СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к выразительному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к выразительному чтению»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Какое же чтение мы называем выразительным?

Прежде всего чтец должен соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора, а также соблюдать интонацию вопроса, утверждения и придавать голосу нужные эмоциональные окраски. Выразительное чтение невозможно без хорошей дикции, ясного, четкого произношения звуков. Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходима достаточная громкость, темп речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Перечитывайте текст внимательно. Определите содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

  2. Определите свое отношение к событиям (персонажам, описаниям картин природы).

  3. Мысленно представьте себе их.

  4. Решите, что будете сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.

  5. Продумайте в соответствии с задачей чтения и выберите интонационные средства: тон, темп чтения, пометьте паузы, логические ударения.

  6. При чтении необходимо соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

  7. Прочитайте сначала текст вслух для себя.

  8. Прочитайте текст выразительно. Выразительным называют громкое чтение, в процессе которого исполнитель с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Что нужно знать для успешной подготовки к выразительному чтению художественного произведения?

Приступая к подготовке выразительного чтения художественного текста

(прозаического или поэтического) проведите анализ художественного произведения.

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

Идейное содержание включает: 1) тематику произведения; 2) его проблематику; 3) пафос произведения – идейно–эмоциональное отношение писателя к изображенным характерам.

Художественная форма включает: 1) детали предметной изобразительности: портрет, пейзаж, бытовые подробности; 2) композиционные детали: авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды; 3) изобразительно-выразительные особенности авторской речи.

Далее сделайте исполнительский анализ художественного произведения, который включает в себя: знакомство с произведением, уяснение его содержания, определение темы, представление действующих лиц, событий, причинноследственных связей между ними.

Важно: установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора.

Очень важное требование – осмысленное деление речи на такты, иначе говоря, расстановка пауз. Особое внимание следует уделить расстановке смысловых акцентов – интонационному выделению наиболее важных в смысловом отношении слов, нахождению точного логического ударения. В обыкновенной речи мы ставим логические ударения почти автоматически, но при выразительном чтении произведения важно точно донести смысл, выделить именно то слово, которое нужно. В качестве логически ударного чаще всего выступает слово, несущее новую и/или наиболее важную информацию, являющееся смысловым центром фразы.

Пауза и логическое ударение позволяют сделать выразительной интонацию. Интонация – основное качество произношения, делающее его либо привлекательным, либо, напротив, отталкивающим. Интонация, или мелодика речи, выражается в особом музыкальном своеобразии звучащего слова. Интонационная выразительность показывает богатство личности оратора и его интеллектуальную подготовку.

Впрочем, необходимо избегать как интонационной недостаточности, так и интонационного излишества. Недостаточность состоит в интонационном однообразии, а излишество – в том, что мелодия речи у некоторых людей перерастает в нарочитую манерность.

Деление на такты, расстановка пауз позволяют найти уместный темп речи, который начинающему исполнителю рекомендуется сдерживать. Необходимо учиться произносить текст энергично, но в то же время неторопливо. Конечно, плох и слишком медленный темп, вызывающий нетерпение слушателей (время дорого!).

Логическая пауза и логическое ударение.

Паузы, отделяющие фразу от фразы или речевое звено от звена, называются логическими паузами. Под речевыми звеньями понимают части фразы, имеющие некоторую самостоятельность, но не являющиеся завершенными по смыслу (слова, входящие в одно речевое звено, произносятся без пауз, как одно слово). Логические паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. Различные знаки препинания требуют различной длительности пауз. Наибольшей длительностью отличается пауза, соответствующая точке в конце текста; точка требует более продолжительной паузы, чем двоеточие и точка с запятой; после запятой требуется короткая пауза, так как мысль не закончена.

Паузы, обусловленные чувством, настроением или намерением чтеца, называются психологическими. Среди них выделяют паузы припоминания, паузы умолчания, паузы напряжения. Паузы припоминания (подыскания нужного слова) придают исполнению импровизационный характер, однако злоупотребление ими создает впечатление нарочитости. Паузы умолчания, как правило, задаются автором в виде многоточия (иногда тире), и задача чтеца – насытить их психологическим содержанием. Паузы напряжения наиболее активны и содержательны: исполнитель делает остановку для того, чтобы последующим текстом удивить, поразить слушателей.

Психологическим паузам родственны паузы физиологические, которые диктуются не переживанием, а физическим состоянием говорящего: больной, пожилой или запыхавшийся человек иногда делает частые, нелогичные паузы, и исполнитель может имитировать затрудненную, прерывистую речь персонажа. В тексте такие паузы обычно отмечены многоточием.

При исполнении поэтического текста особое место занимает ритмическая или стиховая пауза, которая ставится в конце стихотворной строки, поэтому ее называют еще межстроковой паузой. Благодаря этой паузе поддерживается стихотворный ритм. Для того чтобы ритм стиха не пропадал и не искажался в чтении, отдельные строки стихотворения всегда отделяются. Одного иногда поэт использует прием переноса паузы на последующую строчку для выделения слова, которое важно для понимания смысла стихотворения: … Тобой, одной тобой… Унынья моего Ни что не мучит, не тревожит….

Каждое речевое звено имеет свой организующий центр – одно из слов или словосочетаний, входящих в звено. Логическое ударение – выделение слова из ряда других слов – падает на центр, т.е. наиболее важные по смыслу слова. Выделение слова достигается не только усилением звука, но и тональным повышением или понижением, а также подчеркнуто четким, замедленным произнесением. Иногда слова (или группы слов) выделяются из ряда других с помощью пауз: перед выделяемым словом, после него, или двумя паузами – до и после выделяемого слова. Выделение может осуществляться либо одним из перечисленных средств, либо их комбинацией.

Основные правила расстановки логических ударений.

  1. Правило о новом понятии: если в тексте впервые называется предмет, лицо или явление, то слова, их обозначающие, выделяются логическим ударением (эти же слова при их повторении ударением уже не выделяются).

  2. Правило о местоимении: следуя правилу о новом понятии, ударение почти никогда не падает на местоимение, так как оно обозначает уже названные лица или предметы.

  3. Правило о противопоставлении. Если мысль автора построена на явном или скрытом противопоставлении одного лица, предмета или явления другому, то ударения получат именно те слова, которые обозначают эти противопоставляемые лица, предметы или явления.

  4. Правило о сравнении: если мысль, выраженная во фразе, построена на сравнении, то логическим ударением выделяются слова, обозначающие сравниваемые предметы, действия или понятия. Обычно обозначение того, с чем сравнивается, выделяется более значительным ударением. Компоненты исполнительского анализа художественного произведения.

Особенности исполнения художественных произведений разных жанров:

Характер выразительного чтения художественных произведений зависит и от его жанровой принадлежности.

Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи тон. Если басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение ритмических пауз. Диалоги и монологи героев читаются с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Особое внимание уделяется морали, которая носит нравоучительный характер, поэтому и интонация должна быть такой, чтобы слушатели задумались.

Чтение поэтического текста. Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово стихотворения. Исполнителем учитывается размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм. Для усиления ритмико–мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная пауза – цезура. В конце строфы также делается пауза. При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость (согласно авторским знакам). Исполняя стихотворение, необходимо учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных). Читая, чтец должен «видеть» поэтические образы.

Чтение рассказа (прозаического текста). Общий тон при чтении рассказа – тон обычной разговорной речи. Необходимо отразить жанровую специфику рассказов (реалистический, юмористический, лирический рассказ). Важно использовать богатство и разнообразие интонаций для передачи характеров героев

В первую очередь нужно иметь четкое произношение и хорошо поставленный голос, поскольку они являются залогом красивой и внятной речи. Достичь этого можно правильно выговариваемыми согласными и чистыми гласными звуками. Для того чтобы ваша речь доставляла Вам и вашим слушателям удовольствие, практикуйте упражнения для развития голоса.

Кроме того, обращайте внимание на то, чтобы ваш голос был плавным, поскольку он формирует благосклонность слушателей. Темп и громкость стоит выбирать исходя из места и количества слушателей. Громкая и медленная речь идеально подходит для больших аудиторий. Также следите за интонацией.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!