Министерство образования и науки Республики Крым
Судакский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым
«Романовский колледж индустрии гостеприимства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
«Информатика»
по профессиям
43.01.09 Повар, кондитер
43.01.01 Официант, бармен
Судак, 2020
Рассмотрено на заседании методической комиссии
общеобразовательных дисциплин и классных руководителей
Председатель ___________Л.М. Гребнева
Методические рекомендации составлены в соответствии сосновными требованиями к структуре, содержанию и оформлению выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине Информатике для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:
43.01.09 Повар, кондитер
43.01.01 Официант, бармен
Преподаватель: Филонидова Е.А. преподаватель информатики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов рассчитаны на внеаудиторную работу студентов по дисциплине «Информатика» для специальностей СПО, которые соответствуют календарно-тематическому плану данного курса.
Самостоятельная работа студентов является обязательным требованием учебного плана дисциплины. Соответственно на отведенное количество часов по учебному плану необходимо планировать работу по дополнительному изучению дисциплины студентами самостоятельно.
Современному квалифицированному рабочему необходимо уметь самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию.
Среди разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность студентов и способствующих получению ими практических знаний, особое место принадлежит самостоятельной работе.
Значительная роль в подготовке будущих специалистов отводится формированию у них навыков самостоятельного умственного труда. В условиях быстрого устаревания знаний важно научить студентов учиться самостоятельно.
Необходимо уделять должное внимание профессиональному саморазвитию студентов, организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа – это прежде всего умение применить на практике знания теории.
Самостоятельная работа студента позволяет проявить элемент творчества и высокой активности. Самостоятельная работа ведется по следующим направлениям:
- получение знаний по литературному источнику, представление информации в свободной форме;
- умение самостоятельно разбираться с новыми схемами, устройствами, их принципами работы и функционированием;
- проблемно-поисковые индивидуальные задания – задания с элементами новизны;
- выполнение заданий.
Результаты освоения учебной дисциплины: освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работепо решению общих задач, в том числе с использованием современных средствсетевых коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом
языке для решения стандартной задачи с использованием основных кон струкций языка программирования;
− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Номер П/П | Темы самостоятельной работы | Количество часов |
Раздел 1. Информационная деятельность человека. | 15 |
Темы 1.1.-1.2 Этапы развития информационного общества. Виды информационной деятельности человека. | Написать сочинение-рассуждение на тему «Насколько широко информационные технологии применяются в нашей жизни?». | 2 |
Заполнить таблицу, содержащую информацию об информационных революциях. | 2 |
Составить список ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации. | 1 |
Подготовить сообщение на тему « Что такое информационная культура? Как это понятие связано с информационной деятельностью людей?». | 2 |
Разработать презентацию на тему: «Архитектура ПК. Магистрально-модульный принцип построения ПК». | 2 |
Сделать сравнительный анализ по найденной информации на государственных образовательных порталах. | 1 |
Поиск и запись примеров законов, действующие в информационной сфере. | 1 |
Привести примеры электронного правительства, выписать адреса официальных сайтов и их основная функция. | 1 |
Найти письмо Минфина РФ от 6 марта 2009 года («Об изготовлении БСО с использованием автоматизированных систем») с помощью СПС «Консультант +». | 1 |
Создать основополагающую подборку о льготах по налогу на прибыль с помощью СПС «Консультант +». | 1 |
Найти статью 21 Трудового кодекса РФ, в которой представлены основные права и обязанности работников и изучить ее с помощью СПС «Консультант +». | 1 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы. | 31 |
Тема 2.1. Информация | Разработать презентацию на тему: «Информация, информационные процессы». | 2 |
Подготовить сообщение «Виды информации» | 2 |
Подготовить сообщение «Информационные модели» | 2 |
Подготовить доклад «Информация-основа управления» | 2 |
Продемонстрировать простейшую информационно – поисковую систему. | 1 |
Выполнить перевод чисел в различных системах счисления по листочку с индивидуальным заданием. | 2 |
Привести примеры задач на определение количества информации, показать решение. | 1 |
Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которым проживаете (Таблица символов отображается в редакторе MSWord с помощью команды: вкладка Вставка-Символ-Другие символы). | 2 |
Тема 2.2.- 2.3. Кодирование информации Алгоритмизация и основы программирования процессами. | Составить таблицу с основными информационными процессами и их примеры. | 1 |
Подготовить реферат «Двоичное кодирование и компьютер» | 2 |
Подготовить сообщение по теме «Виды файловых систем» | 2 |
Построить схемы, реализующие следующие логические функции: F = X & Y v –Z; F = - (X & Y) v –Z; F = X & Y v (X v Y). | 2 |
Составить алгоритмы по заданным блок-схемам, индивидуальная работа. | 2 |
Поиск дополнительной информации по теме: «Элементная база компьютера». | 1 |
Перенести «Архиватор» в то место, в котором он должен располагаться по заданным схемам (индивидуальные задания). | 1 |
Построить сеть, согласно рисунку (индивидуальная работа). | 2 |
Подготовить реферат «Языки программирования: время, открытия, люди» | 2 |
Подготовить сообщение по теме «Алгоритм Евклида» | 2 |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий. | 18 |
Тема 3.1. История создания и устройство ПК | Посещение виртуального музея вычислительной техники, написать отчет. | 2 |
Подготовить презентацию по теме «История создания ВТ» | 2 |
Подготовить доклад « Что такое искусственный интеллект?» | 2 |
Конспект «Умный дом» | 4 |
Тема 3.2. Программное обеспечение компьютера | Подготовить сообщение на тему: «Виды профессиональной информационной деятельности человека». | 2 |
Анализировать содержание диска D:, определить у файлов тип программного обеспечения и заполнить таблицу. | 1 |
Дать характеристику оргтехнике, используемой студентами данной специальности. Информацию представить в свободной форме. | 2 |
Выполнить презентацию данной сборки ПК. | 2 |
Найдите по 7 отличий в различных видах программного обеспечения, определите к какому типу они относятся, используя классификации. | 1 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов. | 39 |
Тема 4.1-4.2. Текст как информационный объект Мультимедийные информационные объекты | Изучить эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту, разработать презентацию по теме. | 1 |
Составить таблицу различных текстовых редакторов и процессоров. | 1 |
Опишите разницу в диалоговых окнах разных текстовых программ и процессоров. | 2 |
Подготовить сообщение на тему: «Автоматизированные средства и технологии организации текста». | 2 |
Установить связи между составленными таблицами, учитывая внешние и потенциальные ключи. | 2 |
Составить свою базу данных, состоящей из 3 таблиц, и установить взаимосвязи между ними. | 2 |
Создать презентацию на тему: «Программы-переводчики». | 2 |
Разработать презентацию на тему: «Системы распознавания текстов». | 2 |
Разработать презентацию на тему: «Гипертекстовая информация». | 2 |
Представить информацию в свободной форме по теме «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)». | 2 |
Построить графики согласно таблице, индивидуальная работа. | 2 |
Разработать презентацию на тему: «Формирование запросов для работы с электронными каталогами книгоизданий, СМИ». | 2 |
Разработать презентацию на свободную тему, не менее 10 слайдов. | 2 |
Построение модели «Афиша» и «Театральная программка» | 2 |
Подготовить материал «Компьютер и профессия» | 2 |
Разработать макет «Визитная карточка» | 2 |
Подготовить презентацию «Ярмарка профессий» | 2 |
Подготовить презентацию «Моя профессиональная карьера» | 2 |
Текстовый редактор: автобиография, «Инструкционно-технологические карты по приготовлению напитков»; | 3 |
Графический редактор: создать меню для ресторана, кафе, бара; | 2 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии. | 31 |
Тема 5.1. Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации | Разработать презентацию на тему: «Коммуникационные службы Интернета». | 2 |
Подготовить сообщение на тему: «Поисковые информационные системы». | 2 |
Представить информацию в свободной форме на тему: «WorldWideWeb (всемирная паутина)». | 1 |
Найти информацию об интернет - порталах, которые предоставляют возможность использовать их ресурсы и работают в режиме конструктора. | 1 |
Разработать структуру глобальной сети Интернет. | 1 |
Придумать сюжет баннера, отобрать приемы привлечения внимания, написать слоган, подходящий для разрабатываемого сайта, с учетом целевой аудитории. | 1 |
Разработать презентацию на тему: «Этапы создания сайта». | 1 |
Разработать контент и креатив собственной страницы. Выбрать формат страницы, исходя из информационного и графического оформления страницы. | 1 |
Разработать модель навигации своего проекта, выделив ключевые понятия (базовые информационные единицы), обосновать последовательность связей между ними. | 1 |
Разместить свой сайт на любом бесплатном портале, проконтролировать работоспособность сайта. | 1 |
Подготовить резюме: ищу работу. | 1 |
Подготовить презентацию «Защита информации» | 2 |
Подготовить сообщение «Личное информационное пространство». | 2 |
Подготовить доклад «Сетевой этикет» | 1 |
Представить информацию в свободной форме по теме: «Телекоммуникационные технологии». | 1 |
Изобразить структуру сайта, связанного с будущей профессиональной деятельностью. | 1 |
Найти основные характеристики каналов связи и внести данные в предложенную таблицу. | 1 |
Представить информацию в свободной форме по теме: «Основные характеристики элементов глобальной сети Интернет». | 1 |
Исследовать браузер, результаты исследования внести в таблицы. | 1 |
Посетить официальный сайт колледжа, найти отличительные черты в содержательном плане, так и в плане оформления. Сформулировать требования создания образовательных сайтов. | 1 |
Привести примеры сетевых информационных систем по своей специальности. | 2 |
Поиск с позиции пользователя словосочетания для слов «компьютерное обучение». Какую полезную информацию можно извлечь из результатов поиска? | 2 |
Разработать презентацию на тему: «Личное информационное пространство». | 2 |
Составить дистанционный тест из 10 вопросов по дисциплине «Информатика» с вариантами ответов. | 2 |
Итого | 134 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Количество часов на выполнение работы: 15 часов.
Темы 1.1.-1.2: Этапы развития информационного общества.
Виды информационной деятельности человека.
Цель: иметь представление об этапах развития информационного общества, а также иметь представление о правонарушениях в информационной сфере, меры их предупреждения.
Задачи: научиться систематизировать информацию по теме, извлекать основную часть; изучение основных правил создания и оформления представленной информации, знакомство со структурными элементами документа.
Задание № 1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Насколько широко информационные технологии применяются в нашей жизни?».
Задание № 2. Заполнить таблицу, содержащую информацию об информационных революциях.
Революция | Время появления | Основные изобретения | Глобальные изменения |
| | | |
Задание № 3. Составить список ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации.
Ссылки на информационно-образовательные ресурсы | Описание |
| |
Задание № 4. Подготовить сообщение на тему «Что такое информационная культура? Как это понятие связано с информационной деятельностью людей?».
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 5. Разработать презентацию на тему: «Архитектура ПК. Магистрально-модульный принцип построения ПК».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 6. Сделать сравнительный анализ по найденной информации на государственных образовательных порталах.
Поколение | Основные характеристики ЭВМ (размеры, элементная база, языки программирования, устройства, программное обеспечение) | Примеры ЭВМ |
| | |
Задание № 7. Поиск и запись примеров законов, действующие в информационной сфере.
Вид документа | Дата принятия | № документа | Содержание |
| | | |
Задание № 8. Привести примеры электронного правительства, выписать адреса официальных сайтов и их основная функция.
Задание №9. Найти письмо Минфина РФ от 6 марта 2009 года («Об изготовлении БСО с использованием автоматизированных систем») с помощью СПС «Консультант +».
Записать алгоритм поиска документа.
Задание № 10 Создать основополагающую подборку о льготах по налогу на прибыль с помощью СПС «Консультант +».
Вид документа | Дата принятия | № документа | Содержание |
| | | |
Задание № 11. Найти статью 21 Трудового кодекса РФ, в которой представлены основные права и обязанности работников и изучить ее с помощью СПС «Консультант +».
Записать алгоритм поиска документа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Раздел 2. Информация и информационные процессы.
Количество часов на выполнение работы: 14 часов.
Тема: Информация
Цель: закрепление изученной темы, применение полученной информации при выполнении заданий.
Задачи: научиться систематизировать информацию по теме, извлекать основную часть; изучить основные правила создания и оформления представленной информации, знакомство со структурными элементами документа.
Задание № 1. Разработать презентацию на тему: «Информация, информационные процессы».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 2 Подготовить сообщение «Виды информации»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 3 Подготовить сообщение «Информационные модели»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 4 Подготовить доклад «Информация-основа управления»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
доклад состоит из 7-12 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 5. Продемонстрировать простейшую информационно – поисковую систему.
Порядок действий:
Загрузите интернет-браузер;
в строке поиска найдите каталог ссылок на государственные образовательные порталы;
выпишите электронные адреса некоторых государственных образовательных порталов и дайте им краткую характеристику.
№ п/п | Название портала | Электронный адрес | Описание |
| | | |
Задание № 6. Выполнить перевод чисел в различных системах счисления по листочку с индивидуальным заданием.
1 вариант 2 вариант
26810 - …16 1. 16210 - …16
286 10 - …8 2. 16210 - …8
28610 - …2 3. 16210 - …2
110010012 - …10 4. 101110012 - …10
Задание № 7. Привести примеры задач на определение количества информации, показать решение.
Для образца использовать примеры решения задач на уроке.
Задание № 8. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которым проживаете (Таблица символов отображается в редакторе MSWord с помощью команды: вкладка Вставка-Символ-Другие символы).
Количество часов на выполнение работы: 17 часов.
Темы: Кодирование информации и Алгоритмизация и основы программирования процессами
Цель: закрепить знания по основным информационным процессам.
Задачи: научиться систематизировать информацию по теме, извлекать основную часть; изучение основных правил создания и оформления представленной информации, знакомство со структурными элементами документа.
Задание № 1. Составить таблицу с основными информационными процессами и их примеры.
Получение информации | Хранение информации | Обработка информации | Передача информации |
| | | |
Задание № 2. Подготовить реферат «Двоичное кодирование и компьютер»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
реферат состоит из 12-20 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 3. Подготовить сообщение по теме «Виды файловых систем»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 4. Построить схемы, реализующие следующие логические функции: F = X & Y v –Z;
X | Y | Z | –Z | X & Y | X & Y v –Z |
0 | 0 | 0 | | | |
1 | 1 | 1 | | | |
0 | 1 | 0 | | | |
0 | 0 | 1 | | | |
1 | 0 | 0 | | | |
1 | 0 | 1 | | | |
1 | 1 | 0 | | | |
0 | 1 | 1 | | | |
F = - (X & Y) v –Z;
X | Y | Z | –Z | -(X & Y) | -(X & Y) v –Z |
0 | 0 | 0 | | | |
1 | 1 | 1 | | | |
0 | 1 | 0 | | | |
0 | 0 | 1 | | | |
1 | 0 | 0 | | | |
1 | 0 | 1 | | | |
1 | 1 | 0 | | | |
0 | 1 | 1 | | | |
F = X & Y v (X v Y).
X | Y | X & Y | (X v Y) | X & Y v (X v Y) |
0 | 1 | | | |
1 | 0 | | | |
1 | 1 | | | |
0 | 0 | | | |
Задание № 5. Составить алгоритмы по заданным блок-схемам, индивидуальная работа.
В
ариант 1. Вариант 2.
Задание № 4. Поиск дополнительной информации по теме: «Элементная база компьютера».
Представить информацию в свободной форме, согласно требованиям оформления.
Задание № 5. Перенести «Архиватор» в то место, в котором он должен располагаться по заданном схеме (индивидуальное задание).
Задание № 6. Построить сеть, согласно рисунку (индивидуальная работа).
Выбрать один тип топологии и построить пример расположения сети.
Задание № 7. Подготовить реферат «Языки программирования: время, открытия, люди»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
реферат состоит из 12-20 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 8. Подготовить сообщение по теме «Алгоритм Евклида»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий.
Количество часов на выполнение работы: 10 часов.
Тема: История создания и устройство ПК
Цель: закрепить знания по теме.
Задачи: научиться систематизировать информацию по теме, извлекать основную часть; изучение основных правил создания и оформления представленной информации, знакомство со структурными элементами документа.
Задание № 1. Посещение виртуального музея вычислительной техники, написать отчет.
В браузере посетить в Интернете виртуальные компьютерные музеи и ознакомиться с историей развития отечественной и зарубежной вычислительной техники.
Запустить браузер в операционной системе Windows и в поле Адрес ввести http://computerhistory.narod.ru/
Заполнить таблицу по разделам:
Носители информации | Средства обработки информации | Средства вычислений | Микрокомпьютеры | Галерея выдающих ученных | Электронные калькуляторы |
| | | | | |
Вывод
Задание № 2. Подготовить презентацию по теме «История создания ВТ»
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 3. Подготовить доклад « Что такое искусственный интеллект?»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
доклад состоит из 7-12 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 4 Конспект «Умный дом»
Изучение темы, разработка конспекта по теме самостоятельной работы
Общие сведения
Единая система управления зданием
Технологии.
Функции умного дома
Составить конспект по изученным вопросам, оформить на листе формата А4 в рукописном варианте или напечатать и сдать на проверку
Количество часов на выполнение работы: 8 часов.
Тема: Программное обеспечение компьютера
Цель: закрепить понятия «системное ПО», «прикладное ПО».
Задачи: научиться систематизировать информацию по теме, извлекать основную часть; изучение основных правил создания и оформления представленной информации, знакомство со структурными элементами документа.
Задание № 1. Подготовить сообщение на тему: «Виды профессиональной информационной деятельности человека».
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 2. Анализировать содержание диска D:, определить у файлов тип программного обеспечения и заполнить таблицу.
Задание № 3. Дать характеристику оргтехнике, используемой студентами данной специальности. Информацию представить в свободной форме.
Задание № 4. Выполнить презентацию данной сборки ПК.
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 5. Найдите по 7 отличий в различных видах программного обеспечения, определите к какому типу они относятся, используя классификации.
Системное ПО | Прикладное ПО |
| |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Количество часов на выполнение работы: 39 часов.
Тема 4.1-4.2. Текст как информационный объект. Мультимедийные информационные объекты
Цель: освоить текст как информационный объект; развитие и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях и мультимедийных продуктах.
Задачи: формирование представлений о тексте и его форматировании, о составных частях текста и владение способами выделения структурных элементов текста, повысить компьютерную грамотность в процессе выполнения задания с использованием приемов поиска информации, закрепление подходов к оценке количественных параметров мультимедийных объектов.
Задание № 1. Изучить эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту, разработать презентацию по теме.
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 2. Составить таблицу различных текстовых редакторов и процессоров.
Расширение | Описание |
.doc, .docx | Документ Microsoft Word, 2007/2010 |
| |
Задание № 3. Опишите разницу в диалоговых окнах разных текстовых программ и процессоров.
Задание № 4. Подготовить сообщение на тему: «Автоматизированные средства и технологии организации текста».
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 5. Установить связи между составленными таблицами, учитывая внешние и потенциальные ключи.
Порядок действий:
1. В окне Библиотека: база данных откройте панель Таблицы. Убедитесь, что на ней присутствуют значки ранее созданных таблиц.
2. Разыщите на панели инструментов кнопку
Схема данных. Одновременно с открытием этого окна открывается диалоговое окно Добавление таблицы, на вкладке Таблицы которого можно выбрать таблицы, между которыми создаются связи.
3. Щелчком на кнопке Добавить выберите таблицы – в окне схема данных откроются списки полей этих таблиц.
4. При нажатой клавише SHIFT выделите в таблице Книги в продаже два поля: Название и Автор.
5. Перетащите эти поля на список полей остальных таблиц. При отпускании кнопки мыши автоматически откроется диалоговое окно Изменение связей.
6. Закройте окно Схема данных. Сохраните изменения.
Задание № 6. Составить свою базу данных, состоящей из 3 таблиц, и установить взаимосвязи между ними.
Задание № 7. Создать презентацию на тему: «Программы-переводчики».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 8. Разработать презентацию на тему: «Системы распознавания текстов».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 9. Разработать презентацию на тему: «Гипертекстовая информация».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 10. Представить информацию в свободной форме по теме «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)».
Задание № 11. Построить график согласно таблице.
Допустим, у нас есть данные по чистой прибыли предприятия за 5 лет:
Год | Чистая прибыль* |
2010 | 13742 |
2011 | 11786 |
2012 | 6045 |
2013 | 7234 |
2014 | 15605 |
* Цифры условные, для учебных целей.
Порядок действий:
1. Заходим во вкладку «Вставка». Предлагается несколько типов диаграмм:
2. Выбираем «График». Во всплывающем окне – его вид.
3. Скопировали таблицу с данными – вставили в область диаграммы.
4.Прямая горизонтальная (синяя) не нужна. Выделяем ее и удаляем. Так как у нас одна кривая – легенду (справа от графика) тоже убираем. Чтобы уточнить информацию, подписываем маркеры. На вкладке «Подписи данных» определяем местоположение цифр.
Улучшим изображение – подпишем оси. «Макет» – «Название осей» – «Название основной горизонтальной (вертикальной) оси»:
Заголовок можно убрать, переместить в область графика, над ним. Изменить стиль, сделать заливку и т.д. Все манипуляции – на вкладке «Название диаграммы».
Вместо порядкового номера отчетного года нам нужен именно год. Выделяем значения горизонтальной оси. Правой кнопкой мыши – «Выбрать данные» - «Изменить подписи горизонтальной оси». В открывшейся вкладке выбрать диапазон. В таблице с данными – первый столбец.
Можем оставить график в таком виде. А можем сделать заливку, поменять шрифт, переместить диаграмму на другой лист («Конструктор» - «Переместить диаграмму»).
Задание № 12. Разработать презентацию на тему: «Формирование запросов для работы с электронными каталогами книгоизданий, СМИ».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 13. Разработать презентацию на свободную тему, не менее 10 слайдов.
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание №14 Построение модели «Афиша» и «Театральная программка»
Подготовьте план оформления афиши и программки в текстовом редакторе. Для программки используйте инструменты «Таблица» или двухколонный текст, причем ориентацию бумаги возьмите альбомную. Тогда программку можно будет сложить пополам, а на внешней стороне распечатайте рисунок к ней. Вставку можно сделать из файла, приготовленного самостоятельно, например, в редакторе Paint, или из Интернета.
Для афиши используйте портрет выступающего, который можно отсканировать с фотографии.
Афишу и программку выполните в электронном виде и отправьте по электронной почте преподавателю.
Задание № 15. Подготовить материал «Компьютер и профессия»
Опишите и оцените стоимость ПК автоматизированного рабочего места для выбранной вами профессии. Для подбора цифровых устройств и компьютера воспользуйтесь сайтами интернет-магазинов компьютерной техники.
Задание № 16 Разработать макет «Визитная карточка»
Создайте колонтитул, в центре которого рисунок (например, florish.wmf), а в центре рисунка - номер страницы.
Разработайте личную визитную карточку по приведённому в работе образцу, используя два рисунка, шрифты различных типов и размеров, прямоугольник, овал.
Выберите из основных типов визитных карточек: личные и служебные, которые имеют различия как в оформлении, так и в содержании размещенной информации.
Личная визитная карточка может содержать имя и телефон владельца, информацию о его личных увлечениях и интересах, специальные символы (например, астрологические знаки), а также рисунки и иллюстрации. Служебная визитная карточка, в отличие от личной оформляется более строго. Задача такой карточки - представить владельца с деловой точки зрения, указав его должность, официальные степени и звания, название предприятия, рабочий телефон.
Распечатайте и предоставьте преподавателю образец
Задание № 17. Подготовить презентацию «Ярмарка профессий»
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 18. Подготовить презентацию «Моя профессиональная карьера»
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 19. Текстовый редактор: автобиография, «Инструкционно-технологические карты по приготовлению напитков»
Технологическая карта №_.
1.Наименование напитка
Ингредиенты: | Кол-во |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Выход | 200 |
2.Приготовление:
3.Подача
4.Картинка напитка
Автобиография
Официального типового варианта составления биографий не существует. Писать её можно в произвольной форме, руководствуясь своим личным планом.
Как правило, требуется указывать следующую информацию:
фамилия, имя и отчество (иногда для замужних женщин нужно указать девичью фамилию);
дата рождения;
место рождения: город или другой населённый пункт — в последнем случае указывается также район, субъект федерации, для родившихся за пределами Российской Федерации указывается страна (существовавшая на момент рождения) и её административно-территориальная единица;
социальное положение: учащийся, работающий по найму, государственный служащий, безработный, частный предприниматель, пенсионер;
образовательные учреждения, которые закончил соискатель, в хронологическом порядке — необходимо указать годы обучения в каждом заведении и полученные специальности;
все этапы трудовой деятельности, также с указанием времени: названия организаций, занимаемые должности, иногда необходимо рассказать о своём рабочем функционале;
перерывы в работе, длившиеся больше одного месяца и их причины;
текущее место работы (если есть), занимаемая должность;
коммуникативные навыки, особенности характера, важные при нахождении в коллективе.
Оформить на А4 в печатном тексте шрифт -14, междустрочный интервал -1,0, абзац -1,25
Задание № 20. Графический редактор: создать меню для ресторана, кафе, бара;
Разработайте меню своего заведения и придумайте названия
Откройте программу фотошоп или Paint
Добавьте собственные изображения или выберите подходящие картинки качественных изображений.
Настройте изображения, добавьте фотофильтры и отформатируйте текст.
Сохраните дизайн и скачайте файл.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.
Количество часов на выполнение работы: 31 час.
Тема: Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Цель: сформировать знания о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Изучение возможностей сетевого ПО для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях; научиться применять современные средства общения в сети Интернет
Задачи: сформировать у учащихся целостное представление о работе компьютерных сетей; развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать внимание, самостоятельность, интерес к предмету и современной науке. Закрепление теоретических знаний о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий, возможностей сетевого программного обеспечения; приобретение практических навыков по использованию современных видов общения в сети Интернет
(электронная почта, социальные сети, форумы, webсайты); развитие навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения; воспитание уверенности в собственных силах, самостоятельности, информационной культуры студентов.
Задание № 1. Разработать презентацию на тему: «Коммуникационные службы Интернета».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 2. Подготовить сообщение на тему: «Поисковые информационные системы».
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 3. Представить информацию в свободной форме на тему: «WorldWideWeb (всемирная паутина)».
Задание № 4. Найти информацию об интернет - порталах, которые предоставляют возможность использовать их ресурсы и работают в режиме конструктора.
Задание № 5. Разработать структуру глобальной сети Интернет.
Задание № 6. Придумать сюжет баннера, отобрать приемы привлечения внимания, написать слоган, подходящий для разрабатываемого сайта, с учетом целевой аудитории. Работу выполнить в Графический редактор Adobe Photoshop 7.0.
Порядок действий:
Откроем файл banner.jpg (Файл → Открыть), который находится в папке Banner на вашем компьютере в Общих Документах.
Выбираем инструмент Прямоугольник (значок
), и рисуем прямоугольник по границам рисунка. В результате получается чёрный прямоугольник, который располагается на новом слое. Оставляем этот слой активным и находим панель со страничкой «Стили»:
Выбираем стиль для фона нашего будущего баннера. После этого полученные два слоя сливаем в один с помощью команды (Слой → Выполнить сведение).
Мы получили основу для нашего баннера.
Теперь нам надо выбрать изображения, которые будут на нашем баннере. Варианты можно найти в папке Banner. Открываем выбранные файлы (не более двух). Сначала на полученный фон помещаем первое изображение, например:
Новому слою задаём имя «Картинка 1». Теперь помещаем на полученное изображение вторую картинку и полученному слою задаём имя «Картинка 2»:
Выбираем инструмент
для печати текста на баннер. Каждую строку печатаем на новом слое, настройки текста выбираем произвольно. Для каждого слоя выбираем свой стиль:
Панель со вкладкой «Слои» теперь выглядит следующим образом:
Делаем активным нижний слой с именем «Фон» в Палитре слоев (щелчком мыши). Затем отключаем видимость всех остальных слоёв щелчком по «глазу»:
Основа готова. Приступаем к созданию анимации. Щелкаем кнопку
(Редактировать вImageReady). В открывшемся окне Adobe ImageReady выполняем команду (Window → Animation), если оно отключено.
В окне «Animation» щелкаем кнопку
, которая находится в правом верхнем углу, и выполняем команду «Make Frames From Layers».
Кнопки внизу предназначены для управления анимацией. В этом окне анимация разбита на кадры (фреймы), которые и будут меняться в зависимости от того, как мы их настроим. В окне Layers для каждого кадра мы делаем видимыми слои, которые должны отображаться:
12. Настраиваем время смены кадров на 0,5 секунды и щёлкаем мышкой на кнопку
для запуска анимации.
Создадим эффект мигания текста. Для этого создадим копии 5-го кадра с помощью значка
и поочерёдно в кадрах скрываем текст. Чем больше копий создаём, тем дольше будет мигать текст. Однако, начиная с 5-го кадра, время необходимо изменить на 0,1 секунды.
Сохраняем анимированную картинку командой (File → Save Optimized) или (File → Save Optimized As ...) . Сохранять рисунок можно в форматах .gif или .html.
Чаще всего анимацию мы встречаем в сети Internet в виде баннеров – подвижных рекламных картинок.
Задание № 7. Разработать презентацию на тему: «Этапы создания сайта».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 8. Разработать контент и креатив собственной страницы. Выбрать формат страницы, исходя из информационного и графического оформления страницы.
Задание № 9. Разработать модель навигации своего проекта, выделив ключевые понятия (базовые информационные единицы), обосновать последовательность связей между ними.
Задание № 10. Разместить свой сайт на любом бесплатном портале, проконтролировать работоспособность сайта.
Задание № 11. Подготовить резюме: ищу работу.
Требования к структуре резюме:
Цель;
Личные данные;
Фото (если имеется);
Образование;
Опыт работы;
Награды (если имеются);
Курсы (если имеются);
Хобби и интересы;
Рекомендации.
Задание № 12 Подготовить презентацию «Защита информации»
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 13 Подготовить сообщение «Личное информационное пространство».
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
сообщение состоит из 6-7 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 14 Подготовить доклад «Сетевой этикет»
Требования к оформлению:
титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания, город;
содержание, включающее: введение, содержание, основная часть, список используемой литературы.
введение должно отображать актуальность рассматриваемой темы;
литература может включать как литературные издания, так и интернет - источники;
доклад состоит из 7-12 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см, определения можно выделить – курсивом.
Задание № 15. Представить информацию в свободной форме по теме: «Телекоммуникационные технологии».
Задание № 16. Изобразить структуру сайта, связанного с будущей профессиональной деятельностью.
Задание № 18. Найти основные характеристики каналов связи и внести данные в предложенную таблицу.
Канал связи | Технические характеристики | Пропускная способность | Помехоустойчивость |
Телефонная связь | | | |
Радио связь | | | |
Оптическое волокно | | | |
Спутниковая связь | | | |
Задание № 19. Представить информацию в свободной форме по теме: «Основные характеристики элементов глобальной сети Интернет».
Задание № 20. Исследовать браузер, результаты исследования внести в таблицы. Работу браузера оценить по 5бальной шкале.
Критерии | Google Chrome | Mazila Firefox | Opera | Internet Explorer |
cкорость | | | | |
работа с закладками | | | | |
интерфейс | | | | |
дополнительные функции | | | | |
Задание № 21. Посетить официальный сайт колледжа, найти отличительные черты в содержательном плане, так и в плане оформления. Сформулировать требования создания образовательных сайтов.
Задание № 22. Привести примеры сетевых информационных систем по своей специальности.
Задание № 23. Поиск с позиции пользователя словосочетания для слов «компьютерное обучение». Какую полезную информацию можно извлечь из результатов поиска?
Требования к выполнению: известным вам способом выполните поиск словосочетания «компьютерное обучение» в Интернете; результаты поиска оформите в таблице:
Ссылки на образовательный ресурс | Характеристика |
| |
Задание № 24. Разработать презентацию на тему: «Личное информационное пространство».
Требования к структуре оформления презентации:
Титульный лист;
Актуальность или введение;
Цели, задачи;
Основная часть;
Заключение или вывод;
Спасибо за внимание или список литературы.
Задание № 25. Составить дистанционный тест из 10 вопросов по дисциплине «Информатика» с вариантами ответов.
Для разработки дистанционного теста использовать программу MyTestXPro. Выполнить настройку теста и результат продемонстрировать преподавателю, сохранив предварительно на флешку или отправив по адресу filonidova1983@mail.ru на имя Филонидова Е.А. с темой «Разработка теста».