Методическая разработка внеурочного мероприятия
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!»
Ремизова И. Н. учитель химии МБОУ СШ №10, высшая квалификационная категория |
На сегодняшний день тема патриотического воспитания подрастающего поколения очень актуальна. В век поклонения молодёжи всему иностранному (фильмы, музыка, торговые марки и др.) возникает острая необходимость в воспитании у наших детей чувства сопричастности к судьбе Отечества и русского народа, к славной истории наших предков.
Воспитание любви к Родине должно осуществляться постоянно как в школе, так и в кругу семьи. Чтение русской художественной литературы, просмотр отечественных мультипликационных фильмов и кинофильмов, познавательных телепередач, рассказывающих о событиях в нашей стране и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, своему народу, родному языку, фольклору, национальным традициям – это то, чего не хватает современным школьникам.
Воспитательное мероприятие «Россия – Родина моя!», направлено на укрепление патриотических чувств детей и подростков, расширение знаний по истории нашей страны, сохранение культурного наследия.
Мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры по станциям и включает в себя разноплановые задания: викторина о государственных символах и их истории, установление соответствия между названием праздника и историей его возникновения, мини-лото «Пословицы о Родине», исполнение песен о России, идентификация героев Отечества по изображениям, участие в старинной народной игре «Бояре». Чередуются различные формы работы участников: индивидуальная, групповая, коллективная. Элементы здоровьесберегающей технологии реализуются через включение детей в активную игровую деятельность.
Игра адресована педагогическим работникам в сфере начального и общего образования и может быть использована классными руководителями 4-7-х классов при организации классных часов и других воспитательных мероприятий, способствующих формированию уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины.
Место занятия в системе образования – внеурочная деятельность.
Форма занятия – внеурочное занятие с элементами интерактивной игры.
Цель: способствовать формированию активной гражданской позиции, уважительного отношения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через внеурочную деятельность по популяризации государственных символов РФ и культурного наследия русского народа.
Задачи:
- расширить у детей представление о символике нашей страны (флаг, герб, гимн), государственных праздниках Российской Федерации;
- способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, гордости за свою страну и народ;
- содействовать формированию у детей положительного отношения к русской песне и народному игровому творчеству;
- отрабатывать приемы технологии КТД, педагогики сотрудничества;
- организовать систему познавательных заданий с целью развития внимания, образного мышления, умения точно, логично излагать свои мысли;
- способствовать повышению познавательного интереса, расширению кругозора, памяти.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны, проявление уважения к традициям и культуре своего народа в процессе восприятия устного творчества народов России;
- уважительное отношение и интерес к культуре, восприимчивость к традициям и творчеству своего народа.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
- выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения дискуссии;
- принимать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение, аргументировать своё мнение и позицию;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные УУД
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- соотносить историческое событие с датой (историческим периодом);
- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны.
Регулятивные УУД
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий по решению учебной задачи;
- устанавливать причины собственного успеха (неуспеха) при решении учебной задачи;
- корректировать свои действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты:
- использовать первоначальные знания об отдельных страницах истории Отечества, личностях, героях, достижениях; приводить примеры ярких событий из истории Отечества и высказывать свое мнение;
- работать с лентой времени, соотносить с ней изученные исторические события;
- знание понятий фольклор, устное народное творчество;
- извлекать информацию из материалов, представленных в разных знаковых системах: текст, иллюстрации и др.
Категория участников мероприятия: обучающиеся 4-7-х классов (9 - 12 лет)
Оборудование: маршрутные листы по количеству команд, таблички с названием станций, мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска, компьютер (программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Windows Media), компьютерные колонки, музыкальная запись гимна РФ, музыкальные версии песен для станции «Пою о России», иллюстрации с изображением флагов государств, плакаты с государственной символикой РФ, грамоты.
Дидактические материалы: мультимедийная презентация; карточки с заданиями.
Предварительная работа: до начала игры формируются команды учащихся (по 4-5 человек). Распределение учащихся по группам осуществляется на добровольной основе или с помощью жеребьевки. Ориентируясь на путевой лист, команды последовательно передвигаются по станциям и зарабатывают баллы.
Структура мероприятия:
Вводная организационная часть (3 минуты)
Основная часть. Игра по станциям «Россия – моя Родина!» (42 минуты)
Рефлексия (3 минуты)
Подведение итогов игры и награждение победителей (3 минуты)
Основная часть
Сценарный ход
Вводная организационная часть
Педагог. Здравствуйте, ребята! Приветствуем вас на интеллектуальной игре.
Родина, Отечество – это место, где человек родился, вырос, где прошло его детство, где жила или живет его семья, близкие и родные люди, где ему хорошо, комфортно. Это место, куда хочется вернуться, где тебе все рады, всегда помнят и ждут. Для нас с вами Родина, Отечество – это Россия.
В ходе выполнения заданий игры вы не только покажете знания, которые получили на уроках и классных часах, но, возможно, приобретете новые знания о стране, гражданином которой вы являетесь.
Объясню правила игры: в ходе игры вы пройдете шесть станций, указанных в вашем маршрутном листе, где вам будут предложены различные задания. Время выполнения задания - 7 минут. За правильное и четкое выполнение заданий командам начисляются баллы. Команда, заработавшая наибольшее количество баллов, станет победителем сегодняшней игры. Удачи вам ребята!
Основная часть
Станция «Праздники России»
Педагог: Каждый гражданин должен знать историю своей страны, основные законы, символику государства, и, конечно, государственные праздники. У каждого праздника свои черты, свое время, своя идея. У каждого праздника своя прелесть и свои краски. В России отмечается 8 государственных праздников.
Вашему вниманию предлагается перечень наиболее значимых праздников в России и история их возникновения. Найдите соответствие между названием праздника (датой) и его описанием.
Вопросы | Правильный ответ |
Этот праздник установлен в честь победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году. Это один из Дней воинской славы России. | День Защитника Отечества (23 февраля) |
Этот праздник предложил встречать Петр Первый. Он издал указ, согласно которому в ночь на 1 января каждого года все жители страны встречают этот праздник. Народное гуляние длилось 7 дней - за этот период каждый вечер возле Кремля гремели пушки, а в частных дворах пускали залпы из более мелких орудий. Ворота домов украшали еловые и можжевеловые ветки, а на столбах висели смоляные бочки, которые поджигались и придавали празднику торжественность. | Новый год (01 января) |
Когда мужчины очень суетятся И в магазинах за подарками толпятся, Мы знаем точно, что весна пришла И этот праздник в гости привела! | Международный женский день (08 марта) |
В этот день произошло великое для всего христианского мира событие — рождение Иисуса Христа в Вифлееме. Все христиане убеждены, что Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. И с этого дня начинается отсчет времени. | Рождество Христово (07 января) |
В этот день наша страна отмечает важный государственный праздник. До 2002 года этот праздник именовался как День принятия Декларации о государственном суверенитете России. Это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. | День России (12 июня) |
Этот праздник по-другому называют Днем солидарности трудящихся. Он символизирует возрождение и приход весны. Праздник впервые был отпразднован в Российской империи в 1890 году в Варшаве, а в 1891 году уже в столице – Санкт-Петербурге. | Праздник весны и труда (01 мая) |
Это главный праздник нашей страны. С ним ассоциируется Георгиевская ленточка – символ памяти, знак преемственности поколений. | День Победы (09 мая) |
В честь этого праздника благодарные потомки установили в Москве на Красной площади памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. | День народного единства (04 ноября) |
Станция «Символика России»
Педагог: Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это главные символы каждого государства, установленные Федеральными конституционными законами, отличительные знаки государства. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Символы говорят о величии нашей страны, отражают преемственность поколений, вызывают чувство гордости за свою Родину.
Вам предлагается ответить на вопросы викторины.
Вопрос | Правильный ответ |
Какие государственные символы вам известны? | Герб, флаг, гимн |
Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации? | Это изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите |
Что символизирует герб России? | Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом |
Какие предметы орел держит в лапах? | Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии. Они служат воплощением государственного порядка и верности закону |
Что изображено на груди орла на красном щите? | Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, поражающего копьем дракона |
Что такое государственный флаг? | Символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства |
Из представленных флагов государств выберите флаг России (предложены изображения флагов России, Франции, Китая) | |
Что символизирует белый цвет флага? | Мир, чистота, благородство |
Что символизирует синий цвет флага? | Вера, небо, духовность, правда |
Что символизирует красный цвет флага? | Огонь, отвага, героизм |
Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации? | 22 августа (с 1994г.) |
Где можно увидеть государственный флаг РФ? | На кораблях, правительственных зданиях, школах |
Что такое гимн? | Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях |
Где можно услышать гимн РФ? | На торжественных встречах, международных соревнованиях, встречах президентов и т.д. |
Что делают люди в зале, когда начинает звучать гимн РФ? | При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов |
Станция «Пословицы о Родине»
Педагог: У каждого народа, большого или малочисленного, есть свой фольклор (народная мудрость), в котором отражены представления народа о жизни, обычаи, привычки, ценности. В первую очередь это устное народное творчество. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа. В большинстве случаев невозможно сказать, кто был автором того или иного произведения. В этом проявляется коллективность - автором можно считать весь народ. Пословицы и поговорки о родине и патриотизме учат преданности и любви к родной стране.
Вашему вниманию предлагаются карточки с началом и продолжением пословиц о Родине. Найдите соответствие между ними.
Начало пословицы | Окончание пословицы |
На родной стороне | тот долг исполняет примерно |
Не тот человек, кто для себя живёт | Родины нашей |
Человек без Родины | а добро лишь на Родине нашёл |
Для Родины своей | и камешек знаком |
Любовь к родине | ни сил, ни жизни не жалей |
Много стран прошёл | что соловей без песни |
Нет в мире краше | а кто за Родину в бой идёт |
Кто служит Родине верно | на огне не горит и на воде не тонет |
Правильные ответы:
На родной стороне и камешек знаком.
Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за Родину в бой идёт.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
Нет в мире краше Родины нашей.
Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Много стран прошёл, а добро лишь на Родине нашёл.
Станция «Пою о России»
Педагог: Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Она утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву, укладывали спать младенца. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы, оплакивали усопших, шли в бой, жизнью жертвуя за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.
Сегодня мы вспомним некоторые песни, в которых поется о России.
Условия таковы: начинает звучать музыка, на слайде появляется текст песни. Ваша задача дружно, слаженно, уверенно исполнить песню.
Наш край (слова А. Пришельца, музыка Д. Кабалевского)
Край, в котором ты живёшь (слова Ю. Энтина, музыка Г. Гладкова)
Служить России (слова и музыка Э. Ханка, И. Резника)
Моя Россия (слова и музыка С. Паради)
С чего начинается Родина (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)
Станция «Защитники Отечества – герои в лицах»
Педагог: Во все времена русские люди вставали на защиту Родины. Ими руководили чувство долга и вера в правое дело. Воинская доблесть и личное бесстрашие защитников Отечества ценились народом превыше всего. Подвиги героев, отдавших жизнь не за награды, а ради будущего России, вдохновляли простых людей на борьбу, придавали им решимость и внутреннюю силу. Важнейшей наградой и до сих пор остается человеческая память.
Перед вами изображения защитников Отечества, символизирующих мужество и преданность Родине. Назовите имя каждого из них. Укажите, какую роль они сыграли в истории нашей страны.
Предложены изображения Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Ивана Сусанина, Георгия Жукова.
Станция «Игровая»
Педагог: Наши предки любили не только исполнять песни, но и участвовать в играх. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Это отличный способ укрепить свой дух, свое тело, почувствовать помощь друга. Русский народ многие жизненные ситуации отражал именно в играх.
Вам предлагается принять участие в русской народной игре «Бояре».
Ведущий делит отряд на две равные команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии 10-15 метров.
Первая команда идет вперед со словами:
- Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
- Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая команда повторяет это движение со словами:
- Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
- Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
- Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного игрока).
Дорогие, нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
- Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
- Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
- Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
- Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
- Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока из первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков. Если остается время, то игра начинается сначала, только невесту выбирает уже вторая команда.
Пройдя все станции, ребята возвращаются к месту начала игры.
Рефлексия
Ребята, любое событие нашей жизни находит отклик в сердце. Как вы считаете, актуальны ли для современных школьников мероприятия, подобные тому, которое мы провели сегодня?
Мы подготовили карту России. У каждого из вас есть флажки, на которых изображены символы нашего государства. Прикрепите их на карту, если считаете, что тема сегодняшнего мероприятия важна для вас. Спасибо за работу!
Подведение итогов игры
Награждение победителей.
Целесообразно при подведении итогов игры командам хором исполнить гимн РФ (слова С. Михалкова, музыка А. Александрова).
Список использованной литературы:
Абдулин, Э.Б., Николаева, Е.В. Изучение и разучивание государственного гимна России в учреждениях общеобразовательного типа. – М.: Музыка, – 2006. – 38 с.
Вилинбахов, Г.В., Калашников, Г.В., Шендрик, А.Н. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – М.: Гамма – пресс, – 2014. – 160 с.
Государственная символика России. История и современность. – М.: Центр наглядных средств обучения Минобразования России, 2003
Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
Классные часы: 5 класс/ Автор-составитель А. В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2010. – 272 с.
Классные часы: 6 класс/ Автор-составитель А. В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2013. – 320 с.
Конституция Российской федерации (с гимном России): [Принята общенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом изменений, внесенных законами РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ]. – М.: Проспект, – 2015. – 32 с.
Сапрыков В.В. Государственная символика регионов России. – М.: Парад, 2004
Соболева Н.И. Российская государственная символика: история современности. - М.: ВЛАДОС, 2003
10.Шепелева Т.В. Государственные символы России: Герб, Гимн, Флаг. Для проведения в нач. школе уроков, посвященных Государственной символике России. – М.: Учитель, 2015
http://www.calend.ru/
http://minidk.ru/