1. Самоопределение к деятельности. | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Предлагаю послушать стихотворение, которое расскажет нам Нигора. З. Александрова Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! (Слайд №1) | Слушают учителя и одноклассницу. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний. | Повторение пройденного. | - О чём это стихотворение? (о Родине) - Как Вы думаете, что обозначает это слово?? (высказывания детей) - Когда мы слышим или произносим слово родина, каждый представляет то, что ему дорого и близко. Но это слово имеет для нас и общее значение. Это страна, в которой мы с вами живём – Россия, наша общая Родина. - Что мы знаем о нашей Родине? (высказывания детей) - У страны есть свои символы (герб, флаг, гимн) (Слайд №2) Много городов, рек, озёр. Столица нашей России – Москва. - Как вы думаете, территория нашей страны большая или маленькая? (Очень большая) - Где мы можем увидеть изображение территории нашей страны? (На карте, на глобусе) - Сравним изображение на глобусе и на карте. На глобусе изображение более точное, но на карте можно увидеть больше объектов. - Сегодня я предлагаю совершить путешествие по нашей стране с помощью карты на паровозике из Ромашково. (Слайд №3) | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
3. Целеполагание. | Формулировка темы урока. Определение учебных задач. | Тема нашего урока сегодня: «Россия на карте». - В путешествие мы отправляемся с Незнайкой, который тоже хочет познакомиться с картой России и он пришёл к Вам с вопросами. Что такое карта? Как понимать карту? Как показывать объекты на карте? (Слайд №4) | Формулируют тему урока. Определяют учебные задачи. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
4. Изучение нового материала. | Открытие новых знаний. | -Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе. - Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие? ( На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение). -Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта. - Прочитайте определение каждый про себя. -Кто прочитает нам вслух определение? Слайд: Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (Слайд №5) -Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59 -Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение? Молодцы!!! - Как Вы думаете, почему изображение на карте «уменьшенное»? Что значит «на плоскости»? Что такое «условные знаки»? Почему на карте применяют условные знаки? - Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте. Немного позже мы более подробно познакомимся с условными знаками карты, а пока отправимся в наше долгожданное путешествие. - Путешественники берут с собой необходимые вещи, палатку, рюкзак, тёплые вещи. Как Вы думаете, какие вещи мы с Вами должны взять? (Учебники, тетради, и главное – багаж знаний в голове) Для того, чтобы не заблудиться и не запутаться в дороге, мы должны вспомнить стороны горизонта. -Итак, внимательно следите за тем, как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг –внизу, запад–слева, восток –справа. А сейчас вспомним формы земной поверхности и определим, каким цветом они обозначены на карте. На карте голубым цветом обозначена вода, а зелёным, коричневым и жёлтым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым - горы. Равнины обозначены разным цветом. На равнинах есть низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности. Низменности обозначают на карте зелёным цветом, а возвышенности – жёлтым. | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. Определяют стороны горизонта на настенной физической карте России. Осваивают приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков). | Регулятивные: Ориентируются по карте; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
5. Работа над новым материалом. | Открытие новых знаний. | Работа в парах по учебнику 1 вариант –стр. 90 – 91 2 вариант –стр. 92 – 93. Рассмотрите фотографии. Найдите эти места (объекты) на карте. Задача детей — найти на карте места, где находятся эти объекты с фотографий. Главным направлением служат подписи к фотографиям, где точно указан «адрес» каждого объекта. 1. Белые медведи живут во льдах Северного Ледовитого океана. (Слайд №6) (Это север) 2.Охотское море. (Слайд №7) (Это восток) 3.Чёрное море (Слайд №8)(Это юг) 4.Уральские горы (Слайд №9) (Тянутся с севера на юг и делят материк на 2 части света Европу и Азию) 5.Волга. Вспомнить части реки (Слайд №10) (Находится в европейской части) На берегах Волги расположено много красивейших городов России. Давайте, посмотрим какие это города? 6.Таёжные просторы Западной Сибири (Слайд № 11) (Находится в азиатской части) 7. Вулканы на Камчатке. (Слайд №12) (Находится в северо – восточной части Евразии) Мы с Вами побывали во многих регионах нашей страны. Наша страна очень большая и невероятно красивая. Теперь Вы знаете, как выглядит на карте наша Родина? Мы совершили большое путешествие по карте и уже начали учиться её читать. Но читать карту — это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты — условные знаки. | Работают в паре по учебнику. Находят и показывают объекты на настенной карте. Слушают учителя, просматривают презентацию. | Познавательные: Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям. Используют знаково – символические средства (условные знаки карты) для решения учебных задач. Используют карту как источник информации. Регулятивные: Понимают и сохраняют целевые установки урока. Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей в ходе освоения приёмов чтения карты. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
6. Включение нового знания в систему знаний. | Познакомить с условными знаками на карте. Формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты. Применять новые знания при выполнении заданий. | Работа по карте. Все подходят к карте. Как показывать объекты. 1. Стоять у карты справа. 2. Показывать только указкой. 3. Показывать не надпись, а сам объект. Показать границу, столицу, крупные города, моря, реки, острова. Сравните территорию России с другими государствами. (Очень большая). Работа в тетради Практическая работа «Учимся читать карту». (стр. 61) по колонкам. Показ объектов на карте. Запись пропущенных слов. Острова: Новая Земля, Земля Франца – Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля, Сахалин, Курильские острова. Полуострова: Кольский, Таймыр, Камчатка, Крым. Незнайка решил посетить города, которые расположены на берегах Волги. Какие города он увидит? Коллективное выполнение задания вариант № 4. | Все подходят к карте. Находят на настенной карте государственную границу Российской Федерации, Москву – столицу России, крупные города, моря, реки, острова. Учатся правильно показывать объекты на настенной карте. Выполняют практическую работу в тетради. Коллективная проверка. | Познавательные: Используют знаково – символические средства (условные знаки карты) для решения учебных задач. Используют карту как источник информации. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
7. Итоги урока. Рефлексия деятельности. | Обобщение полученных на уроке сведений. Рефлексивный анализ учебной деятельности. | Подходит к концу наше путешествие. Предлагаю вам полюбоваться красотой природы нашей страны. Просмотр видеоролика на текст песни «Уголок России – отчий дом». - Россия – огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые берёзовые рощи, поля. Наши путешествия по России будут продолжаться. Рефлексия. - Закончите предложения: Я научился... Сегодня я узнал... Мне было трудно... Мне интересно было выполнять... Домашнее задание. Выполнить задания в тетради. | Делают вывод, сопоставляют с выводом в учебнике (с. 95). Отвечают на вопросы в учебнике с. 95. | Личностные: Испытывают чувство гордости за свою Родину, ценят разнообразие и красоту её природы. Осознают значение умения читать карту для своей повседневной жизни. Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: Оценивают собственную деятельность на уроке. |