Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
| Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех» (ГБОУ СПО РО БТИТиР) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1941 - 1945 годов»
Разработала преподаватель:
Кутькова В.А.
г. Батайск
2014
Методические рекомендации по изучению темы:
“Педагогические средства для учащихся при изучении темы”
“СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 г.г.”
Пояснительная записка.
Изучение этой темы имеет огромное значение в формировании ценностных ориентаций и убеждений, восприятия идей гуманизма, патриотизма, осознанию нравственного долга перед поколением сороковых.
На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами на уроках воссоздаются картины подвига советских людей, поднявшихся на Отечественную войну.
В ходе изучения этой темы учащиеся подводятся к пониманию того, что годы войны продолжают оставаться многогранными, что в экстремальных условиях нередко полнее проявились ценностные качества, что побеждало врага не только оружие – побеждали сила духа, вера, любовь.
на уроках продолжается работа над развитием умений:
- готовить сообщения по нескольким источникам;
- определять собственное отношения к той или иной проблеме и аргументировать свою точку зрения;
- делать выводы на основе анализа документа.
Возможные различные типы уроков:
- лекция с элементами беседы по документальным материалам;
- семинар, предполагающий обсуждение заранее предложенных вопросов;
- уроки – защиты творческих работ;
- урок- заочная экскурсия.
Оборудование уроков:
- карта “Вторая мировая война. 1934-1945 г.г.”
- схемы “Битва под Москвой”, “Сталинградская битва”, “Курская битва”.
- плакаты, фотоматериалы, грамзаписи военных лет.
Можно организовать встречи с ветеранами – свидетелями и участниками тех суровых лет.
Эпиграфом к учебной теме может быть цитата, отрывок из любого стихотворения, посвященного войне. В равной степени уместно использовать один эпиграф на каждом уроке или избрать общий эпиграф для нескольких занятий. Я, например, перед каждым уроком писала на доске слова Р. Рождественского:
Помните!..
Покуда сердца стучатся – помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Согласно рабочей программе учебной дисциплины, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, я разработала следующую систему уроков по теме “СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 г.г”
1 урок: “Начало войны. Битва под Москвой”.
Учащиеся знакомятся с трагическими днями 1941г., просчетами советского политического руководства и военного командования. Больше внимание уделяется изучению документационного материала.
“Битва под Москвой” – речь идет преимущественно о военных действиях, поэтому немаловажное значение имеет работа с картой и схемой, а для выработки у учащихся навыков анализа и синтеза имеет значение самостоятельного составления таблицы “Великая Отечественная война Советского Союза”.
Основные события | Даты | Результаты и значения |
2 урок. “Советский тыл в годы войны”.
Изучаются трудовые подвиги, проблемы, связанные с эвакуацией, жизнь и настроения советских людей. В связи с этим уместно поговорить о тех духовных ценностях, которые определяли мировосприятия людей в годы войны, о песнях и стихах, созданных в этот период. Такой материал способствует развитию образноисторического мышления учащихся.
3 урок. “Сталинградская битва. Коренной перелом. Освобождение СССР”.
Основные сражения Великой Отечественной войны, решившие исход войны. Предполагается исользование собранного учащимся материала, обсуждение рабт и заполнение таблицы “Великая Отечественная война Советского Союза”.
4 урок. “Освобождение Европы. Конец войны. Капитуляция Германии. Разгром Японии”.
Заключительный этап Вов и II-ой Мировой войны, показать роль СССР в разгроме фашистских захватчиков. Предполагается работа с учебным материалом, выделение главного, существенного, сопоставление фактов и явлений – подобная работа приучает учащихся четко и логично выражать свои мысли.
5 урок. “СССР и союзники”.
Показывать складываение антигитлеровской коалиции, проблему “второго фронта”, решения Московской, Тегеранской, Ялтинской, Постдамской конференций. Помимо изложения учителя и текста учебника, учащиеся обращаются к дополнительной литературе, документам, предусматриваются задания разной степени сложности – такие задания многоплановы по резултатам: высняется глубина знаний, умение оределять главное от второстепенного, наглядно проявляются убеждения учащихся.
6 урок. Итоговое обобщение. “Итоги и последствия Великой Отечественной войны”.
Выявляются основные итоги ВОв, акцентируется внимание учащихся на роли СССР в разгроме фашизма, на конкретных примерах показывается, что итоги войны в значительной степени определили ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную. Материал к этому подбирается в ходе изучения всей темы, предполагаются опережающие задания, на уроке сочетаются и чередуются различные формы работы: обсуждение вопросов, выполнение проблемных заданий.
В качестве примера я привожу методическую разработку урока № 25 на тему: “Итоги и последствия Великой Отечественной войны, обобщающий урок”.
Урок № 25
Тема программы № 14. “СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов”.
Тема урока: “Итоги и последствия Великой Отечественной Войны”
Цели : образовательная: научить учащихся обобщать полученные при изучении темы знания, сравнивать события и делать самостоятелные выводы;
развивающая: развивать навыки логического мышления на основе анализа и исторического материала, учить аргументировать свою точку зрения.
воспититательная: способствовать осознанию нравственного долга перед поколением сороковых, формированию ценностных ориентаций и убеждений уч-ся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятию идей гуманизма, патриотизма.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Вид урока: беседа.
Материально-техническое оснащение урока:
- учебник
- карта “Вторая миовая война. 1939-1945 гг.”;
- схемы: “Битва под Москвой”, “Сталинградская битва”, “Курская битва”;
- плакаты, фотоматериалы, грамзаписи военных лет;
- материал, собранный в ходе работы над докладами и рефератами:
“Битва под Москвой”; “Сталинградская битва”; “Курская битва”; “Полководцы Великой Отечественной войны”; “Битва за Берлин”; “Моя семья в годы войны”; “Нюрбергский процесс”; “Развитие военного искусства в годы войны”.
Методы: проблемный с показом пути решения, частично-поисковый с постановкой и решением проблемных вопросов, исследовательский с обобщением полученных результатов.
Ход урока.
Оргмомент. Целевая ориентация.
- осознать значение борьбы советского народа против фашистских захватчиков;
формирую основные задачи урока, настраиваю уч-ся на обобщение полученных при изучении темы знаний;
- знать политическую карту Европы и мира;
- знать хронологические рамки и основные этапы ВОв;
- знать и уметь характеризовать этапы и события ВОв Советсого Союза;
Обобщение материала по теме: “СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.”
Вступительное слово преподавателя.
- место темы в изучении материала
- задание, которое необходимо выполнить к концу урока
- после обобщения, обсуждение вопросов.
Заполнить данную таблицу: “Итоги и последствия ВОв”.
Итоги | Последствия |
– – | – – |
Превращение проблемы войны и мира в глобальную. |
Комбинированный опрос.
Фронтальный опрос:
- вспомните и назовите хронологические границы ВОв.
- назовите основне периоды ВОв. Какие события, на ваш взгляд, послужили вехами, определяющими один период от другого?
- назовите и кратко охарактеризуйте характеры, обусловившие коренной перелом в ходе ВОв.
- назовите даты следующих событий:
восстановление государственной границы СССР;
открытие II-го фронта в Европе;
битва под Москвой;
Сталинградская битва;
Курская битва;
Берлинская операция;
капитуляция Японии;
Устный индивидуальный опрос по картам-схемам (2 чел.)
- проанализировать карты-схемы и отметить события, которые привели к коренному перелому в ходе ВОв;
- приготовить устный ответ:
Задания для всей групы уч-ся перед индивидуальными ответами;
Слушая ответы по картам-схемам, дать рецензию рассказа.
Письменный опрос по карточкам.
Карточка №1
В ходе ВОв и после неё Сталин выдвинул такой тезис, что трагедия, которую пережил наш народ в начальный период войны, являеся результатом “внезапности нападения на Советский Союз”.
Вопрос:
Как вы думаете, соответствует ли этот тезис действительности?
Карточка №2
Вопрос:
Как народный характер войны нашел отражение в произведениях литературы и искусства?
Карточка №3
В буржузной историографии II мировой войны существует множество точек зрения на источники победы Советсвого Союза в войне с гитлеровской Германии.
Одни считают, что главная причина поражения Германии заключается в том, что действиями верхмата на советско-германском фронте руководил Гитлер. Он несет единоличную ответственность за поражение Германии. Другие, в основном бывшие гитлеровские генералы, пытаясь оправдать провал фашистских планов блицкрига против СССР, выдвигаюют версии о “русском генерале Зима”, о “генерале Распутице”, о “суровом климате в России”. Третьи, как например, бывший фашистский генерал О. Лош, утверждают: “Наша многолетняя и упорная борьба на всех фронтах оказалась напрасной из-за бездарности высшего политического и военного руководства”.
Вопрос:
Как вы считаете, что привело к поражению фашистской Германии в войне против Совестского Союза?
Карточка №4
Сотрудник английского института стратегических исследований А. Кларк видит причины временных неудач советских вооруженных сил в начале войны в том, что нападение Германии явилось “полной неожиданностью для руководства страны и командования Красной армии”.
Задание:
Определите факторы, которые обусловили временные неудачи Красной армии, обосновав мнение.
Карточка № 5
Наряду с русскими (основное ядро армии и флота) на фронтах ВОв героически сражались сыни и дочери всех народов СССР. Среди Героев Советского Союза было 8182 русских, 2072 украинцев, 311 белоруссов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 1 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мардвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкиров, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 9 карелов, 9 калмыков, 7 кабардинев, 6 адегейцев, 5 абхазцев, 3 якута, а так же представители других национальностей.
Вопрос:
Какое значение для победы имела дружба людей всех национальностей?
3. Беседа по обобщению всего материала.
- Работа по плану с поиском материала в источниках:
1. Людские и материальные потери в войне.
2. Судьба мира в случае поражения антифашистских сил.
3. Участь СССР при победе фашизма.
4. Вероятность победы фашизма.
5. Роль особождения советскими войсками Центральной и Юго-Восточной Европы.
6. Рост международного авторитета СССР после войны.
7. Развитие военного потенциала.
8. Опасность ядерного оружия.
- Обобщение по итогам войны (цена победы)
(Приложение №1)
- Сообщение по выполнению опережающих заданий:
что стало бы с миром, в случае поражения антифашистских сил;
какая участь была уготовлена СССР;
насколько реальной была вероятность победы нацизма;
развитие военного потенциала в годы войны;
Нюрбергский процесс;
“Моя семья в годы войны” (приложение №2)
(Минисочинение на фактическом материале)
- Заполнение таблицы, данной в начале урока.
ЭТАЛОН
Таблица “Итоги и последствия ВОв”
Итоги | Последствия |
Уничтожение фашизма, как одной из форм тоталитаризма совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции при решающей роли СССР. Огромные людские потери и материальные разрушения. Развитие воинского искусства, совершенствование вооружений. Освобождение советскими войсками Центральной Юго-Восточной Европы. Рост международного авторитета и расширение его границ. Появление ядерного оружия. Антигитлеровская коалиция стала основой для создания ООН. | Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы. Международный суд над нацизмом. Послевоенные экономические трудности и демографическая проблема. Основа для разработки и производства новых видов вооружения. “Социалистический выбор” под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата. Образование мировой системы социализма. Дальнейшее усиление тоталитарного режима в нашей стране при явном росте гражданского самоощущения, гражданской ответственности населения. Начало “холодой” войны, гонка вооружений, обострение экологической проблемы. Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации международных отношений. |
Превращение проблемы войны и мира в глобальную |
Диагностика глубины и прочности знаний
- выборочный опрос 2-3 уч-ся по тезисам;
- рекомендации по дальнейшему запоминанию материала по опорным понятиям.
IV. Итог урока:
- возврат к целям
- домашнее задание
- выставление оценок
- распределяю задания к следующему уроку.