СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические особенности организации физического воспитания людей пожилого возраста.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические особенности организации физического воспитания людей пожилого возраста.»

МКОУ Марусинская СОШ№24















Методические особенности организации физического воспитания людей пожилого возраста.









Выполнил Яковлев М.С



















г.Новосибирск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность 3

ГЛАВА 1. Особенности людей пожилого возраста для организации физического воспитания  (обзор литературных источников) 5

1.1 Здоровье человека и его значение для физического воспитания 5

1.2 Особенности физиологии старости для физического воспитания людей пожилого возраста 11

1.3 Психологические особенности людей пожилого возраста 13

1.4 Методические основы занятий с людьми пожилого возраста 15

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 17

2.1 Организация исследования 17

2.2 Методика исследований 18

ГЛАВА 3. Результаты исследований 23

Выводы 26

Список литературных источников 28


























Актуальность


Здоровье людей важнейший фактор для жизни, сохранить его в старости очень сложно. Необходимо грамотно подходить к вопросу формирования здорового образа жизни, особенно если есть какие-то заболевания в пожилом возрасте. В этом возрасте все перестраивается по новому: психика, физическое состоянии, их очень легко травмировать.

Тема изучение методических особенностей организации физического воспитания людей пожилого возраста, актуальна в настоящее время, так как люди этого возраста имеют ослабленный организм и психическое состояние, а правильная организация физического воспитания поможет улучшить здоровье и поднять моральный дух.

Гипотеза. Если в образовательном процессе изменить организацию физического воспитания и ее методик, то это может существенно повысить физическое состояние людей пожилого возраста и уменьшить риски возможных болезней.

Целью курсовой работы является изучение методических особенностей организации физического воспитания людей пожилого возраста.

Предметом исследований является особенности организации физического воспитания людей пожилого возраста.

Объектом исследований являются люди пожилого возраста.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-изучить фактор здоровья, как его можно поддерживать в пожилом возрасте;

-рассмотреть особенности физиологии старости для физического воспитания людей пожилого возраста;

-изучить психологические особенности людей пожилого возраста;

-изучить методические основы занятий с людьми пожилого возраста;

-изучить методики особенностей организации физического воспитания людей пожилого возраста;

Для поставленных задач подобрали методы исследования, и они заключаются в следующем:

1) в первых это изучение литературы по данной теме, она поможет понять более детально проблему исследований;

2)после изучения литературы необходимо составить план исследований и прибегнуть к теоретическому методу;

3)можно прибегнуть к статистическим методам, рассмотреть средние данные по выбранной теме;

4) и наконец, то обработка и преобразование полученной информации.



ГЛАВА 1. Особенности людей пожилого возраста для организации физического воспитания  (обзор литературных источников)


1.1 Здоровье человека и его значение для физического воспитания


Такое общее понятие, как "здоровье человека" подразумевает, прежде всего, определённое состояние личности, действующей в конкретных общественно-экономических условиях и оцениваемое либо по одному конкретному показателю (самочувствию), либо на основе глубокого анализа большого количества параметров. Отсюда различные подходы в толковании данного понятия и степень удовлетворённости его оценкой.

Достаточность здоровья для человека в целом может означать наличие физического, психического и социального благополучия при отсутствии каких-либо заболеваний [2, 7].

Но при этом оздоровление населения представляет собой очень важную проблему, требующую рассмотрения и условий деятельности, и изменчивости состояния человека (произвольной и непроизвольной), и индивидуальных особенностей функционирования организма и многих других характеристик.

Одним из существенных моментов в оценке здоровья человека является установление его соответствия процессу онтогенеза, то есть взаимосвязанной естественной периодичности в жизнедеятельности человека на фоне циклических колебаний его психофизического состояния. Это целостный, значительно растянутый по времени процесс периодически сменяющих друг друга циклов, каждый из которых представляет собой особую "качественно-временную" характеристику, связанную с комплексом внешних условий и внутренних состояний

Знания о развитии человека, накопленные за многие годы наблюдений и исследований, свидетельствуют о сложном и непрерывном характере изменений организма человека в процессе

его возрастного совершенствования и общественно-социальной адаптации. При этом обнаруживаются различные варианты необычных изменений отдельных функций и систем организма, которые определяют специфичность его развития, а именно: неравномерность, гетерохронность и вариативность.

Примерами различного акцентирования при определении понятия "здоровья" человека могут служить следующие трактовки:

1) под здоровьем понимается состояние человека, обеспечивающее ему возможность жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам и утомлению с выделением нескольких "переходных" состояний от здоровья к болезни

2) здоровье представляется как важнейшая ценность человека, как предпосылка к высокоэффективному труду, творческой активности, полному самовыражению и как необходимое условие реализации жизненных программ [1].

Наиболее приемлемым определением здоровья, на наш взгляд, является принятое Всемирной организацией здоровья (1968) - это состояние организма как полное физическое, духовное и социальное благополучие на фоне отсутствия болезней и физических дефектов.

В связи с этим, несмотря на то, что определения "здоровья" носят в основном описательный характер, возможно рассмотрение конкретного периода жизнедеятельности человека, отражающего "результативное" многофакторное влияние в тот или иной момент жизни на состояние отдельных систем организма и особенности реализации его качеств и способностей в создавшихся условиях.

Для приближения оценки здоровья человека к условиям его жизнедеятельности и, в частности, к условиям занятий физическими упражнениями, следует предусматривать такие моменты, как:

1) возможность последовательного исключения клинических и морфологических признаков всех известных заболеваний, как один из обобщающих способов оценки состояния;

2) определение уровня "практического здоровья", подразумевающего гармоническое функционирование всех систем организма с полной адаптацией к окружающей среде, что является типичной оценкой дееспособного состояния человека по показателям "нормированного" характера;

3) дифференцировка отдельных систем организма по уровню их функциональной возможности в условиях конкретной двигательной активности с возможным выделением ведущих и вспомогательных систем;

4) определение "промежуточных" состояний человека (до-нозологических), например: стойкое или кратковременное состояние "неполного здоровья", учитывающих изменчивость показателей "внешнего" влияния: устойчивость (резистентность) организма к условиям жизнедеятельности в целом, особенности профессиональной деятельности и её эффективность, реагирование на специальную двигательную деятельность умеренной интенсивности (без экстремальных напряжений), природно-климатическая адаптация и условия рекреации [3].

Таким образом, здоровье человека, помимо его изменчивости в длительном процессе развития, должно определяться его приспособительными и адаптивными возможностями, т. е. характерной реакцией организма на социально созданную реальность, что особенно важно для оздоровительных занятий физическими

упражнениями.

В связи с этим для оценки здоровья человека, если рассматривать его как "взаимосвязанную систему отдельных состояний", важны, пять характеристик:

1) уровень и гармоничность физического развития,

2) функциональное состояние систем организма,

3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности,

4) наличие заболеваний и специфика дефектов развития,

5) характер морально-волевых и мотивационных установок, особенно в условиях занятий оздоровительными видами физических упражнений [6].

Данные закономерности носят устойчивый характер, а общее снижение иммунного статуса населения и дифференциация негативных реакций людей на внешние воздействия определяют оздоровление населения как важную и социально значимую задачу.

Поэтому понятно повышенное внимание специалистов, учёных и практиков к поиску и внедрению новых систем физических упражнений оздоровительной направленности. При этом социально-педагогический мониторинг может быть полезен для рационализации деятельности человека в разных областях: профессиональной, образовательной, физическом воспитании, в частности, для создания рекреационно-оздоровительных систем и занятий физическими упражнениями в целом.

Основой системы физической культуры и спорта является её представление как комплекса средств, направленных на физическое воспитание и физическое развитие, подготовку к профессионально-трудовой деятельности, поддержание долгой и активной жизнедеятельности, общей двигательной активности и восстановление сил в режиме "работа-отдых", предупреждение болезненных состояний и заболеваний.

Для успешного решения оздоровительно-развивающих задач в системе физического воспитания необходимо использование полного арсенала средств физкультурно-спортивной деятельности: общеразвивающих и специальных упражнений, спортивно-видовых технических приёмов, игр, туризма, гигиенических и закаливающих средств (естественно-природных и искусственных), но обязательно адекватных индивидуальным особенностям и возможностям человека.

Оптимальная мера воздействия физических упражнений на занимающегося предполагает:

- регулярные занятия физическими упражнениями, обеспеченные врачебно-педагогическим контролем за ходом оздоровительного процесса и в редких случаях самоконтролем при реализации заданных рабочих программ;

- определение предпосылок (исходного состояния здоровья) для планирования и программирования предстоящих занятий и выбора оптимального алгоритма действий;

- нормирование оздоровительного процесса, устанавливающего границы индивидуальных режимов занятий физическими упражнениями;

- эффективное восстановление ведущих функциональных систем организма и общего самочувствия после определённой физической нагрузки.

Проектирование новых и совершенствование известных физкультурно-оздоровительных систем должно быть основано на реализации индивидуально-дифференцированного подхода к организации оздоровительного процесса, на рациональном построении рабочих программ с адекватным соотношением внешних и внутренних факторов развития человека.

Одним из перспективных видов развития оздоровительного направления физической культуры в настоящее время является оздоровительно-рекреативная физическая культура (ОРФК), которая включает:

1) виды физкультурно-спортивной деятельности циклического и ациклического характера,

2) массовые формы соревновательно- игрового характера,

3) нетрадиционные виды и формы оздоровления отечественного и зарубежного происхождения: шейпинг, ритмическая и атлетическая гимнастики, дыхательная гимнастика и аэробика, стретчинг и калланетика и другие,

4) физкультурно-оздоровительные системы комплексного воздействия: фитнес, гимнастика на воде и другие, сочетающие средства естественного (природного) и специального воздействия для укрепления здоровья занимающихся и закаливания [5].

Физическая тренировка, оздоровительный эффект

Проблемы выживания человека в современных условиях отрицательного влияния окружающей среды, появления большого числа новых заболеваний и низкой продолжительности жизни крайне актуальны. Не вызывает сомнения, что обеспечение чистоты окружающей среды, улучшение качества продуктов питания и устранение таких факторов риска, как курение, алкоголь, переедание и гиподинамия будет способствовать решению этих проблем. По данным многочисленных исследований, каждый из факторов риска снижает среднюю продолжительность жизни на срок от 2 до 17 лет. Одно из первых мест в этой печальной статистике принадлежит гиподинамии, т. е. недостаточной двигательной активности человека. Победить коварнейшего врага человека - гиподинамию — пока можно только с помощью физических упражнений.

Причины низкой эффективности оздоровительной тренировки. Считается, что вид нагрузки и ее направленность не имеют существенного значения для сохранения здоровья, лишь бы воздействие на организм было достаточно регулярным. Однако проведенные исследования показали, что более 50% систематически занимающихся физическими упражнениями имели низкий или очень низкий уровень здоровья, выявили поразительное невежество большинства занимающихся в вопросах методики оздоровительной физической тренировки. Можно назвать следующие типичные ошибки:

-неправильный выбор, средств для занятий, в результате чего воздействие оказывается только на отдельные органы и системы организма (например, занятия только оздоровительным бегом, только атлетической гимнастикой или другим, но одним видом спорта);

-нерациональное сочетание упражнений различной направленности при комплексной тренировке (например, одновременное развитие силы и выносливости на одном занятии, сочетание нагрузки на выносливость с импульсным закаливанием [4, 8].


1.2 Особенности физиологии старости для физического воспитания людей пожилого возраста

Медленная инволюция большинства функций организма происходит, на протяжении всей жизни взрослого человека и влечет за собой глубокие изменения в физиологическом равновесии. По мере того как взрослый человек превращается в старика, ему становится все труднее и труднее приспосабливаться к непрерывным изменениям условий внешней среды.

Само собой разумеется, что точно указать возрастную границу, с которой начинается старость, невозможно. Попытки точно установить продолжительность различных этапов жизненного цикла ни к чему не приводят, так как скорость длительного процесса старения зависит от многочисленных генетических, алиментарных, социально - экономических и патологических факторов.

Поздняя взрослость (начиная с 60 лет) характеризуется процессом старения. Но не все органы и системы организма стареют одновременно.

В поздней взрослости снижается работоспособность всего организма человека, ослабляется сенсорика. На этот процесс влияет образ жизни человека, болезни, жизненные невзгоды. Но старики, которые ведут активный образ жизни, поддерживают физическую форму, не имеют ярко выраженных признаков старения [3,].

В поздней взрослости происходят изменения во внешности человека. Кожа лица становится сухой и тонкой, на ней появляются морщины, потому что теряется подкожная жировая ткань, в тканях организма уменьшается содержание жидкости. Волосы становятся совсем седым. Меняются осанка, появляются сутулость.

Органы чувств человека — слух, зрение, вкус, обоняние — постепенно ослабевают, но характер и степень их ослабления могут значительно различаться. С возрастом, ухудшается слуховая чувствительность к высоким тонам.

С возрастом значительно ослабляется сенсорная реакция на красный и синий цвета.

Вкусовые ощущения в старости почти не меняются. Люди хорошо чувствуют сладкое, но чувствительность к горькому несколько снижается. Старики испытывают некоторые трудности в определении

У пожилых снижаются также секреторная функция пищеварительного аппарата и перистальтика, атрофируются пищеварительные железы, возникают запоры. Одним из важных признаков стареющего организма является снижение половой потенции, памяти. Характерны забывчивость, рассеянность.

С возрастом падает работоспособность, движения у стариков медленные, быстро наступает физическое и умственное утомление.

Научно-техническая революция, с одной стороны, облегчила труд человека, с другой — привела к резкому ограничению двигательной активности, появилась болезнь XX века — гиподинамия со всеми ее отрицательными последствиями. Малоподвижный образ жизни, обильное питание приводят к различным заболеваниям, прежде всего сердечно-сосудистой и нервной систем.

Нервные процессы в организме отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно к концу жизни, приводят к его быстрому утомлению.

Установлено, что длительное нахождение в постели даже здорового человека приводит к атрофии мышц, увеличению выделения кальция с мочой, задержке фосфора, что способствует камнеобразованию в почках, инфекциям мочевого пузыря, запорам, снижению основного обмена, уменьшению объема циркулирующей крови и другим физиологическим нарушениям, сто все пагубно сказывается на способности правильно вести физические занятия. [2,9].


1.3 Психологические особенности людей пожилого возраста

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

Падение в психологической области отнимает новые эмоции красоты и яркости, из этого идет– привычка стареющих людей к прошлому, и привычка хранить воспоминания и грустить о них. Наиболее сложной проблемой данного этапа можно охарактеризовать реализацию внутренней деятельности в такой концепции как жизнь-смерть. Старость представляет собой процесс связывания смерти и жизни, стареющий индивид чувствует что он скоро умрет, и данное чувство глубоко отражается на человеке, на его психическом состоянии. На самом деле, зачастую одиночество на последних годах обусловлено не справедливым отсутствием родных людей, а неосуществимость разделения с ними этой главной психической причины, обуславливает их грусть и одиночество. У многочисленных людей усиливается боязнь смерти, что выражается в окончательной проблеме избегании стареющими людьми темы кончины, или они могут постоянно говорить «быстрей б помереть, наскучило жить» и т.д.

Одним из более известных волнений считается- обеспокоенность: затяжная обеспокоенность представляет главную угрозу здоровью, по этой причине можно помочь исключить значительные психологические всплески в самых опасных моментах [11].

Кроме этого, волнения, опасения дают красочную картину настоящего, это может помочь изгнать тоску, и это считается одним из методов структурирования времени. Поэтому просто разъяснить подобное проявление, как очень мощное волнение старых людей: достаточно небольшие раздражители активизируют у них критические чувственные реакции.

Типичным для старости считается возрастно-ситуационная меланхолия – однородное и устойчивое снижение настроя.

Пожилое общество переживает его, как ощущение вакуума, ненужности, не интересности к жизни, в целом что происходит, критически отрицательного восприятия собственного настоящего. Все без исключения старики, больше приходят в задушенном, унылом расположении духа. Появляется гордость и беспокойная робость, а негативные чувства в эти либо других проблемах станут достаточно затянутыми. Так стареющему человеку такое положение может показаться на первый взгляд обычным, по этой причине любая поддержка со стороны отвергается. Содержанием возрастно-ситуационной депрессии считается отрицание личного старения, а главным травмирующим условием – прожитые года [12].

Старость – это возраст потерь. По сравнению с молодыми людьми в поздней взрослости чаще приходится переживать тяжелые утраты и потери и становится меньше возможности компенсировать их. Первой потерей может стать смерть одного из супругов, близких членов семьи или друзей. Для пожилых людей становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограниченна, времени осталось мало.

Постоянная и разумная активность, адекватные физические и умственные тренировки обеспечивают пожилого человека необходимыми навыками совладания с недугами, способствуют решению сановных задач возрастного развития [7,14].



1.4 Методические основы занятий с людьми пожилого возраста

Возрастным особенностям людей пожилого и старшего возраста при использовании упражнений циклического характера наиболее соответствуют, как уже отмечалось, нагрузки умеренной интенсивности. Специальная тренировка в упражнениях максимальной и субмаксимальной мощности (например, в беге на короткие и средние дистанции) в этом возрасте, как правило, нецелесообразна. Резкое повышение интенсивности нагрузки даже у бывших спортсменов может вызвать сердечную недостаточность и другие отрицательные явления.

Нагрузка в продолжительной ходьбе, наиболее широко используемой на первых этапах занятий, дозируется, исходя из следующих примерных норм. Скорость ее изменяется обычно от 4-6 км/час (на первом этапе) до 6-7 км/час. Длительность пешеходных прогулок для практически здоровых людей составляет 70-100 минут. Для тех, у кого есть незначительные отклонения функционального характера либо начальные формы заболеваний – 60-80 минут. Для имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья – 30-60 минут.

Прогулки в режиме дня рекомендуется совершать по возможности в одно и то же время, начиная с 1,5-3 км и постепенно удлиняя путь до 5-8 км. Темп и продолжительность ходьбы обычно регулируется по самочувствию. Во время ходьбы важно следить за дыханием, вдох и выдох делать ритмично на определенное число шагов. Легко и непринужденно следить за осанкой.

Дальность пеших туристских походов в пожилом возрасте составляет от 10 до 25 км, велосипедных – до 30-50 км. Средняя скорость передвижения – 4-5 км в час [13].

Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку, как уже отмечалось, с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления.

Общая динамика нагрузки в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или вторую треть основной части занятия. Моторная плотность варьируется в широких пределах. Наиболее значительной она может быть в занятиях, включающих продолжительные занятия циклического характера. Менее значительной – в занятиях комплексного характера. Как уже говорилось, с увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддерживается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность поэтапно снижается.

Физические нагрузки волнообразного характера оказывают значительное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагрузки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физических упражнений в процессе занятия [15].



ГЛАВА 2. Организация и методы исследования


2.1 Организация исследования


Исследование проходило в городе Новосибирск, в 2014 году.

В исследовании приняли участие мужчины в количестве 21 человека и в возрасте от 60 до 70 лет и женщины в количестве 24 человека и в возрасте от 65 до 73 лет занимающиеся в Центре адаптивной физической культуры. Состояние здоровья – среднее.

Для достижения поставленной цели была выбрана следующая последовательность проведения исследования.

На первом этапе проводилось определение уровня физической подготовленности здоровья, характеристик телосложения и особенностей заболевании у людей пожилого возраста.

На основе полученных данных в экспериментальную методику вводились такие упражнения и режимы их использования, которые позволили компенсировать и устранить недостатки, слабые звенья в физической подготовленности, в состоянии здоровья людей пожилого возраста, вызванные недостаточно активным образом жизни и естественным процессом старения. Уровень здоровья оценивался по комплексной оценке.

На втором этапе осуществлялся подбор и апробирование специальных физических упражнений, направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния организма занимающихся.

Изучение особенностей функционального состояния организма, уровня здоровья физической подготовленности и основных заболеваний у лиц пожилого возраста позволило разработать основные требования к методике проведения занятий оздоровительной физической культурой.

На третьем этапе разрабатывались схемы индивидуального программирования занятий в соответствии с особенностями функционального состояния и имеющимися заболеваниями [15].


2.2 Методика исследований

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Применяемые методы исследований для изучения эффективности минерально-витаминных комплексов:

I) наблюдение;

II) опрос;

III) эксперимент.

Наблюдение — данный метод извлечения данных, предусматривающий прямую регистрацию происшествий совершающихся наблюдателем. Неоспоримое преимущество исследования — непосредственное понимание происшествий, недостаток «арбитров» среди изыскателей и действительной реальностью.

В таком случае весь период зритель непосредственно считается человеком, с личным общественно-политическим миропониманием, предпочтениями, ценностными ориентациями. Согласно своей природе собственный контроль неминуем, и в таком случае наиболее объективный зритель закрепляет действительность под конкретным полем зрения, подходящим под отличительные черты его персоны. По этой причине возможно в полной мере дать характеристику объекту, это довольно индивидуальный способ, несмотря на то и имеются особые технологии, направленные в ослабление воздействия индивидуального условия (определенные условия). Другое существенное преимущество исследования — углубленность и содержательность сосредоточиваемых данных. В процессе исследования экспериментатор использует не только лишь реальный источник, а также «активные» методы, он горазд распознать нюансы, которые часто случаются, которые не закрепляются беспристрастными и жесткими методами. Безусловно, данная особенность исследования содержит и собственную негативную сторонку: эта субъективность получаемых сведений.

Наблюдение в данном исследовании заключалось в том как пожилые люди ведут себя на занятиях и как справляются с ними, кто-то хорошо, а кто-то не очень. [17].

Можно отметить последующие этапы исследования:

- установление вопросов и цели (с целью чего же, с той или иной целью проводится контроль);

- подбор предмета, объекта и условия (то что следить);

- подбор метода исследования, менее действующего на изучаемый предмет и более предоставляющий нужных данных (как следить);

- подбор методов регистрации объекта (как осуществлять журнал);

- переработка и толкование приобретенной данных (какой итог).

Используется такой метод исследования как опрос. Он позволяет узнать больше информации о объекте исследований.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — это независимый либо вспомогательный способ изучения, используемый для извлечения нужных данных, либо объяснения этого, то что не было понятным при проведении наблюдения. Диалог ведется согласно по предварительно запланированному проекту с выделением проблемы, призывающих к проверки. Беседа проводится в беспрепятственной форме, без конспектирования ответов собеседника. Разновидностью разговоров считается опрос. При проведении интервью экспериментатор руководствуется предварительно запланированными проблемами, предопределяемыми в конкретной очередности. В период собеседований решения выносятся публично.

Анкетирование — способ общественного сбора использованного материала с поддержкой анкеты. Люди, кому направлены анкеты, предоставляют письменные ответы. Разговор и собеседование именуют выборочным опросом "лицом к лицу", опрос —выборочным опросом.

Эксперимент предполагает собой способ исследования человеческого действия в обстоятельствах, если вероятен надзор либо замена условий, действующих на человеческое поведение.

Теоретические способы нужны с целью: установления вопросов, формулирования гипотез и с целью оценки событий. Абстрактные способы объединены с исследованием литературы: работ классиков; единых и специализированных трудов; многознаменательных рукописей; периодической прессы и др.

Изучение литературы предоставляет вероятность выяснить, которые крайности и трудности ранее были хорошо исследованы, согласно которым проводятся академические обсуждения вопроса, то что устарели, а какие проблемы ещё никак не разрешены. Работа с литературой подразумевает применение разных способов, таких как формирование библиографии — списка литературы, выделенных с целью работы вместе с исследуемой задачей; изложение — плотный перевод главной проблемы, одной либо многих трудов согласно теме; записывание — управление наиболее подробными записями, в базу которых включается акцентирование основных мыслей и утверждений проведенной работы; автоанкитирование — короткая регистрация единого нахождения книжки либо заметки; цитата — буквальная регистрация формулировок, практических или числовых сведений, записанных в книжке [16].

Диагностика (параметры и методика) проводилась по следующим параметрам: Частота сердечных сокращений в покое (уд/мин), САД (мм рт. ст.), ЛАД (мм рт. ст.), Сила правой руки, Сила левой руки, Быстрота рук, Отжимание на четвереньках (30 с), количество раз, Подъем ног, Быстрота реакции, Вестибулярная устойчивость, и др.

Использовалась методика для обработки материалов исследования – В.И. Усакова.

Основная часть занятия состоит из трех основных блоков длительностью по 20 минут. Сначала идет блок развития основных функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной. В соответствии с современными взглядами, наибольшее положительное воздействие на эти системы оказывают упражнения циклического характера, в которых используется продолжительная работа в аэробном режиме при ЧСС 65-85% от максимума. В нашей методике использовались ритмические упражнения, заимствованные из танцевальной гимнастики, аэробики и шейпинга и фитнесса. При этом учитывались уровень подготовленности и функциональные возможности занимающихся. В программе предусмотрено разветвление группы на 3 потока. В первом потоке занимались начинающие или имеющие низкий уровень функциональных возможностей. Упражнения в этом потоке выполнялись с малой амплитудой и малым напряжением. Во втором потоке - более подготовленные занимающиеся выполняли упражнения с полной амплитудой, и в третьем потоке для обеспечения достаточной нагрузки для хорошо подготовленных было предусмотрено выполнение упражнений с отягощающими манжетами, закрепленными на верхних и нижних конечностях. Вес манжет - от 0.25 до 1.5 кг. Во всех трех потоках выполнялись одни и те же упражнения в одном и том же ритме, иод музыкальное сопровождение в среднем и высоком темпах. По мере повышения уровня функциональной подготовленности был предусмотрен переход занимающихся из первого потока во второй и так далее, что обеспечивало адекватную нагрузку.

В общий профилактический блок были включены упражнения, направленные, в первую очередь, на увеличение подвижности позвоночника и суставов, а также точечный самомассаж для повышения иммунитета, улучшения зрения, слуха и нормализации кровяного давления. Уровень физической нагрузки в этой части значительно ниже. ЧСС не должна превышать 120 уд/мин.

В блоке индивидуальных упражнений группы подразделялась на 5-6 потоков, в каждом из которых выполнялись упражнения, направленные на профилактику имеющихся заболеваний и коррекцию телосложения.

Для профилактики остеохондроза были представлены три комплекса, используемых при заболеваниях шейного, грудною и поясничного отделов позвоночника, а также приемы точечного самомассажа.

Дтя укрепления дыхательной системы и профилактики респираторных заболеваний использовались дыхательные упражнения Стрельниковой, специальные упражнения йоги и самомассаж.

Заключительная часть занятия состояла из двух блоков: релаксации в сочетании с музыкотсрапней и стимулирующего самомассажа [12, 18].



ГЛАВА 3. Результаты исследований


Уровень здоровья оценивался по комплексной оценке.

Таблица 1

Показатели физического состоянии лиц пожилого возраста до и после занятий по экспериментальной методике

Показатели

Пол

Исходные данные,

конт.

Исходные данные

Эксп.

Итоговые данные

Контр.


Итоговые данные

Эксп.

1

ЖЕЛ (л)

М

2,1

2,3

2,2

2,4

Ж

2,4

2,5

2,5

2,7

2

Частота сердечных сокращений в покое (уд/мин)

М

73,4

72,6

69,5

64,1

Ж

71,9

70,5

67,8

63,1

3

САД (мм рт. ст.)

М

134,0

133,1

131,2

125,1

Ж

136,6

135.4

134,5

131.3

4

ДАД (мм рт. ст.)

М

92,5

91,3

88,4

83,3

Ж

95,7

93,4

93,6

89,7

5

Сила правой руки от., кг

м

ж

33,9

35.1

37,7

44,3

52,1

53,4

55,3

61,2

6

Сила левой руки от, кг

м

30,1

31.6

35.0

40.3

ж

46,9

48,2

51,0

56.7

7

Быстрота рук (10 с), количество раз

м

20,1

21,7

23,1

27,1

ж

24,1

25,3

26,0

29.3

8

Отжимание на четвереньках (30 с), количество раз

м

12.3

13.1

13.1

15,3

ж

13,8

15,2

16,7

20,1

9

Подъем ног (30 с), количество

м

6,2

7,1

7,0

9,3

ж

11.1

12.3

13.1

15,4

10

Быстрота реакции, см

м

20,0

21,2

19,3

17,3

ж

18,0

19,1

13,0

15,1

11

Вестибулярная устойчивость, с

м

8.1

9.3

10.1

13.1

ж

8,9

10,3

10,6

14,0

12

Теппинг-тест. количество раз

м

52.1

53.3

55.6

60,1

ж

59.1

61.1

64.4

70.3

13

Гибкость позвоночника, см

м

3.9

4.3

6.8

10,3

ж

1.9

2.3

2.3

2.1

14

Подвижность в тазобедренном

суставе, см

м

100,3

101,3

106,7

109.5

ж

106,5

107.5

109,9

115.6

15

Поворот головы, град

м

54,1

55,1

63,0

68.4

ж

59,1

61,3

66,1

73,2

16

Наклон головы вниз, град

м

27,0

28,2

31,2

35,1

ж

32,8

34,5

36,6

43,3


По эксперементальной группе. Высокая эффективность методики обусловлена, в первую очередь, достоверным повышением уровня здоровья, измеряемого показателем уровня физического состояния - с 3.9 до 5.1 балла (р

В результате занятий возросла физическая работоспособность с 2.0 до 2.4 вт/кг/мин . Улучшилось функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Время восстановления ЧСС после физической нагрузки сократилось на 3,9 мин .Частота сердечных сокращений в покое понизилась с 72,6 до 64.1 уд/мин .Жизненная емкость легких возросла на 15.5%. а время задержки дыхания - на 60.2%.

Уровень физической подготовленности возрос в показателях общей и силовой выносливости (на 42.6 и 55.5%. соответственно), в показателях гибкости (на 14.1 и 131.1%). в меньшей степени - в показателях проявления силы (на 13-19%). Отмечается недостоверное увеличение показателей быстроты и ловкости [19].

По контрольной группе. Возросла физическая работоспособность с 2,1 до 2,2 вт/кг/мин. Время восстановления ЧСС после физической нагрузки сократилось с 3,9 мин . Частота сердечных сокращений в покое понизилась с 73,4 до 69,5 уд/мин . Жизненная емкость легких возросла на 14.6%. Уровень физической подготовленности возрос в показателях общей и силовой выносливости (на 40.1 и 51.4%. соответственно), в показателях гибкости (с 3.9до 6.8), в меньшей степени - в показателях проявления силы (на 11-17%).

По контрольной группе показатели ниже, но тоже увеличились соответственно, после занятий. Если сравнивать контрольную и экспериментальную группы, то можно сказать, что у экспериментальной группы показатели лучше, а после специальных тренировок и организованной методики занятий стали намного больше, по сравнению с контрольной [19].

Можно сделать вывод о том, что правильная методическая организация физического воспитания людей пожилого возраста, помогает улучшить физические показатели и здоровье [20].

Диаграмма 1

Показатели физического состояния лиц пожилого возраста до и после занятий по экспериментальной методике


Выводы


Изучение методических особенностей организации физического воспитания людей пожилого возраста очень важно, так как от этого зависит физическое и эмоциональное состояние людей.

Проделав данную курсовую работу, можем сделать следующие выводы по теме:

- основой физического развития является комплекса средств, направленных на физическое воспитание и физическое совершенствование;

- для изучения, анализа и оценки физического воспитания применяются методы наблюдения, опроса и эксперимента;

- в поздней взрослости снижается работоспособность всего организма человека, ослабляется сенсорика;

-типичным для поздней взрослости является возрастно-ситуационная депрессия – равномерное и стойкое понижение настроения;

-пожилые люди переживают его, как чувство пустоты, ненужности, не интересности всего происходящего;

- физические нагрузки разного характера оказывают значительное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние практически всех его систем;

- после занятий возросла физическая,

- время восстановления ЧСС после физической нагрузки сократилось с, частота сердечных сокращений в покое понизилась;

-уровень физической подготовленности возрос в показателях общей и силовой выносливости и в показателях гибкости в меньшей степени - в показателях проявления силы;

-по контрольной группе показатели ниже, но тоже увеличились соответственно, после занятий;

Если сравнивать контрольную и экспериментальную группы, то можно сказать, что у экспериментальной группы показатели лучше, а после специальных тренировок и организованной методики занятий стали намного больше, по сравнению с контрольной.

Можно сделать вывод о том, что правильная методическая организация физического воспитания людей пожилого возраста, помогает улучшить физические показатели и здоровье.



Список литературных источников


1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник - М., 2009.-412с.

2. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. – 2008.-192 с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 528 с.

4. Барчуков И.С.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011.- 368 c.

5. Бишаева А.А. Физическая культура (3-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2013.- 304 с.

6. Блеер А.Н.: Терминология спорта. - М.: Академия, 2010.- 464 с.

7. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика. - С-Пб.: Речь, 2006. - 440 с.

8. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 2007.-672с.

9. Гандельсман, А. Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 210 с.

10. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.

11. Голощапов Б.Р.: История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2011.- 320 с.

12. Коц, Я. М Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры / Я. М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 238 с.

13. Кожухова Н.Н.: Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 192 с.

14. Краснова О. В. Воспоминания старых людей: рассказ историй, биография и терапия «лайф-ревью» // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. - С. 5-9.

15. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов ФВСО / В.А. Медик, В.К. Юрьев. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 288 с.

16. Лисицын Ю.П.: Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 544 с.

17. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие / под ред. В.З. Кучеренко.  4-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 256 с.

18. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкович. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 510 c.

19. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 200HYPERLINK "http://2dip.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/63358/"6.-480с.

20. Холодов Ж.К.: Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2005.-243с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!