Тема : Обобщающий урок по теме «В царстве формул сокращённого умножения»
Цели урока:
1)образовательная: закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умений свободно применять формулы к разложению многочлена на множители;
2)воспитательные: формирование интереса к решению примеров; воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля, математической культуры;
3)развивающая: развитие внимательности, логического мышления, умения систематизировать и применять полученные знания.
Оборудование: проектор, оценочные листы.
Тип урока: урок-смотр знаний.
Ход урока:
I.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас стать участниками театрализованного представления.
Как говорил Шекспир: «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры!
Кто плут, кто - шут, а кто простак, мудрец или герой".
А потому, а потому оставьте ваши споры –
Ищите в жизни свою роль, лепите образ свой.
Сейчас на уроке каждый из вас будет играть свою роль, и чем лучше вы её сыграете, тем ярче и интереснее пройдёт наш урок. А как вы думаете, почему я вспомнила про театр? (2019 год – указом Президента РФ В.В. Путиным объявлен годом театра).
Итак, представление началось.
Если сумму мы в квадрат возводим
квадраты слагаемых находим,
их произведение на два умножим и результаты вычислений сложим.
Если разность, квадратов мы определяем,
удвоенное произведенье вычитаем.
Если сумму выражений на их разность умножаем:
Разность квадратов получаем.
Какая тема нашего урока?
Тема нашего урока «Формулы сокращенного умножения». Как вы думаете, почему я выбрала эту тему? (ответы учащихся). Да, сегодня мы еще раз повторим изученные формулы и будем дальше отрабатывать навыки работы с формулами. А сейчас с помощью театральных масок оцените, с каким настроением вы пришли на урок.
II. Основная часть.
(Презентация).
Первый акт нашего представления. Сейчас мы с вами должны продемонстрировать виртуозность и скорость нашего мастерства
При записи формул были допущены ошибки. Найдите и исправьте их.
1) (а+b)2 =а2+аb+b2
Ответ: (а+b)2=а2+2аb+b2
2) (а-с)2=а2-2аb+b2
Ответ: (а-b)2=а2-2аb+b2
3) (а+b)3=а3+а2b+аb2-b3
Ответ: (а-b)3=а3-3а2b+3аb2-b3
4) (а-b)3=а3-3аb+3аb-b3
Ответ: (а-b)3=а3-3а2b+3аb2-b3
5) а2-b2=(а-b)(а-b)
Ответ: а2-b2=(а-b)(а+b)
6) а3-b3=(a-b)(a2+2ab+b2)
Ответ: а3-b3=(a-b)(a2+ab+b2)
б) В таблицах представлены выражения. Выберите правильный ответ.
Ответы:
Задание | 1 | 2 | 3 |
(с+3)2= | с2 - 6с + 9 | с2 + 2с + 9 | с2 + 6с + 9 |
(4-2у)2= | 16 + 16у + 4у2 | 16 - 16у + 4у2 | 16 - 8у + у2 |
(9+5х)2= | 25х2+90х+81 | 25х2+81 | 25х2-90х- 81 |
в) Подберите к каждому выражению из первого столбика выражение из второго столбика
(a2-b) (4-4x+x2)
(a+3) (x2+2x+1)
(x+1) (a2+6a+9)
(2-x) (a4- 2a2b+b2)
г) Замените пропуски соответствующим выражением:
(2x + y)2 = 4x2 + … + y2;
(3a2 + …)2 = … + 6a2b + b2;
9a2 - … = (3a + 2b)(3a – 2b);
16y4 - … = (3x + …)(… - 3x);
д) Представить в виде многочлена:
(7а – 8в)2 (3х2 – 1)(3х2 + 1) | |
| | |
Физкультминутка. Дети встают, строятся в одну шеренгу друг за другом в проходе между рядами. Учитель называет числа. Если звучит число, являющееся квадратом какого-либо числа, то приседают, если кубом – поворот влево-вправо, иначе – встают на цыпочки.
4, 8, 1, 9, 16, 25, 7, 64, 11
Вычислить рациональным способом:
а) (652-322-97*11): (612-362)+(562-262): (662-162)
Решение: данное выражение не очень сложное. Сначала я преобразую его и запишу в виде дроби:

Далее буду вычислять по действиям:

В этом примере я применила формулы разности квадратов и квадрата суммы двух слагаемых.
б) Упростить выражение
Константин Васильевич Иванов – чувашский поэт, классик чувашской литературы. В честь поэта названы улица и сквер в Чебоксарах, его имя носит Чувашский академический театр драмы.
в) Проверь себя
Вариант 1:
1)Вычисли: 412 – 312
б) 72
в) 720
г) 730
2)Вычисли: 262 – 742
е) – 4800
ж) 4800
з) – 480
3)Разложи на множители: a4 – 8a2 + 16
c) (a2 + 4)2
n) (a – 4)2
p) (a2 – 4)2
4)Разложи на множители: a6 – 8
н) (а2 – 2) (а4 + 2а2 + 4)
к) (а3 – 4) (а3 + 4)
л) (а2 – 2) (а2 + 2а + 4)
5)Разложи на множители: 25b2 – 16c4
a) (5b – 4c2)2
o) (5b – 4c2) (5b + 4с2)
д) (5b – 4c) (5b + 4c)
Вариант 2:
1)Вычисли: 762 – 242
а) – 520
в) 5200
c) 52
2)Вычисли: 832 –732
e)1560
ж) 156
з) 1540
3)Разложи на множители: 4 + 4b2 + b4
к) (2 – b2)2
п) (2 + b)2
р) (2 + b2)2
4)Разложи на множители: 1 – c9
н) (1 – c3) ( 1 + c3 + c6)
м) (1 – c3 ) ( 1 + c3)
л) (1 – с3) ( 1 + 2с3 + с6)
5)Разложи на множители: 36x4 – 49y2
e) (6x2 – 7y)2
o) (6x2 – 7y) (6x2 + 7y)
a) (6x – 7y) (6x + 7y)
1) x2 – 4xy + 4y2 2) 25a2 + 10a + 1 3) 16a2 – 24a + 9 4) (3b – 1)(3b + 1) 5) 4x2 – 28xy + 49y2 6) (xy – 1)(xy + 1) 7) (3m-4n)(3m + 4n) 8) (5a – 4b)(5a + 4b) 9) a2 + 10a + 25 10) 1 – 2b + b2 11) (12a – 25c)(25c + 12a) 12)(a+2b)(a2-2ab+4b2) 13)(2a-b)(4a2+2ab+b2) 14)16b4-25a2 15)(x-1)3 | | |
III.Итоги урока. Рефлексия.
- Что сегодня повторили?
- Где будем применять знания?
- Что удалось на уроке и над чем необходимо поработать?
- Достиг ли урок цели?
-Оцените с помощью смайликов свое настроение в конце урока.
Оценка деятельности учащихся на уроке.