СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "3-е склонение имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "3-е склонение имён существительных", 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку по теме "3-е склонение имён существительных"»

Русский язык

Тема урока: 3-е склонение имен существительных

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного, разбор слова по составу; подбирать к именам существительным 3-го склонения однокоренные имена существительные 1-го склонения

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения

(определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упражнение).

– Прочитайте задание 129. Как распределили слова в группы по склонениям?

– Прочитайте пословицы в упражнении 168. Назовите склонение и падеж выделенных имен существительных.

– Запишите любую пословицу по памяти. Проверьте себя.

1 склонение

2 склонение

Дядя, дядюшка, сынишка, дедушка, Коля, Миша

Дед, сын, Николай, Михаил

Сокол сокола по полёту (2 скл., Д. п.) узнает. Орел не мигаючи на солнце (2 скл., В. п.) смотрит. Журавль (2 скл., И. п.) летает высоко, да видит далеко. Дятлу (2 скл., Д. п.) без носа (2 скл., Р. п.) как волку без ног. Сколько утка ни бодрись, а лебедем (2 скл., Т. п.) не быть.

Сокол сокола по полёту узнает. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)

Орёл – [ар’о́л] – 2 слога.

о – [а] – гласный, безударный;

р – [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

ё – [о] – гласный, ударный;

л – [л] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.

––––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.


Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте скороговорки и догадайтесь, какая буква пришла сегодня к нам в гости.

• Белые бараны били в барабаны.

• Бородатый барабашка барабанит в барабан.

• Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!

– В письме какой буквы мы будем сегодня упражняться?

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку.

Бб ббе бба ббо ббу буб баб боб беб

Добры бобры идут в боры.



Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по названным критериям.



Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Ростом мал и пузат,

А заговорит –

Сто крикливых ребят

Сразу заглушит.

(Барабан.)

БАРАБАН – 1. Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянуты кожей. 2. Полый цилиндр в механизмах, а также вообще техническое устройство цилиндрической формы.

Однокоренные слова: барабанный, барабанщик, барабанить, барабанщица.

Фразеологизм:

БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА – перепонка, отделяющая наружный слуховой проход от среднего уха.


.




У





П


Д




Б

А

Р

А

Б

А

Н


Л


Р





О







Ч







К







И







III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с 3-м склонением имен существительных, узнаем, какие слова относятся к этому склонению, научимся находить их в предложениях и, конечно же, вспомним имена существительные 1-го и 2-го склонения



IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 169)

Произнесите слова. Запишите их буквами.

Что общего в написании данных имен существительных? (На конце слов находится мягкий знак.)

Укажите их род, выделите окончание.

Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3-му склонению

Ель (ж. р.), пыль (ж. р.), ночь (ж. р.),

мышь (ж. р.), дверь (ж. р.)

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 170).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.

Прочитайте. Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов? Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом «совесть»? Почему? (Стыдливость.)

Выпишите имена существительные 3-го склонения. По каким признакам вы их определили?

Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое совесть?».

Хитрость, жалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть.

Совесть каждый человек понимает и объясняет по-своему. Когда она появляется и куда исчезает, непонятно. Мне кажется, это врождённое чувство, которое досталось нам в наследство от далеких предков. И именно это аморфное «нечто» непостижимым образом отделило нас от животных.

Поразительно, как в разных культурах, на разных континентах и в разных религиях люди возводили моральные нормы в едином контексте.

Отсутствие совести – признак деградации, возвращения человека в животный мир, потери личности. Ведь нельзя назвать человеком того, кто с радостью убивает. По такого говорят «зверь».

Для меня совесть – это мой личный внутренний судья. Судья очень строгий, справедливый и неподкупный. Его нельзя обмануть, и от его наказания нельзя убежать.

Поэтому я стараюсь не нарушать его законов, своих внутренних законов морали, главный из которых гласит: не делай другим того, чего себе не желаешь.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 171)

Прочитайте. Докажите, что данные слова – имена существительные 3-го склонения.

Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения. Запишите слова парами по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

– Разгадайте ребусы. (Шарманка, скульптура, колесница, кокошник, акварель, китель, кольчуга.)

Записывают слова парами.

3-е склонение

1-е склонение

Сельдь

Селедка

Метель

Метелица

Пыль

Пылища

Ночь

Ночка

Цепь

Цепочка

Кость

Косточка

Ель

Елочка





VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 172)

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Прочитайте. Что общего в написании данных имен существительных? (На конце данных существительных мягкий знак.)

Как определить, какие из них относятся к 3-му склонению? (Надо определить род.)

Выпишите сначала имена существительные 3-го склонения, а затем – 2-го склонения

Имена существительные 3 склонения: тень, бровь, рысь, пристань, болезнь, медаль, площадь, тетрадь, прорубь.

Имена существительные 2 склонения: день, червь, гусь, конь, июнь, камень, журавль, писатель, голубь, ячмень.

Июнь – [ий’у́н’] – 2 слога.

и – [и] – гласный, безударный;

н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

ь – [ ].

–––––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– В чем мы затруднялись в начале урока?

– Какой же вывод сделали?

– Достигли ли мы цели урока?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе – прикрепите фигурку человечка на верхнюю ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете – на вторую ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – на третью ступеньку. Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете, как действовать, – на четвертую

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются

о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Подходят и прикрепляют своих человечков на соответствующие места и объясняют свои действия.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

– Выполнить задание 130 в рабочей тетради, упражнение 173 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Карточка 1

Подчеркните имена существительные третьего склонения. Вставьте пропущенные буквы.

Вртарь, облсть, мтель, мелочь, экипаж, олень, возвышенность, изгродь, изобретатль, оттпель, фсоль, прорубь, рмень, слесарь, снгирь, полночь, ненавсть, мышь, помощь.


Карточка 2

Подчеркните имена существительные третьего склонения. Укажите склонение остальных имён существительных.

Во все сторны раскинулась змля. В неб сияет яркое сонце, ветр кружт пыль по дрог . На бргу речк шумит камыш. Ранней всной и осню с неба на степь льётся песня жаворонка.


Ключи:

Карточка 1

Вратарь, область, метель, мелочь, экипаж, олень, возвышенность, изгородь, изобретатель, оттепель, фасоль, прорубь, ремень, слесарь, снегирь, полночь, ненависть, мышь, помощь.

Карточка 2

Во все стороны (1 скл.) раскинулась земля (1 скл.). В небе (2 скл.) сияет яркое солнце (2 скл.), ветер (2 скл.) кружит пыль по дороге (1 скл.). На берегу (2 скл.) речки (1 скл.) шумит камыш (2 скл.). Ранней весной (2 скл.) и осенью с неба на степь льётся песня (1 скл.) жаворонка (2 скл.)