7+4 = 18 – 4 =
6+3 = 15 + 1 =
20 – 10 = 16 – 1 =
- Что вы знаете об осьминогах ?
Сообщение ученика об осьминогах :
Осьминоги – отряд морских моллюсков. На голове у них 8 длинных щупалец – «рук». Длина тела достигает 6 метров. Среди осьминогов существуют ядовитые виды , опасные для человека.
7.Задача – шутка.
На узенькой дорожке плясали осьминожки –
15 весёленьких детишек – осьминожек.
Пришёл папа – осьминог , 5 детишек уволок.
Сколько деток – осьминожек
Плясать остались на дорожке?
(решение задачи у доски)
8.Физкультминутка : танец осьминожек .
9.Вставьте знак .
- Каких только рыб не бывает : то плоские, как поднос, то круглые, как тарелки , а то и совсем бесформенные. Многие рыбы получили своё название по форме тела : рыба – лист , рыба – кузовок , рыба – молот. А сколько ещё удивительных названий !
- Сейчас, вставляя вместо точек правильный знак, вы узнаете названия рыб.
На доске иллюстрации и неравенства :
5 + 10 … 16 10 … 19 – 8 12 … 6 + 5
17 – 7 … 9 20 – 2 … 18 13 + 3 … 16
Рыба – ремень : длинная и плоская. Иной раз её длина достигает 9м . А такая тяжёлая, что и пятерым не поднять !
Рыба – ёж : она и правда похожа на ежа .
Рыба – игла : живёт среди водорослей – это тонкая и длинная рыба. Хвост острый, нос острый. Но хотя её и назвали рыба – игла, уколоть она никого не может – мягкая .
Рыба – пила : её назвали так из – за длинного усаженного острыми зубцами костяного носа. Он ей нужен для того, чтобы выкапывать из морского дна всякую живность.
Рыба – луна : тело этой рыбы сильно сжато с боков и напоминает диск. Хвост у этой рыбы отсутствует.
Рыба – клоун : имеет бесформенное округлое тело, способна перекрашиваться под место обитания.
- А как называют людей, которые изучают жизнь подводного мира ? Об этом мы узнаем из сообщения.
Сообщение ученика :
Людей, которые изучают жизнь рыб и подводных млекопитающих называют ихтиологами. А ихтиология – это раздел зоологии, изучающий рыб.
- Это что за рыбка ? (демонстрация консервной банки)
- Как она очутилась под водой ?(рассказы детей о бережном отношении к водным пространствам)
10.Самостоятельная работа.
- Ребята, больших морских животных мы можем увидеть на картинке, по телевизору.
- А где можно увидеть маленьких красивых рыбок?
- Конечно, в аквариуме.
- У кого дома есть аквариум?
- Кто знает, как нужно ухаживать за рыбками в аквариуме?
- А вам хотелось бы иметь свой аквариум?
- Считайте, что ваше желание сбылось. Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. Только у нас не настоящие рыбки, а математические. На каждой рыбке пример. Решаем примеры, заселяем рыбок.
11.Итог урока.
- Чем рыбы отличаются от всех других животных?
- Тело рыбы покрыто чешуёй.
- А вот у нашей рыбки чешуи нет, и сейчас мы поможем ей «нарядится». У вас на партах лежат кружочки – чешуйки разного цвета. Сейчас подумайте, понравилось ли вам наше подводное путешествие. Если понравилось, наклеиваем красную чешуйку, если не понравилось – синюю, если вы сомневаетесь, то зелёную.