СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Оценка функциональной грамотности"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Оценка функциональной грамотности"»


Методические рекомендации

«Оценка функциональной грамотности»


Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются при изучении географии, в урочной и внеурочной деятельности.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:

— грамотность в чтении (читательская грамотность)

— грамотность в математике (математическая грамотность)

— грамотность в области естествознания (естественнонаучная грамотность)

финансовая грамотность

— глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Требования к освоению к освоению составляющих функциональной грамотности содержания остаются в фокусе и делается акцент на умения применять эти знания, что отражается в ФГОС.

ФГОС ООО в разделе 3 «Требования к условиям реализации программы ООО» п. 35.2 «В целях обеспечения реализации программы ООО в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

.. - формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Например, формирование читательской грамотности - каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять её в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Поэтому учителю необходимо иметь возможность и шанс разобраться в принципах конструирования заданий, ему надо уметь самостоятельно их составлять в зависимости от развиваемой компетенции, контекста, дидактической единицы предметного содержания, индивидуальных особенностей ученика и т. д.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Если выделить особенность на основе сравнительной характеристики академической и функциональной грамотности определить существенное отличие заданий на формирование функциональной грамотности — они моделируют реальную жизненную ситуацию, в то время как учебно-познавательные задачи на развитие академической грамотности моделируют решение научной проблемы. Этим и определяется главная особенность задания на формирование функциональной грамотности — исходным базовым элементом ее содержания является практическая ситуация. Разрешение любой практической ситуации (и в реальной жизни, и в учебном процессе) требует привлечения самых разных знаний и умений. Как правило, задания на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся носят интегративный характер.

Для формирования функциональной грамотности можно успешно использовать различные методы обучения в зависимости от конкретной ситуации в конкретной учебной деятельности.

Примером оценки функциональной грамотности являются методы:

выборочная оценка, которая проводится учителем и учеником. Учитель предлагает ученику предоставить ему результат по выбору;

совокупная оценка. Сначала учитель разъясняет ученику, какие задачи предстоит решить на определенном отрезке времени, затем предлагает обобщить материал из портфолио, составить письменный отчет. Ученик может сам себе выставить оценку. Учитель ставит свою оценку, учитывая деятельность и оценку, поставленную учеником.

письменная форма контроля : комплексное задание: включены как задачи с готовыми ответами, из которых нужно выбрать верный, так и задачи, на которые учащийся должен дать свой краткий или полный обоснованный ответ.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Основными видами критериального оценивания учащихся начальных классов являются формативное и суммативное оценивание

Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения(даёт обратную связь). Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе; позволяет определить возможности учащихся, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. Рефлексивным этапом формативного оценивания является анализ итогов и результатов работ учащихся. Учитель начальных классов должен систематически проводить анализ результатов наблюдения на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Процесс, влияющий на рост и развитие достижений учащихся.

Суммативное внутреннее оценивание – определение и фиксирование уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения определенного блока учебной информации, завершении уровня обучения – начальной школы, основной школы, старшей школы (с выставлением баллов и отметок). Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.

Суммативное оценивание– процесс измерения, но сами по себе эти измерения не влияют на процесс роста знаний учащихся.

В процессе фиксирования осуществляется сбор доказательств, демонстрирующих знания и навыки обучающихся согласно содержанию учебной программы.

Решение о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного оценивания принимается учителем в соответствии с критериями оценивания.

Для оказания помощи учителю в принятии объективного решения относительно каждого обучающегося к заданиям суммативного оценивания за раздел/сквозные темы разрабатываются дескрипторы, для суммативного оценивания за четверть используются схемы выставления баллов.

Информация по результатам суммативного оценивания, как и формативного оценивания, может быть использована для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения .

Критерии оценки достижений учащихся

Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями.

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Мерило оценки.

 Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

 Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся. Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. 

Знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

В повседневной практике формативного оценивания можно использовать следующие методы для измерения прогресса обучающихся в процессе обучения: «Вопросник» ,«Пирамида знаний», «Закончи предложение», «Древо творчества», Эмоциональная оценка, «Волшебная лесенка», «Светофорик», «Сигналы рукой»,  «Две звезды и желание» (взаимооценивание). 

Анализ заданий, направленных на развитие и оценивание функциональной грамотности, позволяет выделить принципиальные черты их структуры и содержания:

  • комплексный характер: структура задания предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией;

  • компетентностная ориентированность: предметные знания и умения учеников становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях;

  • контекстность: моделирует реальную, жизненную ситуацию в различных контекстах;

  • концептная ориентированность: конструируется на основе концептов с преимущественным использованием дедуктивного метода; ориентирует на нелинейное мышление.

Существенной особенностью информации, сопутствующей каждой задаче и заданию в целом, является её мозаичность и возможная информационная избыточность. Предлагаемая ситуация может иметь неполное описание, неисчерпывающее представление. Формулировки задач, логически выстроенные в структуре задания, определяют ракурс для рассмотрения представленных фактов и требуют их сопоставления, отбора и интерпретации в процессе его выполнения. Решение каждой отдельной задачи предполагает обнаружение учеником недостающих элементов, обеспечивающих информационную и смысловую целостность всего задания. Данные, нужные для выполнения задания, необходимо добывать из разных частей текста. Сложность задачи определяется наличием большого текста, в котором много лишней текстовой и количественной информации.

Как правило, задания состоят из нескольких задач различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации. Фактически формат остается для большинства педагогов новым и вызывает затруднения при их конструировании, так как меняется смысловой акцент при постановке вопросов.

Как уже отмечалось, выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией:

  1. Задача-интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме (текстовая, графическая, символьная информация). Формулировка задачи предполагаетраспознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.

  2. Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств.

  1. Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.

  2. Задача-модель подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.

  3. Задача-поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.

  4. Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.

  5. Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов. Требование задачи- возможности может выражаться в оценивании достоверности явно:

  • проверка истинности утверждения;

  • оценивание правильности предложенного готового решения и тд

  1. Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту.

  2. Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.

С позиции оценки функциональной грамотности имеет ряд особенностей:

1. назначение оценочных материалов, разработанных для выявления функциональной грамотности учащихся, не в том, чтобы исследовать, насколько хорошо учителя преподнесли учебный материал согласно соответствующей программе, а чтобы оценить способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

2.Традиционная система задач на развитие академической грамотности, которая реализуется в рамках предметного содержания, направлена на вооружение учащихся необходимым объемом знаний, умений и навыков и позволяет установить уровень усвоения предметного содержания. В контексте функциональной грамотности учебные задачи направлены на отработку тех умений обучающихся, которые способствуют их успешности и полной реализации себя как личности.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся  — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную и конкурентноспособную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   



3