Методические рекомендации: «Педагогическая консультация как метод взаимодействия с родителями».
Консультирование
– это процесс субъект-субъектного взаимодействия, имеющий определенные закономерности, эффективность его зависит от целого ряда качеств, одним из звеньев которых является доверительность консультации как метод взаимодействия с родителями
Функции консультирования
-развивающая личность человека
- социализирующая,
- просветительская,
- профилактическая,
- суггестивная,
- компенсационная
Организация консультаций для родителей учеников
в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи.
Большая часть родителей, которая не находит времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях:
неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, конфликты с учителем.
Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса
Особенности педагогического консультирования
Педагогическое консультирование носит сугубо индивидуальный характер, и потребность в нем возникает тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи.
Главная задача на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную.
Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность.
Лучше всего, если сбором таких данных будет заниматься штатный психолог. Задача администрации – разработать механизм сбора подобной информации и провести необходимый системный анализ
Типы консультаций
1.методическая (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика – для вновь поступивших детей и одаренных учащихся – способов дополнительного образования);
2.психологическая (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией)
Принципы консультирования
создание доверительных отношений;
взаимоуважение;
заинтересованность консультантов;
компетентность;
формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;
хорошая организация консультирования.
Этапы консультирования
Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между педагогом и родителем.
Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, то, как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.
Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя
Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.
Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты.
Виды консультаций
индивидуальные
Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком (особенности здоровья ребенка, увлечения и интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем.
Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:
1. Когда он родился, то…
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3. О здоровье можно сказать следующее…
4. Его отношение к школе было… и т.д
Тематические консультации.
В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение
Тематическиеконсультации
для родителей
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья дома или враги?
Три поколения под одной крышей.
Проблемы общения
Формы работы с родителями
Традиционные формы работы с родителями.
1. Родительские собрания.
2. Общешкольные и общественные конференции.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Посещение на дому. о
Родительские чтения
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют.
Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос.
Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.
Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.
Родительские вечера
Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми).
Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя.
Примерные темы родительских вечеров:
«Первые книжки ребенка»,
«Друзья моего ребенка»,
«Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и др.