Методические рекомендации
«Организация мониторинга качества образования
в организации дополнительного образования детей»
Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, профессионального самоопределения, формирования гражданско - патриотического самосознания, общей культуры, здорового образа жизни,
организации содержательного досуга, выявления, развития и поддержки талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности. Современная система дополнительного образования дает возможность детям разных возрастных категорий заниматься различными видами деятельности: технической, естественнонаучной, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической и др.
Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний обучающихся, полученных в базовом компоненте – в школе. Главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами.
Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей является определение качества дополнительного образования. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Все это обуславливает острую потребность в более точных, объективных измерителях качества образования, учебных достижений обучающихся.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам. Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Поэтому важной составляющей мониторинговых исследований качества дополнительного образования является создание инструмента социально-педагогической оценки деятельности.
Система мониторинга качества образования включает следующие элементы:
Установление критериев, по которым возможно судить о достижениях воспитанников.
Сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов.
Действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Среди приоритетных проблем мониторинга в системе дополнительного образования можно назвать:
изучение и оценку целей, содержания учебных программ;
оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;
оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания;
создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.
Наиболее прогрессивно мыслящие директора организаций дополнительного образования осознали, что без отлаженной психологической службы с проблемами диагностики, отбора, дифференциации, индивидуализации, профилизации и соответствующего прогнозирования тенденций совершенствования воспитания и развития обучающихся не справиться. Для педагогических целей важна диагностика социальной сферы и собственно педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса.
Педагогический мониторинг особенно необходим в организации дополнительного образования при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, с детьми “группы риска”, куда входят дети: с ярко выраженной педагогической запущенностью; с нарушениями в работоспособности, быстрой утомляемостью; с отставанием в познавательной сфере; с повышенной тревожностью; с эмоциональными расстройствами; с гиперактивным, непредсказуемым поведением и др.
Основными объектами мониторинга в учреждении дополнительного образования могут выступить:
1) сама учебная деятельность ребенка (ее характеристики, структура, течение);
2) психическое развитие ребенка и формирование новообразований учебной деятельности;
3) развитие общения и детского коллектива;
4) деятельность педагога и развитие его личности.
Главным и исходным моментом в мониторинге качества дополнительного образования является сама учебная деятельность как сложный развивающийся процесс, который подвергается постоянному отслеживанию и корректировке.
Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, и как следствие отсутствие стандартных диагностических методик, компетентности педагогов в их использовании, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных образовательных программ, существующих в организации дополнительного образования. При этом, отвечая современным требованиям к образованию, дополнительная образовательная программа должна быть направлена не только на формирование знаний, но и на формирование личности ребёнка, его воспитание и развитие. Результатом реализации такой программы является положительный итог целенаправленной деятельности педагога или совместной деятельности педагога с детьми, выраженный в изменении состояния личности, ее свойств, установок или микросреды их сотворчества, соответственно владении определенными компетенциями. Следует заметить, что компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков обучающегося, поэтому содержание дополнительного образования может определяться четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения).
При попытке составить представление о результате деятельности организации дополнительного образования педагоги-практики сталкиваются с определенными сложностями: в условиях дополнительного образования, как правило, в поле зрения оказываются «конечные» результаты, однако необходимы представления и о так называемых «текущих» (промежуточных, оперативных) результатах, для которых критерии оценки конечных результатов не подходят, и их приходится разрабатывать для каждого конкретного случая; решение этой проблемы стоит за осознанием разноуровневости результатов в организации дополнительного образования детей.
Один из парадоксов развития современной системы дополнительного образования состоит в том, что с одной стороны наиболее значимой целью является интеллектуальное и творческое развитие воспитанников, с другой – предъявить возможно лишь формальный результат, как реально фиксируемый.
В перечень критериев оценки качества дополнительного образования детей необходимо внести следующие пункты:
1. Образовательные результаты обучающихся образовательной организации (качество результатов образования и развития способностей обучающихся, стабильность контингента, мониторинг индивидуальных достижений обучающихся, результативность участия обучающихся в международных, республиканских и муниципальных конкурсных мероприятиях, удовлетворенность участников образовательного процесса представляемыми организацией образовательными услугами).
2. Качество условий осуществления образовательной деятельности в образовательной организации (кадровые условия, т.е. образование, квалификация, стаж работы, профессиональные достижения педагогических работников, а также, качество инфраструктуры образовательного учреждения и характеристики контингента обучающихся).
3. Управление образовательной организацией (разнообразие образовательных программ, инновационная деятельность, использование информационно - коммуникационных технологий в управлении и т.д.).
Чтобы объективно ответить на вопросы, каковы изменения в учреждении дополнительного образования и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса и, как следствие, качества образованности ее воспитанников, - нужен кропотливый учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в организации дополнительного образования процессов необходимы для выработки стратегии успешного саморазвития организации дополнительного образования как любой социальной системы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать систему дополнительного образования с целью повышения качества ее результатов.
Цель мониторинга качества дополнительного образования - осуществление систематического контроля за управляемым процессом, обеспечение участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.
Задачи мониторинга:
Сбор и накопление фактического материала о состоянии функционирования образовательного процесса и разработка планов работы администрации и педагогов.
Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их.
Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне организации дополнительного образования.
Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
Оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся.
Этапы мониторинга
Этапы мониторинга | Содержание работы |
Подготовительный | Определение направлений мониторинга Анализ образовательного процесса |
Организационно-коррекционный | 1.Разработка программы мониторинга 2. Разработка пакета диагностических методик по каждому направлению |
Практический | Реализация программы мониторинга а) подготовка педагогов б) консультации с психологом |
Контрольно-оценочный | Анализ полученных результатов Прогнозирование развития образовательного процесса Целеполагание на новый учебный год |
Объекты изучения
На уровне обучающихся:
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая компетентность, практическая компетентность, личностное развитие, оценка результативности обучающихся).
Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
На уровне педагогов:
Оценка качества осуществления образовательного процесса педагога дополнительного образования;
Оценка методической работы педагога дополнительного образования;
На уровне управления:
Сохранение контингента
Материально-техническая база
Кадровый состав
Методы сбора и обработки информации:
Педагоги дополнительного образования могут использовать метод структурированного наблюдения за поведением обучающихся в процессе учебно-практической деятельности и его оценивание по определенным параметрам в таблице мониторинга.
Организация и формы проведения мониторинга
Мониторинг качества дополнительного образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:
Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень обучающегося.
Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками.
Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы.
Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.
Для выявления качества работы организации дополнительного образования необходим полный объем количественных показателей. Их можно подразделить на две группы:
В первую группу будут входить объективные статистические показатели:
- Процент посещаемости.
- Участие (результаты) обучающихся в муниципальных и республиканских конкурсах и проектах.
Во вторую группу должны входить показатели анализа эффективности процесса воспитания:
- Диагностика занятости обучающихся в системе дополнительного образования;
- Уровень удовлетворенности родителей работой системы дополнительного образования.
В системе дополнительного образования довольно трудно подобрать критерии, по которым можно оценить работу педагога и качество обучения обучающихся. Можно использовать следующие формулы для вычисления результативности работы педагога и обучающихся по всем направленностям дополнительного образования.
В данной системе оценки используются следующие показатели:
Доля участия (У) рассчитывается по формуле:
Количество участников мероприятий
У=_________________________________________________________________ х 100%
Количество проведенных мероприятий Х Количество воспитанников в группе
Результативность (Р) рассчитывается по следующей формуле:
Количество призеров мероприятий
Р = ___________________________________________________________________ х 100%
Количество проведенных мероприятий Х Количество воспитанников в группе
Кроме, того данная система значительно упростит анализ работы педагогического коллектива. Используя возможности программы Ecxel, в этой системе можно вести анализ работы педагогов по различным направлениям деятельности.
Таким образом, критерии оценки результатов педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей специфичны в том смысле, что они являются многомерными, охватывая личностные изменения, как на стороне воспитанника, так и педагога, включая в себя динамику отношений, складывающихся при взаимодействии взрослого и ребенка.
Оценка качества образования в дополнительном образовании детей определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательной организации, производится для определения имеющегося уровня образовательных результатов и направлена на совершенствование качества дополнительного образования.
Без диагностической работы невозможно контролировать образовательный и воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без мониторинговой деятельности (педагогической диагностики) невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности обучающегося. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.