МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Он должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс.
Как изучать учеников и класс? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения - в сборе и описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений.
Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Вот пример анкеты «Общение». Ученикам предлагается отметить те ответы,
которые отражают особенности их общения.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками,
б) с учителями,
в) с родителями,
г) с другими членами семьи,
д) с друзьями во дворе,
е)_____________________________________(для свободного ответа).
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей,
б) обижают, дразнят,
в) воруют вещи,
г) бьют,
д) не понимают моего внутреннего мира,
е) нет общих интересов,
ж) заставляют что-либо делать,
з) держат в страхе,
и) мне неинтересно с ними,
к) требуют только хороших оценок,
л) не видят моих хороших качеств,
м)___________________________________________________________
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к товарищу по классу,
б) к товарищу вне класса,
в) к матери,
г) к отцу,
д) к другому родственнику,
е) к учителю,
ж)__________________________________________________________
Анкета может использоваться в работе с учащимися 5-7-х классов. Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную. Сначала содержание анкеты каждого ученика переносится в таблицу.
Фамилии учеников | Номера вопросов |
1 | 2 | 3 |
1 . Андреев Иван | сверстники | дразнят | товарищи во дворе |
2. Бабкин Михаил | родители | не понимают | товарищи по классу |
Фамилии девочек и мальчиков лучше писать отдельными группами из-за особенностей, обусловленных полом.
Вторичная обработка состоит, по существу, в анализе данных: распределение по группам, выделение типичного и особенного, объяснение причин. Последнее потребует использования знаний об учениках из других источников (наблюдения, беседы).
Беседа - более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности - это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, мы задавали открытый вопрос: «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?» Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.
Тест - стандартизованное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе.
Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные тесты может применять классный руководитель. К таким теста относят: методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Эти тесты не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции. В качестве примера приведем незаконченные предложения из теста (Ж. Нюттен - А.Б. Орлов), цель которого - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне нравится школа за то, что...
6. Я не люблю школу за то, что... ?
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу определить, правильно ли я...
17. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я...
18. Мне всегда интересно, когда на уроке...
19. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
20. Я лучше понимаю, когда на уроке...
Полученные данные можно сводят в таблицу, выделяя характерные и единичные ответы. Материал можно использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Общая характеристика школьника
I. Общие сведения
1) Фамилия, имя, отчество.
2) Дата рождения.
3) Домашний адрес.
4) Состояние здоровья ученика (особенности физического развития, заболевания).
П. Сведения о семье
а) члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность.
б) социально-демографические условия: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды и т. д.
в) материальные и жилищно-бытовые условия: низко/высокооплачиваемые, мало/хорошообеспеченные, проживающие в плохих/хороших жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; какие условия имеет ученик в квартире: отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т. д.
г) характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником:
д) криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми/отсутствие этих симптомов.
е) по направленности семья ориентирована на: деятельность, общение, самоудовлетворение (эгоистическая семья).
III. Личность ученика
1) Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, с учениками, с учителями (с кем именно)?
2) Характер общительности (отсутствует, избирательный, высокий).
3) Какую роль выполняет (инициатор, организатор, исполнитель):
а) в общественном труде;
б) в играх со сверстниками;
в) в учебе?
4) Проявляет ли положительные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):
а) уважение к старшим;
б) внимательность, чуткость, доброту;
в) скромность;
г) трудолюбие;
д) добросовестность;
е) самоорганизованность;
ж) самостоятельность;
з) дисциплинированность?
5) Проявляет ли отрицательные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):
а) грубость;
б) эгоизм;
в) зазнайство, высокомерие;
г) легкомыслие, беспечность;
д) лживость;
е) упрямство;
ж) жестокость;
з) вредные привычки (курит, сквернословит...)?
6) Способен ли выбрать себе самостоятельное занятие? Долго ли проявляет интерес к выбранному занятию?
IV. Положение в коллективе
1) Социальный статус в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопулярный, отверженный).
2) Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно)?
3) Какие и как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет)?
4) Имеются ли близкие друзья, кто они? Какое отношение занимает по отношению к друзьям (ведущий, ведомый)?
5) Стремится ли воздействовать на товарищей (нет, да, редко, часто)?
V. Учение
1) Какое отношение (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное) проявляет к учебным предметам? Отметить, если есть особые способности к предмету. Успеваемость (преобладающие оценки).
2) Общее умственное развитие, кругозор, начитанность.
3) Каков уровень внимания (высокий, средний, низкий). Способен ли удерживать внимание весь день? К какому по счету уроку наступает спад внимания?
4) Как запоминает материал (быстро, медленно)?
5) Каков уровень развития мышления (низкий, средний, высокий)?
6) Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегулярно, не выполняет)?
7) Какую активность проявляет на уроке (высокую, среднюю, низкую, не проявляет)?
8) Владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет)?
9) Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно положительно, пассивно положительно, безразлично)?
10) Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, контролировать себя, составлять планы, конспекты...)
VI.Труд
1) Как относится к труду (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно)?
2) Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно?
3) На сколько выражен фактор избирательности в труде?
Изучение учебных интересов школьника.
Анкета
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.
1. Что Вас больше всего привлекает в школе?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа,
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое_______________________________________________.
2. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.
3. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
4. Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем его польза.
5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?
6. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?
Анализ содержания ответов ученика позволяет установить характер его учебно-познавательных мотивов, наличие определенных склонностей и потребностей.
Изучение познавательных потребностей школьника.
Анкета
Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.
1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
• часто (5 баллов);
• иногда (3 балла);
• редко (1 балл).
2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
• помучиться, но самому найти ответ (5);
• когда как (3);
• получить готовый ответ от других (1).
3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
• постоянно, много (5);
• иногда много, иногда ничего не читаю (3);
• мало или совсем не читаю (1).
4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?
• очень эмоционально (5);
• когда как (3);
• спокойно, без эмоций (1).
5. Часто ли Вы задаете вопросы учителю?
• часто (5);
• иногда (3);
• очень редко (1).
Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число - это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать:
сильно выраженной, если показатель больше 3,5;
умеренной - если результат от 2,5 до 3,5;
слабой - если результат меньше 2,5.
Изучение дружеского окружения школьника.
Анкета
Цель: установить характер дружеских связей школьника.
1) У Вас есть круг друзей? (да, нет.)
2) Что Вас объединяет?
а) работа с техникой;
о) игра на гитаре;
в) хобби;
г) другое (допишите).
3) Кому из друзей Вы смогли бы доверить свою тайну?
4) К кому из друзей Вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?
5) Какие качества ценят в Вас друзья?
6) Вспомните случаи, когда Вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой.
7) Как Вы себя чувствуете со своими друзьями:
а) «и скучно, и грустно, и некому руку подать»;
б) «жизнь прекрасна и удивительна»;
в) «то взлет, то посадка (падение)».
8) Каких друзей Вам хотелось бы иметь и чего Вы больше всего боитесь в дружбе?
9) Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу Ваших друзей?
10) Как бы Вы определили группу, с которой Вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время?
а) мои друзья;
б) моя компания;
в) тусовка;
г) мой двор;
д) моя команда;
е) другой вариант (допишите).
11) Есть ли у Вас взрослые, с которыми Вы общаетесь? Кто это?
12) Возникают ли у Вас конфликты? Если «да», то, как обычно они решаются?
а) миром;
б) дракой;
в) благодаря вмешательству лидера;
г) благодаря вмешательству взрослого;
д) компромиссом части ребят.
13) Как относятся взрослые (родители, соседи) к Вашей группе?
а) доброжелательно;
б) враждебно;
в) нейтрально;
г) равнодушно;
д) запрещают общение.
14) Отметьте, какие утверждения соответствуют истине:
а) даю друзьям советы для их же пользы;
б) со мною часто советуются;
в) не могу принять важное решение без моих друзей;
г) никто не понимает меня по-настоящему;
д) мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.
Анализ ответов школьников позволит охарактеризовать дружеское окружение ребенка, характер дружеских связей и отношений в дружеской компании
ДИАШОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Малякова Н.С., к.п.н., заведующая центром,
«Педагогический центр
русской культуры» г. Исков
Цель* изучение уровня духовно-нравственного развития личности уча-
щихся; определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.
Метод: наблюдение.
Ход мониторинг рассчитан на учащихся 1-11-х классов и проводится в
проведе- конце каждого года обучения. На малом педсовете учителям предла-
ния: гается определить уровень духовно-нравственных качеств каждого
ученика («В» - высокие, «С» - средние, «Н» - низкие) на основе
собственных наблюдений и результаты занести в таблицу (возможно
заполнение только классным руководителем):
Фамилия, имя | 1 . Андреев Илья | 2. | 3. | | | | | | | | | |
Качества личности |
1 | В | | | | | | | | | | | |
2 | С | | | | | | | | | | | |
3 | С | | | | | | | | | | | |
4 | . в | | | | | | | | | | | |
5 | Н | | | | | | | | | | | |
6 | Н | | | | | | | | | | | |
7 | Н | | | | | | | | | | | |
8 | Н | | | | | | | | | | | |
9 | с | | | | | | | | | | | |
10 | с | | | | | | | | | | | |
11 | с | | | | | | | | | | | |
12 | с | | | | | | | | | | | |
13 | С | | | | | | | | | | | | |
14 | В | | | | | | | | | | | | |
15 | В | | | | | | | | | | | | |
16 | Н | | | | | | | | | | | | |
17 | С | | | | | | | | | | | | |
18 | В | | | | | | | | | | | | |
19 | С | | | | | | | | | | | | |
20 | С | | | | | | | | | | | | |
21 | Н | | | | | | | | | | | | |
22 | С | | | | | | | | | | | | |
Духовно-нравственные качества личности:
1. Готовность придти на помощь.
2. Умение быть благодарным.
3. Уважение к старшим.
4. Дружелюбие.
5. Забота о младших.
6. Трудолюбие.
7. Ответственность за порученное дело.
8. Инициативность.
9. Терпимость.
10. Активность в учебе.
11. Активность в дополнительном образовании.
12. Творческая направленность.
13. Любовь к Родине.
14. Позитивное отношение к своей национальности.
15. Наличие принципов и убеждений.
16. Культура речи, общения.
17. Нравственность поступков.
18. Интерес к родной культуре.
19. Интерес к истории своего края.
20. Физическая активность.
21. Коллективизм.
22. Школьный патриотизм.
Обработка При обобщении результатов диагностики по классу считается про-результа- центное отношение количества «высокой» оценки каждого качества тов: к общему числу учащихся. Затем выделяются приоритетные харак-
теристики класса (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).
Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребенка; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с классом и индивидуальной работе с учащимися. Осуществляя анализ, обращайте внимание на то, какие качества личности учащегося выпадают из «индивидуальной нормы», даже при наличии отрицательной тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.
ДИАГНОСТИКА ш»стова н-и-
Масленниковская школа,
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ^„»
ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА
Предлагаемые ниже анкеты позволяют выявить возможные профессиональные ориентации старшеклассников, а также взгляды родителей на будущее своих детей. Такого рода диагностика поможет школе в организации профориентацион-ной работы и станет большим подспорьем в проведении классных часов, родительских собраний, индивидуальных бесед со старшеклассниками.
Анкета для старшеклассников
Фамилия, имя____________________________________________________
Пол_ ___________год рождения__________________________________
Школа______________________класс_______________________________
Состав семьи: Отец____
(где и кем работает или работал) Мать__________________________________________
(где и кем работает или работал)
Как я учусь?
а) отлично (преимущественно получаю «5»);
б) хорошо (почти не получаю «2» и «3»);
в) удовлетворительно (преимущественно получаю «3»);
г) плохо (часто получаю «2»).
Мои любимые предметы:______________________________
Нелюбимые учебные предметы:.
Мои любимые занятия на досуге:
чтение, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т. д.______________________________
Куда я собираюсь пойти после окончания 9-го класса?
а) учиться (в школе, техникуме, ПТУ);
б) работать и учиться;
в) работать;
г) не знаю.
Окончить 9 классов - работа на предприятии. Окончить 11 классов - профтехучилище. Окончить 11 классов - техникум. Окончить 11 классов - институт.
Профессия иди область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребенку:_____________________________________________________________________
Почему Вы советуете выбрать именно эту профессию или область деятельности? (нужное подчеркнуть или добавить)
** творческий характер труда;
~ возможность дальнейшего профессионального роста;
»» нужна в вашем регионе, всегда можно найти работу;
*» соответствует индивидуальным особенностям ребенка (указать, каким именно);
»* традиции семьи;
»» относительная легкость труда, короткий рабочий день;
»* высокая заработная плата;
»» другие причины________________________________________________
Если Вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать______________________________________
Если посоветуете поступить учиться в другое учебное заведение, чтобы овладеть другой профессией, то укажите, какой именно_______________________________
Какая помощь, по Вашему мнению, необходима учащимся при выборе профессии ?____________________________________________________________________
Анкета «Общение». Ученикам предлагается отметить те ответы,
которые отражают особенности их общения.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками,
б) с учителями,
в) с родителями,
г) с другими членами семьи,
д) с друзьями во дворе,
е)_____________________________________(для свободного ответа).
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей,
б) обижают, дразнят,
в) воруют вещи,
г) бьют,
д) не понимают моего внутреннего мира,
е) нет общих интересов,
ж) заставляют что-либо делать,
з) держат в страхе,
и) мне неинтересно с ними,
к) требуют только хороших оценок,
л) не видят моих хороших качеств,
м)___________________________________________________________
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к товарищу по классу,
б) к товарищу вне класса,
в) к матери,
г) к отцу,
д) к другому родственнику,
е) к учителю,
ж)__________________________________________________________
Анкета может использоваться в работе с учащимися 5-7-х классов. Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную. Сначала содержание анкеты каждого ученика переносится в таблицу.
Фамилии учеников | Номера вопросов |
1 | 2 | 3 |
1 . Андреев Иван | сверстники | дразнят | товарищи во дворе |
2. Бабкин Михаил | родители | не понимают | товарищи по классу |
Фамилии девочек и мальчиков лучше писать отдельными группами из-за особенностей, обусловленных полом.
Незаконченные предложения из теста
(Ж. Нюттен - А.Б. Орлов), цель которого - выявить,
как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне нравится школа за то, что...
6. Я не люблю школу за то, что... ?
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу определить, правильно ли я...
17. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я...
18. Мне всегда интересно, когда на уроке...
19. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
20. Я лучше понимаю, когда на уроке...
Полученные данные можно сводят в таблицу, выделяя характерные и единичные ответы. Материал можно использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
Изучение учебных интересов школьника.
Анкета
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.
1. Что Вас больше всего привлекает в школе?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа,
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое_______________________________________________.
2. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.
3. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
4. Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем его польза.
5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?
6. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?
Анализ содержания ответов ученика позволяет установить характер его учебно-познавательных мотивов, наличие определенных склонностей и потребностей.
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Общая характеристика школьника
I. Общие сведения
1) Фамилия, имя, отчество.
2) Дата рождения.
3) Домашний адрес.
4) Состояние здоровья ученика (особенности физического развития, заболевания).
П. Сведения о семье
а) члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность.
б) социально-демографические условия: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды и т. д.
в) материальные и жилищно-бытовые условия: низко/высокооплачиваемые, мало/хорошообеспеченные, проживающие в плохих/хороших жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; какие условия имеет ученик в квартире: отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т. д.
г) характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником:
д) криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми/отсутствие этих симптомов.
е) по направленности семья ориентирована на: деятельность, общение, самоудовлетворение (эгоистическая семья).
III. Личность ученика
1) Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, с учениками, с учителями (с кем именно)?
2) Характер общительности (отсутствует, избирательный, высокий).
3) Какую роль выполняет (инициатор, организатор, исполнитель):
а) в общественном труде;
б) в играх со сверстниками;
в) в учебе?
4) Проявляет ли положительные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):
а) уважение к старшим;
б) внимательность, чуткость, доброту;
в) скромность;
г) трудолюбие;
д) добросовестность;
е) самоорганизованность;
ж) самостоятельность;
з) дисциплинированность?
5) Проявляет ли отрицательные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):
а) грубость;
б) эгоизм;
в) зазнайство, высокомерие;
г) легкомыслие, беспечность;
д) лживость;
е) упрямство;
ж) жестокость;
з) вредные привычки (курит, сквернословит...)?
6) Способен ли выбрать себе самостоятельное занятие? Долго ли проявляет интерес к выбранному занятию?
IV. Положение в коллективе
1) Социальный статус в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопулярный, отверженный).
2) Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно)?
3) Какие и как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет)?
4) Имеются ли близкие друзья, кто они? Какое отношение занимает по отношению к друзьям (ведущий, ведомый)?
5) Стремится ли воздействовать на товарищей (нет, да, редко, часто)?
V. Учение
1) Какое отношение (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное) проявляет к учебным предметам? Отметить, если есть особые способности к предмету. Успеваемость (преобладающие оценки).
2) Общее умственное развитие, кругозор, начитанность.
3) Каков уровень внимания (высокий, средний, низкий). Способен ли удерживать внимание весь день? К какому по счету уроку наступает спад внимания?
4) Как запоминает материал (быстро, медленно)?
5) Каков уровень развития мышления (низкий, средний, высокий)?
6) Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегулярно, не выполняет)?
7) Какую активность проявляет на уроке (высокую, среднюю, низкую, не проявляет)?
8) Владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет)?
9) Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно положительно, пассивно положительно, безразлично)?
10) Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, контролировать себя, составлять планы, конспекты...)
VI.Труд
1) Как относится к труду (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно)?
2) Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно?
3) На сколько выражен фактор избирательности в труде?