ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
муниципальное образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.
ПОДГОТОВИЛ:
ПЕДАГОГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ЛЕВАШОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА,
ДОНЕЦК 2019
Девиз работы кружка «СТУДИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «АБВГДЕЙКА»
«Расскажи - и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я пойму».
Семья является важным социальным институтом общества, её микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества.
Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание.
Главное его предназначение – просвещение родителей, повышение их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.
Главная проблема, возникающая в учреждении дополнительного образования детей в работе с родителями – это отсутствие активности, нежелание родителей участвовать в жизни творческого объединения.
В данных рекомендациях уделяется внимание методике проведения родительских собраний - одной из главных форм коллективного взаимодействия с родителями в учреждении дополнительного образования детей.
Формы и этапы родительского собрания
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с учреждением дополнительного образования является родительское собрание.
На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в творческом объединении, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества с родителями, подводятся итоги работы за год.
Родительские собрания могут быть:
В подготовке собрания можно выделить следующие этапы.
Этап 1. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь воспитанников в творческом объединении. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление учебного кабинета для проведения родительского собрания.
Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога.
Родительское собрание должно включать в себя 4 обязательных компонента:
Знакомство родителей с системой обучения в учреждении дополнительного образования детей.
В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими требованиями и условиями обучения в учреждении дополнительного образования детей, учебным планом, предстоящей практической деятельностью детей.
Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дополнительного образования- это прежде всего, создание условий для развития социально - активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.
Ознакомление родителей с состоянием социально - эмоционального климата в творческом объединении.
Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на занятиях, на переменах, на экскурсиях и т. д.).
Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанников, и другие вопросы.
Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя.
Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов воспитанников».
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, выезды, спонсорская помощь и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
Личные беседы с родителями.
На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители воспитанников, имеющих проблемы в обучении и поведении.
Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»
Этап III. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.
Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, в которых они оценивают значимость, актуальность, полезность собрания, как для творческого объединения, так и для себя лично. Все это впоследствии станет предметом размышлений.
Правила подготовки родительского собрания в творческом объединении.
Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психологов:
Снимите собственное напряжение перед встречей с родителями.
Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать
с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы Словом и делом постарайтесь помочь родителям найти оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, сформировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь.
Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех воспитанников ( и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Очень важно!
Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
Педагог не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Не стоит:
осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
сравнивать успехи отдельных воспитанников и разных групп;
давать негативную оценку творческому объединению;
переоценивать значение отдельных предметов;
использовать в общении с родителями назидательный тон.
будьте предельно корректны и тактичны!
Приемы, используемые на собраниях.
«Дерево проблем»
Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании. Накануне собрания учащимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину возникшей проблемы (пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву.
«Фотография творческого объединения»
Используется для знакомства с родителями.
Педагог держит в руках фотографию группы, снятую в начале учебного года и обращается к родителям: «Такая фотография есть в каждой семье. Вы, наверняка, рассматривали её вместе с детьми. Возможно, дети делились с Вами своими впечатлениями. Сейчас я буду показывать ребят на фотографии, а Вы, родители указанных учеников, расскажите немного о себе, представьтесь».
Этот приём располагает родителей к доброжелательному общению, создаёт на собрании атмосферу единой большой семьи.
«Минуты благодарности»
Классный руководитель благодарит тех родителей, чьи дети добились успехов в общении или проявили себя в других хороших делах.
«Острое блюдо»
Вопросы по теме собрания, по проблемам, актуальным для группы, для отдельных родителей, посылаются педагогу по электронной почте или пишутся прямо в учебном кабинете на бумажках и складываются в коробочку (перечницу), которая передаётся родителями по кругу под музыку. Тот, на ком музыка остановилась, отвечает на вопрос.
«ОКНО»(Очень Короткие НОвости)
Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания.
Высокую эффективность в процессе проведения родительских собраний показывают методы организации групповой работы детей и родителей: дискуссии, «мозговой штурм», – которые способствуют активному выражению собственной позиции. Через обсуждение проблем социальной психологии и групповые формы работы изменяются отношения в группе, отрабатываются новые модели поведения, строится новая, более зрелая структура внутри коллектива, что формирует определенный уровень ответственного отношения и поведения.
Через систему творческих заданий, предусматривающих совместную деятельность детей и родителей, удается направить усилия на строительство позитивных детско-родительских отношений. У родителей также появляется еще одна возможность больше узнать о своем ребенке, а ребенку испытать радость от приятного сотворчества.
В заключении хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные советы по проведению родительского собрания будут действенны только в том коллективе, где родители увидят заинтересованность самого педагога. Активный, целеустремленный педагог всегда добьется положительных результатов и будет авторитетом в глазах не только своих учеников, но и их родителей. Именно к такому педагогу будут приходить родители за советом. В творческом объединении, где существует взаимодействие педагога, родителей и ребенка, работать легко.
Список литературы:
Ульянова Н.С. Подготовка и проведение родительских собраний в начальной школе. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», №8, 2012 г., с. 53.
Новикова Т. К. Организационное родительское собрание. /http://www.it-n.ru/.
Тумашова Е. В., Буйневич Г. А. Работа с родителями по теме "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования детей". /http://festival.1september.ru/articles/531752/.