Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский железнодорожный техникум им. Б.Ф.Сафонова»
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Разработал:
преподаватель общественных Ю.Ю. Круглякова
дисциплин
Глубокие социально-экономические перемены, проходящие в нашем обществе, стремительное изменение условий жизни требуют от специалистов принятия быстрых и нестандартных решений. Недостаток профессионалов с творческим подходом к решению поставленных задач является одной из главных проблем современности. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески ее решать.
Но развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в согласии с самим собой, в обществе. Большая роль в формировании этих качеств отводится, в частности, урокам по дисциплине «История» и «Обществознание». Достичь данной цели можно, обучив учащихся исследовательскими умениями.
Исследовательская деятельность, формированию которой систематически уделяют внимание при обучении, способствует становлению творческой активности и интеллектуальному развитию обучающихся. Поэтому, основная задача преподавателя заключается не только в том, чтобы дать обучающимся или студентам определенный набор знаний, но и в необходимости научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. Вместо расширения и углубления классических знаний необходимо перестроиться на формирование умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.
На современном этапе исследовательская деятельность становится обязательным элементом учебного процесса. С точки зрения психологов, исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который возникает в результате функционирования механизмов поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива - двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
В теории деятельности разграничение внутреннего и внутреннего мотива является важным для рассмотрения мотивации исследовательской деятельности. Для нее особенно важен внутренний познавательный мотив, возникающий тогда, когда познавательная потребность становится внутренним регулятором деятельности. Внутренний мотив входит в саму структуру деятельности. Одновременно для исследовательской деятельности значимым является и такой внешний мотив, как мотив достижения – полученный результат, который оценен педагогами. Это является одним из важнейших стимулом деятельности вообще. Для оптимальной организации исследовательской деятельности необходимо соединение внутренних и внешних мотивов. Мотивация на исследовательскую деятельность регулирует, контролирует осуществление деятельности, определяет направленность исследователя как субъекта исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность имеет следующие составляющие:
внутреннее представление цели;
мотивация;
критерии достижения цели и организация процесса;
основные операции и действия, направленные на достижение цели; последовательность операций и действий;
контроль за исполнением операций;
получение промежуточного результата;
коррекция операций или представления цели;
критерии прекращения реализации действий;
фиксация конечного результата.
В ходе исследовательской деятельности обучающихся ими приобретаются исследовательские умения:
видеть проблему;
выдвигать проблему;
формулировать гипотезу;
давать определение понятиям;
классифицировать и систематизировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы;
структурировать материал;
объяснять, доказывать и обосновывать свои идеи.
Характеристика сущности исследовательских умений.
Во-первых, это мыслительные умения:
проникать в сущность явлений при анализе различной учебной информации, при практических действиях и наблюдениях;
различать рациональные и нерациональные способы работы;
завершать элементарный теоретический материал логической оценкой, разделять информацию на логический части и сравнивать их, сортировать материал, отделяя главное от второстепенного;
определять логическую последовательность частей текста разного характера, их взаимосвязь, формулировать смысловые опорные пункты;
выделять главное в практической и организационной работе;
умение работать с таблицами, схемами, заполнять обобщающие таблицы по готовым данным;
оформлять результаты простейших обобщений в виде схемы, плана, модели, формулы, таблицы;
формулировать и переформулировать первичные выводы;
использовать практический опыт определения и объяснения понятий, для осмысления последовательности действий при определении понятий;
различать содержание и объем понятий;
строить индуктивно-дедуктивные доказательства, владение простейшими способами опровержения.
Во-вторых, это умения работать с книгой и другими источниками информации:
разбираться в содержании и структуре определения понятия;
сравнивать их на основе различных источников, табличных данных, диаграмм;
проводить анализ и сравнение учебного материала на основе готовых логических схем;
учиться самостоятельно работать с нетекстовыми материалами по заданиям, вопросами учебников;
использовать таблицы, схемы для систематизации знаний по теме;
анализировать ответы обучающихся по определенному плану;
слушать и справлять свою речь и речь одногруппников;
слушать учебные передачи, сопоставляя их содержание с изучаемым учебным материалом;
подбирать дополнительную литературу к урокам, необходимую литературу к внеклассным мероприятиям;
собирать материал к определенным учебным темам: постоянно обращаться к словарям, энциклопедиям, участвовать в оформлении стендов.
В третьих, это умения, связанные с культурой устной и письменной речи:
различать характер вопросов (на воспроизведение, творческое осмысление, на применение) и отвечать в соответствии с ним;
ставить различные по характеру вопросы к тесту учебника, объяснению учителя, ответу обучающегося;
вести диалог на материале разных учебных и свободных тем;
умение пересказывать по плану (сжато, выборочно) содержание учебных текстов;
выстраивать различные по стилю, типу речи, композиции связные высказывания на основе сравнения фактов, явлений;
владеть основными видами письменных работ (списывание, запись под диктовку, изложение, сочинение, отзыв, заметка в газету, отдельные виды делового письма).
Методы формирование исследовательских умений.
I метод. Исследовательская деятельность обучающихся – образовательная технология, используемая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении, под руководством педагога, формируя и развивая навыки самообразования.
Исследовательская деятельность может выступать как инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. Огромное значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выбором будущей профессиональной области. Важность последнего критерия в настоящее время возросла.
Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство получения обучающимися культурных ценностей, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.
Успешная исследовательская деятельность возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальном и среднем звеньях обучения. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков. В процессе необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы.
В процессе обучения в школе должно быть начато формирование следующих компонентов исследовательской деятельности:
мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
При изучении истории на I – II курсе в СПО необходимо развивать специальные исследовательские умения и навыки. С данной целью, в процессе изучения дисциплины истории, обучающиеся выполняют учебно – исследовательские проекты.
В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности к окончанию II курса обучающиеся:
усваивают алгоритм научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;
значительно расширяют кругозор;
овладевают универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
формируют разнообразные умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
формируют умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;
профессионально самоопределяются, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе.
Показателем результативности подобной системы формирования исследовательских умений и навыков, является высокий уровень участия исследовательских работ по истории обучающихся ГПОУ ТО «ТЖТ им. Б.Ф. Сафонова» в конкурсах всероссийского и регионального уровня.
Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для преподавателя, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.
II метод. Для успешного формирования исследовательских умений обучающихся в процессе обучения необходимо использовать проблемное обучение.
Проблемное обучение – это обучение, которое всем своим содержанием и способом раскрытия ставит вопрос, требующий решения, но прямого решения не даёт, а побуждает учащегося искать ответ (Дайри).
Проблемное обучение предполагает в качестве базы систему готовых знаний, умений и навыков, усвоенных в результате:
восприятия, осознания и усвоения;
путем исследовательского метода, частично - поискового и проблемного изложения (эвристическая беседа).
Общее - в этих методах состоит в том, что обучение идет посредством решения проблем, различие - в степени самостоятельности деятельности обучающегося. Но главное поставить учащегося в проблемную ситуацию.
От обучающегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию обучающихся. По сути дела проблемное обучение предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей её разрешения.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
возникновение проблемной ситуации;
осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблем.
Технология проблемного анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим направлениям:
Определение формулировки проблемы, как неудовлетворенной общественной потребности.
Пространственно – временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы.
Выяснение типа, характера проблемы, её основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.).
Выявление закономерностей развития проблемы, её последствий.
Диагностика принципиальной разрешимости проблемы.
Определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы.
Выработка организационно – управленческих технологий разрешения проблемы.
Разрешение проблемы.
Используя проблемный метод, я учитываю готовность обучающихся каждой группы к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данной группе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данной группы.
В группе с высоким уровнем мотивации обучающихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в группе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения – проблемное изложение и эвристическую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает преподаватель. Не просто излагается материал, а идет размышление, рассматриваются возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.
Частично – поисковый метод или эвристическая беседа – организует поэтапное усвоение знаний, для поиска учащимися решения, поставленных проблем. Преподаватель выстраивает взаимосвязанные и вытекающие друг из друга вопросы, большинство которых представляют из себя - «подпроблемы». Их решение ведет к решению основных проблем.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Тема: «Восстание декабристов».
Вопрос: Назовите причины поражения и значение восстания декабристов? Состоит из двух вопросов:
Рассматриваем первый вопрос:
Вспомните, какую тактику избрали декабристы?
Почему они переориентировались на военное восстание?
Какие факты говорят о боязни включить в борьбу народные массы?
Через общий вывод определяются причины поражения.
Рассматриваем второй вопрос:
Какие требования выдвигали декабристы?
Итоги восстания декабристов?
Через общий вывод определяется значение восстания декабристов.
Исследовательский метод – исследование включает все этапы поисковой деятельности:
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль преподавателя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Преподаватель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Цель – научить учащихся самостоятельно осуществлять процесс познания. Роль преподавателя возрастает:
ставит проблему;
проблемную ситуацию;
обеспечивает необходимым фактическим материалом;
руководит их деятельностью.
К исследовательскому методу приучают постепенно – от простого к сложному. Сложность определяется содержанием мыслительной работы.
Исследовательские задания разнообразны:
включают один или несколько вопросов;
охватывают часть или целый урок;
охватывают несколько уроков или курс.
Тема: Первая русская революция 1905-1907 годов.
Материал урока готовит учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Предварительное домашнее задание:
Что означает дать оценку революции?
Какие задачи стояли перед революционерами?
Какова расстановка сил в революции?
Задание: На примере революции 1905-1907 годов дайте ей самостоятельную оценку. Выясните итоги и значение революции.
Самостоятельная работа продолжается: приступают к формулировке вывода -
Перспективы развития России?
Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу обучающихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в данной ситуации. Создание мотивационно – проблемных ситуаций или постановка специальных учебно – познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, на мой взгляд, дает эффект. Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Мотивация – процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.
В процессе работы над темой «Глобальные проблемы современности» предлагаю учащимся ситуацию: «Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль – это прогресс или регресс?» Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.
Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.
Использую также прием развертывания проблемной задачи в более частные проблемы. Например, по теме « Глобальные проблемы современности» предлагается разрешить частную проблему: «Что лучше: автомобиль или велосипед?». Сначала учащиеся высказывают свое мнение без опоры на текст, затем читают два противоположных суждения и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого учащегося через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:
незаконченное предложение:
самым интересным для меня было..., потому что...;
сегодня на уроке я узнал(а)...;
мне понравилось..., потому что...;
мне не понравилось...;
«точка зрения».
Познавательные задачи имеют сложность разной степени, главное преподаватель помогает решить задачу.
Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к дисциплине «История» и «Обществознание». Создавая на уроках истории и обществознание проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, преподаватель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить обучающихся, применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).
Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что обучающиеся ориентируются в современных ценностях, обретают опыт творческой деятельности, готовы к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Таким образом, исследовательская работа обучающихся, прежде всего, должна носить проблемный характер. Научные проблемы рождаются на границе между известным и неожиданным, поэтому любая исследовательская работа должна начинаться с постановки проблемы исследования. Правильное определение проблемы исследования учащимися во многом зависит от преподавателя. Это очень важный педагогический момент, так как, не осознав сущность проблемы, обучающихся не сможет активно включиться в познавательную деятельность. В связи с этим выдающийся психолог C. Л. Рубинштейн утверждал: «… мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи…».
В заключение нужно отметить, что формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании истории является залогом высокого уровня знаний обучающихся по предмету.
.