СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию " Наука в современном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию " Наука в современном обществе"»

Тема урока: Наука в современном обществе.


Цели и задачи урока: 1. Познакомить с отличительными чертами науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих и распространяющих научные знания.2. Охарактеризовать науку как особую систему знаний и показать ее роль в современном обществе.

Планируемые результаты.

Предметные: раскрыть значение понятий материальная и духовная культура; характеризовать элементы современного научного познания; анализировать основные положения этики ученых; оценивать важность этических проблем с которыми сталкиваются ученые в своей работе; описывать основные функции науки, роль науки в современном обществе.

Метапредметные УУД

Коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий, создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные УУД: формировать и развивать умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Орг.момент.

2. Изучение нового материала.

По подсчетам специалистов количество ученых за последние 200лет увеличилось примерно в 50тыс.раз. Чем вызван столь значительный рост? Как развивается наука? Каковы ее особенности? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Вопросы к классу:

  1. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  2. На какие вопросы нам предстоит отметить?

Проблемные вопросы. Почему роль науки в обществе постоянно растет? Каковы нравственные принципы труда ученого?

Работа по теме урока.

  1. Что такое наука?

Вопрос к классу. Какие ассоциации вызывает у вас слово « наука»?

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности.

Кроме того наука - это еще и деятельность людей которые создают систему знаний о природе, обществе и человеке.

Цель науки- познание, поиск истины. Научное знание имеет двойную ценность. Оно ценно само по себе, а также открывает перспективу для поиска нового знания и полезно для человеческой деятельности.

Зачатки научного знания появились в Древнем Китае и Древней Индии. Однако не всякие знания можно назвать наукой. Наука - это не просто перечень наблюдений над природой, она возникает только тогда, когда осознаются универсальные связи между явлениями природы. Прежде чем родилась астрономия, существовала астрология, изучавшая расположение звезд. Древние астрологи открыли некоторые закономерности в движении звезд.

Человек стал задумываться над общими вопросами мироздания, на первый взгляд ненужными в повседневной жизни. Как движутся небесные тела? Почему день сменяется ночью? От чего бушуют стихии? Думая об этих, казалось бы, отвлеченных вопросах, люди открывали законы, которые затем помогали им обустраивать свой быт, позволяли противостоять природным стихиям.

Но для рождения науки как любой области культуры одного появления таких вопросов еще недостаточно. Для этого нужны люди, способные профессионально заниматься познанием. Сегодня мы называем таких людей учеными, в древности же это были жрецы, маги, пророки, а позже- естествоиспытатели и философы. Они искали ответы на так называемые общие вопросы: Что такое мир? Как он возник? Однако к тому времени человечество накопило очень мало конкретных выводов, которые можно было бы соединить в относительно целостную систему- науку. Но со временем интерес к познанию становился все более разносторонним. Научная деятельность превратилась в науку только тогда когда люди связали между собой самые разные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и размышлений и попытались создать некое систематизированное знание.

ФУНКЦИИ НАУКИ



Культурно-мировоззренческая - Познавательная-объяснительная- Прогностическая-

Формирует мировоззрение, научные фактор производственного процесса. использование научных

представления. данных для разработки

планов и программ

социального и экономического

развития для управления

культурными процессами.

Цель научного познания- получение новых, более глубоких знаний. В основе научного процесса лежит передача информации. Она должна быть объективной, достоверной и систематичной.

Все науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.

Основные отличия научного познания от обыденного сознания:

  • Ориентировано на познание сущности предметов и процессов

  • Оперирует особым символьным языком

  • Вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

  • Систематизирует и логически организует результаты исследований

  • Обосновывает любые утверждения.

Изученный материал можно представить в виде


Н аука Особая система знаний

Особая сфера деятельности

Особая система организаций и учреждений


Э лементы научного знания Систематизация знаний Законы и теории

Естествознание

Технознание

Человековедение Система научного знания

Обществознание

Методы познания Научные факты


  1. Нравственные принципы труда ученого

Вопросы к классу

Какими качествами должен обладать настоящий ученый?

Должен ли он обладать высокими моральными качествами?

На первый взгляд, наука и нравственность так далеко отстоят друг от друга, что странно даже ставить вопрос об их соотношениях и пересечениях. Получается что между наукой и нравственностью обнаруживается разрыв, ведь исследуемые ими проблемы лежат в разных плоскостях. Но все обстоит не так просто. Ведь наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она затрагивает огромное множество человеческих интересов.

  1. Возрастание роли современной науки

Работая с п. № 9 докажите что наука играет все большую роль в обществе и ответьте на вопросы:

  • Как и чем современная организация научных исследований отличается от организации научных исследований в XIX-XXвв?

  • Какие функции выполняла наука первоначально?

  • Какие задачи поставило индустриальное общество перед наукой?

  • Какие изменения произошли в науке в процессе развития производства?

  • Что такое технополисы и технопарки? Дайте характеристику технополисов.

  • Что имеют в виду авторы, утверждающие, что наука выступает в качестве общественной силы?

  • Какими способами познания вооружила наука современного человека?

Тема для дискуссии. Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что развитие науки благотворно для человечества, а другие придерживаются противоположного мнения. Разделитесь на две группы работая с учебником и интернет- ресурсами подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

3.Подведение итогов урока

  1. Ответьте на вопросы 2-5 рубрика « Проверим себя»

  2. Выполните задания 1,3 рубрики « В классе и дома»

4.Рефлексия

Продолжите фразы….

Я хочу сказать…..

Мне больше всего удалось……

Для меня было открытием, что….

5.Домашнее задание: № 9 выполнить задания 2 или 4 рубрики « В классе и дома»; написать эссе на тему « Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» (О.де Бальзак)