СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории "Культурное пространство и повседневная жизнь в 1953-1964 гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории "Культурное пространство и повседневная жизнь в 1953-1964 гг."»


Четверикова Мария Алексеевна,

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 30 г. Екатеринбурга


Методическая разработка урока истории для 11 класса

«Культурное пространство и перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг.»

с применением проектной технологии

Одной из целей обновленного ФГОС СОО является формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Среди задач, направленных на реализацию данной цели, можно выделить организацию социального и учебно-исследовательского проектирования. В связи с этим, применение метода учебного проекта на уроках истории представляется особенно актуальным.

Основная идея проектного обучения состоит в том, что реализация проекта всегда предполагает наличие либо субъективно значимой, либо социально значимой проблемы. Кроме того, метод проектов всегда прагматичен по своей сути: он предполагает не просто рассмотрение, исследование обозначенной проблемы, не просто поиск путей её решения, но и практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности. Ученик должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, и обосновать, аргументировать своё решение. Он должен изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, т.е. достаточно целенаправленно работать с информацией.1

В процессе работы над проектом школьники приобретают собственные знания, а не усваивают абстрактные научные мысли со страниц учебника.

Кроме того, метод учебных проектов – это она из личностно-ориентированных технологий, включающая в себя разнообразные методы активного обучения, в том числе исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения и т.п.

На конкурс представлена методическая разработка урока для 11 класса «Культурное пространство и перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг.» с применением проектной технологии. Данная тема особенно актуальна в настоящее время, т.к. поднимает вопросы о роли интеллигенции в российском обществе (а она традиционно очень велика), о границах свободы творчества и ответственности.

Для учеников 11 класса работа над проектом уже хорошо знакома, они уже сталкивались с таким видом работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности и уже защитили свои итоговые индивидуальные проекты.

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий (по В.В.Гузееву):

  • подготовка (формулирование темы и целей проекта);

  • планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

  • исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

  • оформление результатов и выводов;

  • представление или отчет;

  • оценка результатов и процесса.

В соответствии с этими стадиями определяются и этапы урока по изучению новой темы.


На первом уроке, посвященном периоду хрущевского правления, ученики информируются о том, что им предстоит работа над учебным проектом на уроках «Культурное пространство 1953-1964 гг.» и «Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг.» (2 урока). Объявляется тема проекта: «Хроника культурной и повседневной жизни советского общества в период хрущевской оттепели». Школьникам предлагается опережающее задание по самостоятельному изучению учебного материала, посвященного данному периоду. Учащиеся должны определить круг проблем в культуре и общественной жизни советского общества в 1953-1964 гг. и зафиксировать их в тетради. Произвольно разделиться на 6 групп по 3-5 человек. Таким образом, подготовительный этап проекта начинается за 2 недели до урока и у учащихся есть достаточно времени для того, чтобы в своём режиме изучить и осмыслить предложенные материалы.


Технологическая карта урока



Класс

11 (базовый уровень)

Тема урока

Культурное пространство и перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг.

Тип урока

Изучение новой темы

Образовательные ресурсы

Мобильный класс

Учебник:

Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1945 год – начало 21 века: 11 класс: базовый уровень. - Москва: Просвещение, 2023

§ 8. Культурное пространство в 1953-1964 гг.

§ 9. Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг.

Презентация к уроку (Приложение 2)

Документы:

Хроника 1957 г. «Новости дня» https://www.youtube.com/watch?v=vgORzdcnxbY&t=20s

Приложение 1.

Материалы для самостоятельного опережающего изучения темы:

Учебник. Изучите материал § 8 и 9, выполните задание 3 на с. 120 (опрос о повседневной жизни советских людей в 1950-60х гг.)

Конспект урока:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6228/conspect/211297/

Учебные фильмы:

https://www.youtube.com/watch?v=ING_zb6TyOs&t=33s

https://www.youtube.com/watch?v=XDRtGty11F8&t=17s

Цель урока

Разработка учебного проекта «Хроника культурной и повседневной жизни советского общества в период хрущевской оттепели»

Задачи урока

Образовательные:

сформировать

  • представление о достижениях и противоречиях в развитии культуры периода «оттепели», об изменениях, произошедших в повседневной жизни советских граждан;

  • умение давать оценку деятельности исторических личностей изучаемого периода;

  • понимание причин противоречивости и ограниченности проявлений хрущевской «оттепели»

Развивающие:

продолжить развитие

  • исторической грамотности обучающихся посредством организации работы с разноплановыми историческими источниками;

  • развитие навыков проектной деятельности;

  • развитие базовых компетенций (коммуникативной, информационной)

Воспитательные:

  • продолжить формирование умения высказывать оценочно-нравственные суждения о деятельности исторических личностей периода «оттепели»;

  • воспитание уважительного отношения к наследию отечественной культуры;

  • воспитание информационной культуры.

Методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемного обучения

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку «оттепели» в культурной жизни России 1953-1964 гг. ее значение для истории России и человечества в целом;

  • характеризовать деятельность исторических личностей (Хрущева Н.С.) в рамках, оценивать значение его деятельности для истории нашей станы, культуры и повседневной жизни советских граждан;

  • представлять описание памятников литературы и искусства 1953-1964 гг., их назначение, характеризовать обстоятельства их создания, называть авторов памятников культуры;

  • излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных, пространственно-временных связей исторических событий, явлений, процессов;

  • самостоятельно осуществлять поиск достоверных исторических источников, необходимых для изучения культуры и повседневной жизни периода «оттепели»;

  • используя исторические факты, характеризовать значение достижений народов нашей страны в культуре в 1953-1964 гг.


Личностные:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

  • ценностное отношение к памятникам, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях;

  • осознание значимости для личности и общества наследия отечественного искусства;

  • готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории;

  • развитие самосознания и социальных навыков



Метапредметные:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, интернет-ресурсы) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;

  • излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

  • аргументированно вести диалог,

  • владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий;

  • проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе;

  • оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.


Ход урока


Этап урока (этап реализации проекта)

/время (мин.)

Формы и методы организации обучения

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1-2 мин.

Фронтальная


Приветствие, проверка готовности к уроку.

Тема урока, слайд 1

Готовятся к уроку, рассаживаются по группам

Личностные:

развитие самосознания и социальных навыков

Целеполагание и мотивация (подготовка проекта)

5-6 мин.

Фронтальная

Постановка цели, определение актуальности проекта

Напоминает об особенностях проектной деятельности, мотивирует учащихся. Слайд 2

Создает эмоциональный настрой для погружения в проект, демонстрируя на слайде памятник Хрущеву работы Э. Неизвестного. Задает вопрос:

- Что автор хотел подчеркнуть своей работой?

Приводит на слайде высказывание Н.С.Хрущева: «…кто-то мои худые дела вспомнит, кто-то хорошие. Но главное то, что все мы глотнули свежего воздуха. Это не пропадет». Слайд 3

Помогает в постановке цели.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры для формирования цели проекта.

Высказывают предположения об актуальности темы

Метапредметные:

владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения;

Актуализация знаний и фиксация затруднений (подготовка проекта)

6 -7 мин.

Фронтальная


Определение круга проблем хрущевской «оттепели», определение причин противоречивости периода (проблематизация).


Фиксирует проблемы, выявленные учениками в процессе выполнения опережающего задания, участвует в обсуждении проблем,

подводит учащихся к проблемному вопросу «Почему «оттепель», а не весна?»

Слайд 4-5

Организует отбор выявленных проблем для работы в группах.

Демонстрируется фрагмент «Хроники дня 1957 г.».

Еще раз акцентирует внимание учащихся на цели урока - разработка учебного проекта «Хроника культурной и повседневной жизни советского общества в период хрущевской оттепели»

Обсуждают выявленные проблемы и противоречия периода «оттепели» с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию

Походят к понимаю глобальной проблемы оттепели – ее ограниченности. Формулируют проблему урока: почему весна была невозможна?

По желанию выбирают отдельные проблемы для работы над проектом.


Личностные:

осознание значимости для личности и общества наследия отечественного искусства;

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;


Метапредметные:

аргументированно вести диалог


Первичное усвоение новых знаний.

(планирование)

10 мин

Групповая

Определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

Организует работу в группах

Слайд 6

Формулирует задание

для групп:

  1. Определить форму проектного продукта

  2. Определить цель, задачи работы над своей частью общего проекта

  3. Составить план и распределить обязанности в группе

  4. Изучить предложенные документы.

  5. Использовать материал опережающего задания

  6. Подобрать документальный материал в интернете (фотографии, видеоматериалы, афиши и т.п. периода «оттепели»).

  7. Оформить презентацию результата (5-6 слайдов)

  8. Подготовить выступление группы для защиты (3 минуты)

Учитель отмечает степень вовлеченности

обучающихся в работу на занятии.

Контролирует и корректирует работу групп, стимулирует деятельность учащихся.

Выполняют задание (п.1-3)

Отбирают источники информации, обсуждают форму представления результата, распределяют обязанности в группе, составляют план работы.


1 группа – изменения в искусстве и литературе. Свет и тени «оттепели» (экскурсия в Манеж на выставку авангардной живописи)

2 группа – новые формы общественной жизни (репортаж с пл. Маяковского)

3 группа – хроника достижений советского спорта

4 группа – изменения в социальной сфере (репортаж с ВДНХ)

5 группа – театр, кино, новые формы досуга (афиши 1953-1964 гг.)

6 группа – молодёжная субкультура, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (интервью на улицах Москвы)

Личностные:

  • готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории;


Метапредметные:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе;


Первичное усвоение новых знаний (исследование)

20 мин.

Групповая

Частично-поисковый, исследовательский методы

Сбор информации, решение промежуточных задач

Контролирует и корректирует работу групп, стимулирует деятельность учащихся

Выполняют задания (п.4-6)

Осуществляют поиск информации в различных источниках.


Личностные:

  • готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории;

  • осознание значимости для личности и общества наследия отечественного искусства;

  • ценностное отношение к памятникам, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях;


Метапредметные:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, интернет-ресурсы) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;


Первичное закрепление (оформление результатов и выводов)

15 мин


Групповая

Частично-поисковый, исследовательский методы

Анализ информации, формулирование выводов

Контролирует и корректирует работу групп; дает, при необходимости, советы по оформлению презентации и формулированию выводов.

Помогает выработать единый стиль презентаций.

Помогает выстроить последовательность выступления групп для того, чтобы получился единый проектный продукт при презентации

Выполняют задания (п.7-8)

Анализируют информацию, формулируют выводы, оформляют презентацию, готовятся к представлению проектного продукта. Взаимодействуют с другими группами, вырабатывают единый стиль презентации


Личностные:

Метапредметные:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, интернет-ресурсы) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (представление результатов)

20 мин

Фронтальная, групповая

Представление результатов

Слушает выступления групп, задает вопросы, следит за соблюдением регламента

Представляют результаты работы групп (3 мин.)

Слушают выступления одноклассников, задают вопросы

Личностные:

развитие самосознания и социальных навыков

Метапредметные:

излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;


Рефлексия

(оценка результатов проектной деятельности)

10 мин

Групповая, индивидуальная

Оценка результатов

Слайд 7

Оценивает работу учащихся с учетом оценок учащихся и самооценки

Подводит итог урока – степень достижения цели.

Обсуждение работы групп. Взаимооценка работы групп над проектом по критериям.

Самооценка

Личностные:

развитие самосознания и социальных навыков

Метапредметные:

оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.


Критерии оценивания работы в группе


Критерии/баллы

2 балла

1 балл

0 баллов

Постановка цели, разработка плана

Четко сформулирована цель, достижение ее велась по плану

Цель сформулирована недостаточно конкретно, план ее достижения составлен

Цель не сформулирована, план работы не выработан

Качество проектного продукта

Продукт полностью соответствует поставленной цели, выдержан единый стиль

Продукт требует доработки, выдержан единый стиль или требует незначительного исправления

Продукт цели не соответствует, стиль не ввычдержан

Работа с информацией

Представлена достаточно полная информация из различных видов источников

Информация недостаточно полная, однотипные источники информации

Большая часть информации не относится к теме

Качество выступления

Выступление было понятным, логичным, речь грамотная и самостоятельная.

Сумел заинтересовать аудиторию.

Ответы на вопросы четкие и правильные

В речи выступающего допущены речевые и логические ошибки. При выступлении пользовался текстом.

Сумел заинтересовать аудиторию.

Ответы на вопросы четкие и правильные

Выступление не самостоятельное, выступающий(-ие) не понимает смысла. Не интересно.

Отвечает на вопросы не уверенно или не знает ответов.

Организация работы в группе

Работа группы спланирована, видно участие каждого.

Есть недостатки в планировании работы группы. Не все равноценно принимают участие в работе.

Работа группы не организована. Не все принимают участие в работе


Перевод баллов в отметку: 0-4 балла – «2»; 5-6 баллов – «3»; 7-8 баллов – «4»; 9-10 баллов – «5»


Лист самооценки


Критерии

Отлично

Хорошо

Я могу лучше

Активно работал(а) на уроке, принимал(а) участие в обсуждении проблем, внимательно слушал(а) и понял(а) задания учителя




Активно принимал(а) участие в работе группы: помогал(а) создавать план работы участвовал(а) в постановке целей исследования, участвовал(а) в поиске информации по теме




Проводил(а) анкетирование по теме проекта в качестве опережающего задания, результаты были использованы для реализации проекта




Принимал(а) участие в работе над продуктом, принимал(а) участие в презентации




Внимательно слушал(а) выступления других групп, задавал(а) вопросы, принимал(а) участие в обсуждении и оценивании.





Список литературы


  1. ГУЗЕЕВ В.В., НОВОЖИЛОВА Н.В., РАФАЕВА А.В., СКОРОБОГАТОВА Г.Г. Консультации: метод проектов. [электронный ресурс] – режим доступа - https://docs.yandex.ru/docs/view?tm

  2. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1945 год – начало 21 века: 11 класс: базовый уровень. - Москва: Просвещение, 2023

  3. Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса. [электронный ресурс] – режим доступа - https://studfile.net/preview/6306194/

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"

  5. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763)

  6. М. Н. Чернова, В.Я. Румянцев. Работа с документами на уроках истории. – М.,2008


Приложение 1

Документ № 1

Из выступлений Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства:

«Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотёка, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн, и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний».

Документ № 2

М. И. Ромм о встрече Н.С. Хрущева с представителями художественной интеллигенции в Москве:

«Вначале он вел себя, как добрый, мягкий хозяин крупного предприятия, вот, угощаю вас, кушайте, пейте. Мы все вместе тут поговорим по-доброму, по-хорошему. И так это он мило говорил и движения круглые и первые реплики его были благостные. А потом постепенно как-то взвинчивался и обрушился раньше всего на Эрнста Неизвестного. Трудно ему было необыкновенно. Поразила меня старательность, с которой он разговаривал об искусстве, ничего в нем не понимая…»

Документ № 3

Из предсмертного письма Александра Фадеева:

«Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству власть имущих. Литература – это святая святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, из самых «высоких» трибун…»

В конечном итоге, через решение частных вопросов, учащиеся приходят к решению основной проблемы урока.

Итак, сталинские холода ушли в прошлое, но настоящего тепла не наступило. «Оттепель» могла вызвать паводок, грозивший снести всю систему. Контроль за умами людей стал более гибким и изощрённым, но не менее строгим. Эти годы были приглашением к свободе, но не самой свободой. После «оттепели» вновь ударили «заморозки» и до настоящей «весны» было еще очень далеко.

Документ № 4

Из Постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке. 28 октября 1958

 Начав когда-то с деклараций о «чистом искусстве», Б. Пастернак кончил тем, что стал орудием буржуазной пропаганды, выгодным объектом спекуляции для тех кругов, которые организуют «холодную шину», стараются оболгать все прогрессивные и революционные движения.

Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени.

Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать. Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки. Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое орудие в руках реакции.

Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в, действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов.

Известия. 1958. 29 октября.

Документ № 5

Из информационного бюллетеня о подготовке молодежи СССР к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Февраль—июнь 1957 г.

Кроме 30 тысяч зарубежных гостей и многочисленной советской делегации, в августовские дни 1957 года в Москву приедет 80 тысяч юношей и девушек из различных областей, краев и республик Советского Союза.... Гостями фестиваля будут не только победители спортивных состязаний и художественных конкур­сов, но и те, кто прославился своими трудовыми делами, — молодые рабочие, колхозники, служащие.... Поэтому молодежь страны стремится отметить фести­валь прежде всего успеха ми в труде.

Более трех тысяч переводчиков, хорошо знакомых с Москвой, помогут гос­тям столицы быстро ориентироваться в городе. Но не всегда они могут оказаться рядом с делегатами. Хорошо, если не только переводчики, но и многие молодые москвичи смогут побеседовать с зарубежными друзьями на их родном языке, объяснить, как проехать к стадиону, театру! Поэтому сейчас во всех 25 районах Москвы, на предприятиях, в магазинах, школах, учреждениях работает много кружков иностранных языков. В Киевском районе их около 150, в Бауманском,— 60. Только студенты Московского педагогического института иностранных язы­ков ведут уже больше 200 таких кружков.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995 гг.).

Документ № 6

Из воспоминаний  Э. Белютина о посещении Хрущевым Н.С. выставки художников в Манеже ( https://www.liveinternet.ru/users/artss/post71687356/)

.. Прежде чем спросить, "где здесь главный, где господин Белютин", Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Со стороны это выглядело, как в комедийном фильме времен Чаплина и Гарольда Ллойда. Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки.
- Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! - с каждым словом голос его становился визгливее.

Начав с портрета девушки А. Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л. Грибкова "1917 год".

- Что это такое? - спросил Хрущев. Чей-то голос сказал:

- 1917 год.

- Что это за безобразие, что за уроды? - Где автор?

Люциан Грибков вышел вперед.

Ну, ладно, это неважно, но как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует. Это доказательство на него, очевидно, так подействовало, что он побежал дальше, почти не глядя на картины.

... - Ну, ладно, - сказал Хрущев, - а теперь рассказывайте, в чем тут дело.

Это был уже какой-то шанс, и я увидел, как по-разному насторожились Суслов, Шелепин, Аджубей.
- Эти художники, работы которых вы видите, - начал я, взбешенный поведением премьера и решив не называть его по имени-отчеству, - много ездят по стране, любят ее и стремятся ее передать не только по зрительным впечатлениям, но и сердцем.

- Где сердце, там и глаза, - сказал Хрущев.

- Поэтому их картины передают не копию природы, а ее преображенный их чувствами и отношением образ, - продолжал я, не реагируя на хрущевскую реплику. - Вот взять, например, эту картину "Спасские ворота". Их легко узнать. А цветовое решение усиливает к тому же ощущение величия и мощи.

Я говорил обычными словами, которыми стало принято объяснять живопись. Хрущев слушал молча, наклонив голову. Он, похоже, успокаивался. Никто нас не прерывал, и чувствовалось, пройдет еще пять-десять минут, и вся история кончится. Но этих минут не случилось. Посередине моего достаточно долгого объяснения сухая шея Суслова наклонилась к Хрущеву, и тот, посмотрев на мое спокойное лицо, неожиданно взорвался:
- Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах - почему их не видно?

И тут же ему стало не по себе, и он добавил вежливо:

- Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: всё это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!..


1 Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса.- режим доступа - https://studfile.net/preview/6306194/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!