1) совершенствовать умение формулировать и выражать мысли и чувства с помощью слова;
4) воспитывать чуткое и внимательное отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | 1 | Учитель приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу. | Приветствуют учителя, настраиваются на плодотворную работу |
2. Офографическая минутка. | 3 | -Прочитайте стихотворение. Слова бывают разные: И чистые, и грязные. Одно от тяжких бед излечит, Другое душу искалечит. Бывает слово как палач – Отнимет жизнь и ввергнет в плач. Со зла ронять их не спеши. Они касаются души. - Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие. Какой согласный звук общий? Почему он обозначен разными буквами? -Объясните написание слова «тяжких». Назовите слово с такой же орфограммой. - Какая орфограмма в слове «спеши»? Назовите слово с такой же орфограммой. - Какое слово имеет такое же звучание, но пишется по-другому? - Отчего зависит написание слова? - Определите тему урока и цель нашего урока. | Учащиеся читают стихотворение Дети отвечают на вопросы учителя. -Тяжких, спеши. - Слово и его значение. |
3. Определение темы и целей урока. | 2 | - Прочитайте ещё раз стихотворение. Значение, каких слов у вас вызывает сомнение? - Что значит «чистые слова», «грязные слова»? В каком значении употреблены эти слова? Объясните значение слов «палач», «ввергнет», «ронять». -Как можно узнать значение слова? Его написание? | Учащиеся читают, объясняют значение слов. |
4.Работа со словарями. Работа в парах. | 5 | -Какие виды словарей вы знаете? Работая в парах, дайте ответ. - Работаем с толковым словарем. Найдите значение слов и фразеологизмов: КОРОТКИЙ ЗАДИРАТЬ НОС ИЗВЕСТНЫЙ ПОДВИГ ЖАВОРОНОК ЖАЛЕТЬ | Учащиеся работают в парах, находят ответ на поставленный вопрос. Фразеологический Орфографический Антонимов Синонимов Толковый Учащиеся, работая в парах, находят значение слов и записывают в тетрадях |
5. Работа по теме урока | | -Прочитайте стихотворение еще раз. Что хотел нам сказать автор? Какой вывод можно сделать для себя? - Что нужно знать человеку, чтобы правильно обращаться со словами? -Сколько слов должен знать человек? - Сколько слов в русском языке? | Учащиеся отвечают на вопросы. Подготовленные учащиеся сообщают: «В русском языке около 500 тыс. слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина, великого знатока и мастера русского языка, в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. 1500-2000 слов - это уже 85%. У выпускника средней школы словарный запас составляет от 1500 до 4000 слов. У человека с высшим образованием - до 8000 слов». «Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим». |
6.Работа по учебнику с многозначными словами. | | -В каких ещё отношения могут состоять слова? –Найдите в стихотворении антонимы. Подберите синонимы к словам «ввергнет», «касаются», «ронять», «плач». - Почему в последнем слове нет «Ь»? Какое значение помогло объяснить написание слова? Какое ещё значение есть у слова? – Сделайте вывод. -Какое значение важнее? | Учащиеся отвечают. Учащиеся делают вывод: слово имеет лексическое и … (грамматическое) значение. |
7.Работа с текстом. | | 1)- Прочитайте текст и исправьте ошибки. На мерзлую землю завалилась зима. Всё покрылось глубоким снегом, а реку подковал мороз. Над речкой скрючилась ива с тонкими ветвями. На снегу видны.. -Продолжите текст. - Что нужно знать, чтобы правильно употреблять слова? В каком случае у человека будет хороший словарный запас? 2) Работа с фразеологизмами. Бить баклуши Точить лясы Ловить ворон Хлопать глазами Клевать носом Не покладая рук - Зачем человеку нужна красивая и богатая речь? | Учащиеся читают и исправляют ошибки. Отвечают на вопросы. – Очень важно для каждого человека пополнять свой словарный запас. В современном мире красивая и богатая речь говорит о культуре и хорошем образовании человека. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни. |
Рефлексия | | - Оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий фразеологизм. | Учащиеся подбирают фразеологизм, оценивая свою работу. |
8. Итог урока | | - Спасибо за урок! | |