СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по развитию речи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока развития речи в 8-м классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по развитию речи»

Методическая разработка урока развития речи по теме «Великая Отечественная воина в истории моей семьи» (8 класс)


Ткачева Т. В., учитель русского языка

и литературы МБОУ ОШ № 55

им. А.И.Анощенкова г.Архангельска



Тема: Подготовка к сочинению «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Цель деятельности обучающихся: зафиксировать жанровые особенности рассказа и подготовить план сочинения в жанре рассказа в рамках тематического направления «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Цель деятельности учителя:

  • совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

  • совершенствование умений над сочинением-рассказом;

  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;

Задачи:

  • Развивать речь, воображение , творческие способности, умение анализировать и делать выводы ;

  • систематизировать материал учащихся о своей семье в годы Великой Отечественной войны; 

  • воспитывать интерес к истории родного края и уважительное отношение к предкам;

  • формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества;

  • воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: выставка рисунков и книг о Вов, раздаточный материал с отрывками из сочинений учащихся прошлых лет.

Предварительная подготовка для учителя:

  • подобрать отрывки сочинений учащихся прошлых лет;

  • подготовить выставку книг.

Предварительная подготовка обучающихся:

  • собрать материал о своих родственниках в годы Вов; подумать, о ком из своих родственников они могут рассказать.

  • Нарисовать рисунок на тему «Великая Отечественная война в моем представлении».

Прогнозируемый результат: сочинение-рассказ в рамках тематического направления «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

№п\п

Этапы учебного занятия

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающегося

Примечания

1































2.












































3.



































4.





























5

1.Мотивационно-ориентировочный этап (оргмомент)






















Постановка учебной задачи.






































Актуализация знаний.


а)










б)






















Обобщение и систематизация знаний























Рефлексия



















-Приветствие;

- Вступительное слово учителя:

Война с фашисткой Германией - одна из самых жестоких в мире, унесшая более 20 миллионов жизней советских людей. Никакими цифрами не измерить человеческое горе. 
Вы - правнуки тех, кто защитил мир и покой на земле. Вы - потомки поколения воинов-победителей. По фильмам и книгам вы знаете о войне, но самыми ценными для вас навсегда останутся воспоминания людей старшего поколения, прошедших через эту лихую годину… ;


Подводит учащихся к постановке темы с помощью вопросов:

  • Кто из ваших родственников жил во время Великой Отечественной войны?

  • - Только ли на полях сражений совершался народный подвиг?

  • - Можем ли мы забыть о невзгодах и тяжкой участи детей и женщин в годы ВОв?

  • Скажите, чему будет посвящен наш урок сегодня?

  • Как вы думаете, зачем нам нужно знать о людях тех страшных лет? О ваших дедушках и бабушках?

  • Как вы считаете, достойны ли ваши предки того, чтобы о них помнили? Как этого мы можем добиться?





Работа над жанром рассказа:


  • Как вы думаете, в каком жанре должно быть ваше сочинение?


  • Проводит опрос по композиции рассказа;

Организует работу с раздаточным материалом (сочинения учащихся прошлых лет)
















Помогает учащимся составить план будущего сочинения.

























Предлагает учащимся составить синквейн «О ком я хочу рассказать»

Составление схемы генеалогического древа.




























Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.










Подбирают дополнительный материал к сочинению, задают вопросы учителю.

































Продумывают композицию своего сочинения-рассказа.



Анализируют сочинения совместно с учителем по следующим пунктам:

  • Соответствует ли данное сочинение жанру рассказа?

  • Какова тема рассказа?

  • О чем повествует рассказ?

  • Все ли композиционные части рассказа присутствуют в данной работе?

  • Сочинение рассказывает нам: о каком-то отдельном случае или повествует о жизни героя в целом?

  • Интересно ли было читать работу? Что вас в нем затронуло? Показалось интересным?








Составляют план.



























Составляют синквейн:

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).



5 мин.

Цель: увидеть, что каждая семья внесла свой вклад в Победу.


























7 мин.















































Вспоминаем не только композицию классического рассказа, но и обсуждаем различные варианты перестановки композиционных частей или их отсутствия, например, рассказ без кульминации; вспоминаем о таком виде композиции, как «рассказ в рассказе», рассказ на основе услышанного или увиденного.



20 мин. Учащиеся разбиваются на 4 группы. Вопросы напечатаны отдельно для каждой группы.
















10 мин

Примерный план

  1. ВОв – страшное испытание для каждой семьи в нашей стране.

  2. Как сложилась судьба моей семьи в годы ВОв.

  3. Мой прадед в годы Вов (военное детство моей бабушки, трудовые будни моей прабабушки).

  4. Случай, произошедший с моим дедушкой (моей бабушкой) на войне. (если таковой был).

  5. Судьба моего деда (моей бабушки) после войны.

  6. Значение (влияние) военного прошлого твоих предков в твоей жизни.



3 мин

Пример синквейна:

1.Дед

2. Скромный, убежденный

3. Воевал, спасся, учил.

4. Я всегда буду помнить своего деда.

5. ЧЕЛОВЕК


(выполненный синквейн говорит о том, что обучающийся определился с темой сочинения)






На втором уроке обучающиеся пишут своё сочинение по данной теме, подтему учащиеся формулируют сами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!