Методическая разработка урока
Тема занятия: «Понятие предела функции».
Тип занятия – комбинированный урок, включающий в себя повторение пройденного материала, применение знаний и умений на практике, закрепление изученного.
Цели занятия:
Образовательные:
повторить понятие предела числа, предела функции; научиться вычислять пределы функции; систематизировать полученные знания, активизировать самоконтроль, взаимоконтроль.
Развивающие:
развивать умения анализировать собственные действия, осуществлять выбор соответствующей позиции с последующим анализом своей деятельности.
Воспитательные:
воспитывать:
- познавательный интерес к математике;
- информационную культуру и культуру общения;
- самостоятельность, способность к коллективной работе.
На занятии предусмотрено применение преподавателем:
для лиц с нарушением зрения материал предоставляется в печатной форме увеличенным шрифтом;
для лиц с нарушением слуха материал предоставлен в печатной форме;
для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме.
Организация занятия
Мобилизация учебной деятельности обучающихся: доброжелательный настрой преподавателя и обучающихся, быстрое включение группы в деловой ритм, организация внимания всех обучающихся.
Приветствие обучающихся.
Отмечание отсутствующих.
Проверка готовности к занятию.
Технологии: элементы технологии «сотрудничество», личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии.
Метод: объяснение с демонстрацией видеоматериала, беседа и проблемно-поисковые методы.
План:
I. Повторение материала ( метод изложения: беседа, использование видеоматериала и презентации ).
1. Понятие функции.
2. Предел функции в точке.
3. Основные теоремы о пределах.
4. Замечательные пределы.
II. Закрепление материала (метод изложения: объяснение решения примеров на доске и самостоятельное решение примеров).
1. Решение простых пределов.
2. Раскрытие неопределённостей.
2. Проверка знаний учащихся по теме: «Понятие функции, понятие предела функции в точке, основные теоремы о пределах».
Повторение материала (для лиц с нарушением зрения материал предоставляется в печатной форме увеличенным шрифтом, для лиц с нарушением слуха и с нарушением опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме )
1. Понятие функции
Определение. Если каждому значению х числового множества X по правилу f соответствует единственное число множества Y, то говорят, что на числовом множестве X задана функция у = f(x), значения х определяются множеством значений, входящих в область определения функции (Х) .
В этом случае х называется аргументом, а у - значением функции. Множество X называется областью определения функции, Y - множеством значений функции.
2. Предел функции в точке
Определение. Число А называется пределом функции f в точке x0, если для любого числа ε 0 существует такое число δ 0, что для всех точек х ≠ x0, удовлетворяющих условию
|х — x0| 0, выполняется неравенство |f (x) — A|
Все основные элементарные функции: постоянные, степенная функция (хα), показательная функция (ax), тригонометрические функции (sin x, cos x, tg x и ctg x) и обратные тригонометрические функции (arcsin x, arccos x, arctg x и arcctg x) во всех внутренних точках своих областей определения имеют пределы, совпадающие с их значениями в этих точках.
Примеры функций, имеющих предел в точке
у= x2
Предел функции при x → 2 равен 4 (при x → 2 значения функции → 4).
Предел функций при x→0 равен 0.
3. Основные теоремы о пределах
Если функции f (x) и g(x) имеют конечные пределы в точке a, причем
Если B ≠ 0 и если g(x) ≠ 0 в δ-окрестности точки a.
4. Замечательные пределы и формулы в помощь для вычисления пределов
Первый замечательный предел
Второй замечательный предел
II. Закрепление материала (для лиц с нарушением зрения материал предоставляется в печатной форме увеличенным шрифтом, для лиц с нарушением слуха и с нарушением опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме )
1. Решение простых пределов
Найдем предел функции в точке (задание разбирается на доске):
Следующие задания предлагаются для обучающихся со слабой подготовкой для самостоятельного решения
Раскрытие неопределенностей
Первые задания разбираются на доске преподавателем, затем решаются обучающимися с комментариями преподавателя.
Домашнее задание:
Найти значение предела
;
;
;