БОУ "Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Методическая разработка урока
по окружающему миру для 3 «а» класса
по теме «Весна. Обобщающий урок»
Учителя начальных классов
Захаровой Галины Николаевны
Калинино - 2018
Цель: уточнить и систематизировать знания обучающихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД:
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: проектор, экран, картинки на тему «Птицы», листики для записей, аудиозапись звуков природы (капель, журчание ручья, пение птиц, звуки насекомых), разрезные картинки сосульки, ручей, верба, солнышко, карточки со словами, корзинка, ветка черёмухи, ветка берёзы, объёмная аппликация «Весна», венок из искусственных цветов.
План урока:
I.Организационный момент.
а) Настрой на урок.
б) 2018 год - Год И.Я.Яковлева. (Слайд 1)
в) Музыкальное оформление. (Слайд 2)
Создание положительного эмоционального фона.
а) Приветствие.
б) Психогимнастика.
в) Дыхательная гимнастика.
г) Работа с календарём.
Создание проблемной ситуации.
а) Работа с осколочными картинками.
б) Работа с надписями к картинкам.
Актуализация знаний учащихся.
1)Работа с таблицей.
2)Словарная работа.
3)Речевая зарядка.
4) Игра «Весенние месяцы».
5) Цвета весны. (Слайд 3)
6) Приметы о весне.
7) Звуки весны.
а) Беседа с опорой на наблюдения учащихся.
б) Игра «Отгадай звук». (Слайд 4-9)
8) Запахи весны.
Работа над новым материалом.
а) Составление предложений о весне.
б) Составление рассказа о весне.
в) Игра: Хоровод.
г) Игра «Выбери правильный ответ». (Индивидуальная работа). (Слайд 10)
Ребята, 2018 год – год волонтёра
а) Правила поведения на природе весной. (Слайд 11)
б) Знаки. (Слайд 12-13)
Рефлексия. (Слайд 14)
Выставление оценок.
Домашнее задание. (Слайд 15)
Подведение итогов. (Слайд 16)
ХОД УРОКА
Организационный момент.
а) Настрой на урок.
Прозвенел для вас звонок - начинается урок.
Тихо сядьте все за парты.
Ровно руки положите,
На меня все посмотрите.
б) 2018 год - Год И.Я.Яковлева.
Ребята, 2018 год - Год И.Я.Яковлева. Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев (25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния — 23октября 1930 года, Москва) — чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист. Он завещал нам: Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью.
Сегодня, мы будем с вами общаться на языке русского народа.
в) Музыкальное оформление. (Звучит чувашская музыка песни «Илемлĕ».)
II. Создание положительного эмоционального фона.
а) Приветствие.
Учитель: Давайте начнем наше занятие с приветствия.
Здравствуй, солнце золотое! (Руки поднять)
Здравствуй, небо голубое! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, вольный ветерок! (Взмахи руками над головой)
Здравствуй, маленький дубок! (Присели)
Мы живем в одном краю (Дети берутся за руки)
Всех я вас приветствую.
б) Психогимнастика.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь нашим гостям, а они улыбнутся вам. Улыбнитесь всему, что окружает вас. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.
в) Дыхательная гимнастика.
А теперь сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через ротик весь страх, беспокойство, испуг.
Дети делают вдох и выдох три раза.
г) Работа с календарём.
Какое сегодня число? Какой месяц? Какой день недели?
Создание проблемной ситуации.
Сегодня по дороге в школу нам подарили корзиночку. Хотите узнать, что в этой корзинке? Для этого Вам нужно сложить разрезные картинки и подобрать к ним слова.
а) Работа с осколочными картинками. (Работа в парах).
Дети собирают картинки с изображениями солнышка, сосульки, ветреницы, почки, проталина, ледоход.
б) Работа с надписями к картинкам.
Дети подбирают надписи к картинкам и размещают на доску.
Актуализация знаний учащихся.
А кто же её нам подарил? Хотите узнать, кто её подарил?
Работа с таблицей.
Я предлагаю вам разгадать это слово, которое будет часто звучать сегодня на уроке. (Работа с таблицей, зашифровано слово ВЕСНА). На доску помещается слово ВЕСНА.
А | К | Г | З | С | Ч | Т |
Й | Ц | У | Ш | Щ | Х | Ф |
Ы | В | Е | С | Н | А | П |
Р | О | Л | Ж | Э | Я | М |
И | Ё | Б | Д | Ю | П | Н |
Словарная работа.
Сколько звуков в слове?
Сколько букв в слове?
Сколько согласных в слове?
Сколько гласных в слове?
На какую букву подает ударение?
На какой слог подает ударение?
Как будет слово ВЕСНА на чувашском языке? (Çуркунне)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Сегодня мы поговорим о Весне. Ведь эту корзинку подарила нам весна.
Какая же тема нашего урока? (Ответ детей: Весна)
А какая она Весна? Кто из вас видел весну? А чтобы ответить на эти вопросы, сегодня мы поговорим о ней, её признаках.
Как вы думаете, какая же цель нашего урока?
(Ответ детей: закрепить свои знания о признаках весны в природе).
Речевая зарядка:
Ма-ма-ма—и уже ушла зима.
На-на-на – к нам теперь пришла весна.
Чи-чи-чи – прилетели все грачи.
Чьи,чьи,чьи – уже высохли ручьи.
Игра «Весенние месяцы»
(На карточках названия месяцев март, апрель, февраль, май.)
Задание 1. Какой месяц лишний? Почему?
Задание 2. Давайте вспомним название весенних месяцев. Назовите их.
Задание3. Расположите названия весенних месяцев по порядку. ( На доску вывешиваются названия весенних месяцев).
Март.
Вспомните, какие изменения происходят в марте?
Солнце, небо, сосульки, ручьи, проталина, ледоход, птицы, цветы.
Каким становится солнышко?
(На доску вывесить картинку солнышко).
Каким становится небо?
(На доску вывесить картинку неба с облаками)
Я начну предложение, а вы продолжите.
На дорогах появляются……(проталины).
На крышах появляются …… (сосульки).
(На доске появляются картинки с изображением сосулек и проталин).
Что происходит со снегом? Почему снег становится рыхлым, тёмным?
Что начинается на реке?
(На доску вывесить картинку ледоход).
Кричат…(скворцы).
Почему возвращаются птицы?
Давайте составим предложения о погоде в марте, используя опорные слова.
Наступила Весна. Солнце пригревает. По небу плывут белые облака. Снег тает. На дорогах появляются проталины. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают.
Нам прочитает стихотворение о марте:
Хамитов А. Вокруг ствола снег почернел
Дыханьем дерева прогретый.
И первый грач уж прилетел
К берёзе солнцем обогретой.
В. Козлов
Апрель.
Как называется следующий весенний месяц?
Марков Я. Апрель, апрель
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Почему начинают бежать ручьи?
Журчат …(ручьи).
(На доске появляются картинки с изображением ручья).
Почему набухают почки?
(На доске появляются картинки с изображением почек).
На деревьях набухают …(почки).
(На доске появляются картинки с изображением травы).
Зеленеет… (трава).
Давайте составим предложения о погоде в апреле.
Журчат ручьи. На деревьях набухают почки. Зеленеет трава.
Май.
Как называется последний весенний месяц?
-Май
Филиппова В. Всё вешним облаком одето
Садов цветенье, ширь полей,
И распахнул дорогу в лето
Май, лучезарный чародей.
Что происходит с природой в мае? Давайте составим предложения.
Цветы и листья распускаются.
Цвета весны. (Работа с русской народной пословицей).
Давайте посмотрим, что происходит в природе весной. Для этого прочтём пословицу:
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами!
Почему так говорят?
Объяснение пословицы.
Март голубой (вода), апрель зелёный (трава), май разноцветный (цветы).
Назовём приметы весны.
Приметы о весне.
Дружная весна – жди большой воды.
Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.
Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна будет.
До первой грозы лягушки не квакают.
Май холодный – год хлеборобный.
Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
Когда цветет черемуха, всегда живет холод.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Звуки весны.
Беседа с опорой на наблюдения учащихся.
Давайте вспомним, какие изменения в природе вы наблюдали на экскурсии?
Я буду задавать вопрос, а вы отвечать, используя опорные слова.
Какая была погода? (пасмурно, солнечно)
Какого цвета было небо? (голубое, серое)
Что видели на земле? (проталины)
Что видели на крыше? (сосульки, капель)
Весна принесла с собой не только корзину подарков, но и свою музыку. Прослушайте звуки, запомните, приготовьтесь отгадывать.
Игра «Отгадай звук».
Прослушивание и отгадывание звуков: журчание ручья, звон капели, пение птиц, звуки насекомых.
Запахи весны. Ребята, когда наступает Весна даже запах другой. В мае цветут черёмуха, сирень. У них очень приятный запах.
V. Работа над новым материалом.
1) Составление предложений о весне. Установление цепочки причинно - следственных связей, изменений в природе.
1. Солнце пригревает.
2. По небу плывут белые облака.
3. Появляются ручьи.
4. Журчат ручьи.
5. На деревьях набухли почки.
6. Из тёплых стран прилетели птицы
7. На реке начался ледоход.
8. Распускаются первые цветы.
9. Люди работают в огороде.
Составление рассказа о Весне.
Составим небольшой рассказ о весне.
Весна.
Наступила весна. Солнышко пригрело. Зажурчали ручьи. На деревьях набухли почки. Из тёплых стран прилетели птицы. Над цветами летают бабочки и жужжат пчёлы. Люди работают в огороде. Все рады весне.
Давайте прочитаем весь рассказ.
Рассказ по картинкам и опорным словам одним из учеников.
(Повторный рассказ повторяют учащиеся класса).
Как же люди радуются Весне?
Игра: Хоровод.
Пришла Весна, Весна красная!
Весна красная, дни тёплые.
Добры молодцы в луга пошли,
Красны девицы на улицу вышли.
Игра «Выбери правильный ответ». (Индивидуальная работа).
- А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. Внимание на экран.
1. После какого времени года наступает весна?
Лето.
Зима.
Осень.
2. Как в народе называют весну?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Дети.
Сосульки.
Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледобег.
Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Соловьи.
Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.
- Ответьте, почему произошли такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей) Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. Потепление. Небо голубое, высокое. Облака белые, легкие. Набухание почек. Появление листьев. Таяние снега, льда. Цветение растений. Ледоход. Появление насекомых. Половодье. Возвращение перелётных птиц. Изменения в жизни зверей (цвет-заяц, белка).
- Какой сейчас месяц?
- Май – это весна.
- Как вы думаете, почему?
- Солнце пригревает. Природа пробудилась от зимнего сна.
-Да, молодцы. Это Весна.
Ребята, 2018 год – год волонтёра (человек, добровольно занимающийся за свой счет безвозмездной общественно полезной деятельностью), добровольца (лицо (лица), осуществляющее какую-либо деятельность добровольно, а также зачастую безвозмездно — не получая за это материального вознаграждения. В Русском государстве добровольцев называли — охочие люди или охотники.)
А как мы можем помочь окружающему нас миру? Я думаю, мы тоже можем помочь природе, соблюдая правила поведения на природе. А как надо себя вести на природе весной? Давайте, вспомним
1) Правила поведения на природе весной.
Не шумите!
Бережно относитесь к растениям!
Бережно относитесь к животным!
Не оставляйте мусор!
Не загрязняйте водоёмы!
Не разжигайте костёр без взрослых!
Знаки.
Знаки, придуманные вместе на уроке окружающего мира.
VII. Рефлексия.
-Посмотрите, ребята, сколько солнечного света! Представьте, как лучи прикасаются к вашему лицу, греют его. Чувствуете тепло?
- Вам понравился урок?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?
- Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
VIII. Выставление оценок.
- Оцените свою работу в ходе урока:
-на уроке я работал активно или нет
-своей работой на уроке я доволен или нет
-урок для меня показался коротким или длинным
-мое настроение стало лучше или хуже.
Объявление оценок с объяснением.
IX. Домашнее задание.
– Нарисуйте рисунок по теме «Весна». В классе проведём конкурс рисунков по теме «Весна».
X. Подведение итогов.
Всем спасибо за урок!
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.