СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка по теме "Слово и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово и его значение

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме "Слово и его значение"»

Цели: 

1) совершенствовать  умение формулировать и выражать мысли и чувства с помощью слова; 

2) формировать представление о способах определения   значения  слова;

3) развивать умение  работать со словарями;

 4) воспитывать чуткое и внимательное  отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1

Учитель приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на плодотворную  работу

2. Офографическая минутка.

3

-Прочитайте стихотворение.

Слова бывают разные:
И чистые, и грязные.
Одно от тяжких бед излечит,
Другое душу искалечит.
Бывает слово как палач –
Отнимет жизнь и ввергнет в плач.
Со зла ронять их не спеши.
Они касаются души.

- Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие. Какой согласный звук общий? Почему он обозначен разными буквами?

-Объясните написание слова «тяжких». Назовите слово с такой же орфограммой.

- Какая орфограмма в слове «спеши»? Назовите слово с такой же орфограммой.

- Какое слово имеет такое же звучание, но пишется по-другому?

- Отчего зависит написание слова?

- Определите тему урока и цель нашего урока.

Учащиеся читают стихотворение

Дети отвечают на вопросы учителя.

-Тяжких, спеши.

- Слово и его значение.

3. Определение темы и целей урока.

2

- Прочитайте ещё раз стихотворение. Значение, каких слов у вас вызывает сомнение?

- Что значит «чистые слова», «грязные слова»? В каком значении употреблены эти слова?

Объясните значение слов «палач», «ввергнет», «ронять».

-Как можно узнать значение слова? Его написание?

Учащиеся читают, объясняют значение слов.

4.Работа со словарями. Работа в парах.

5

-Какие виды словарей вы знаете? Работая в парах, дайте ответ.

- Работаем с толковым словарем.

Найдите значение слов и фразеологизмов:

КОРОТКИЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВЕСТНЫЙ

ПОДВИГ

ЖАВОРОНОК

ЖАЛЕТЬ

Учащиеся работают в парах, находят ответ на поставленный вопрос.

 Фразеологический

Орфографический 

Антонимов

Синонимов

Толковый

Учащиеся, работая в парах, находят значение слов и записывают в тетрадях

5. Работа по теме урока


-Прочитайте стихотворение еще раз. Что хотел нам сказать автор? Какой вывод можно сделать для себя?

- Что нужно знать человеку, чтобы правильно обращаться со словами?

-Сколько слов должен знать человек?

- Сколько слов в русском языке?

Учащиеся отвечают на вопросы. Подготовленные учащиеся сообщают:

«В русском языке около 500 тыс. слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина, великого знатока и мастера русского языка, в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. 1500-2000 слов - это уже 85%. У выпускника средней школы словарный запас составляет от 1500 до 4000 слов. У человека с высшим образованием - до 8000 слов».

«Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим».

6.Работа по учебнику с многозначными словами.


-В каких ещё отношения могут состоять слова?

–Найдите в стихотворении антонимы. Подберите синонимы к словам «ввергнет», «касаются», «ронять», «плач».

- Почему в последнем слове нет «Ь»? Какое значение помогло объяснить написание слова? Какое ещё значение есть у слова?

– Сделайте вывод.

-Какое значение важнее?

Учащиеся отвечают.

Учащиеся делают вывод:

слово имеет лексическое и … (грамматическое) значение.

7.Работа с текстом.


1)- Прочитайте текст и исправьте ошибки.

На мерзлую землю завалилась зима. Всё покрылось глубоким снегом, а реку подковал мороз. Над речкой скрючилась ива с тонкими ветвями. На снегу видны..

-Продолжите текст.

- Что нужно знать, чтобы правильно употреблять слова? В каком случае у человека будет хороший словарный запас?

2) Работа с фразеологизмами.

Бить баклуши

Точить лясы

Ловить ворон

Хлопать глазами

Клевать носом

Не покладая рук

- Зачем человеку нужна красивая и богатая речь?

Учащиеся читают и исправляют ошибки.

Отвечают на вопросы.

  • Работают с фразеологизмами. Бездельничать

  • Вести пустые разговоры

  • Быть невнимательным

  • Ничего не понимать

  • Хотеть спать

  • Старательно, усердно

– Очень важно для каждого человека пополнять свой словарный запас.

В современном мире красивая и богатая речь говорит о культуре и хорошем образовании человека. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Рефлексия


- Оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий фразеологизм.

Учащиеся подбирают фразеологизм, оценивая свою работу.

8. Итог урока


- Спасибо за урок!