СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

ГОУ «Днестровский техникум энергетики и компьютерных технологий»











МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по

дисциплине «Математика»

для специальности среднего профессионального образования

13.02.01 «Тепловые электрические станции»






























Днестровск, 2018 г





ОДОБРЕН

Цикловой методической

Комиссией

общеобразовательных дисциплин


Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработан в соответствии с

____________________________


____________________________


Председатель цикловой методической комиссии


_____________/___________

Методист

___________/____________






Составитель: Демьянова С.В. преподаватель математики высшей категории , ГОУ «Днестровский техникум энергетики и компьютерных технологий»

































СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

График выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

6

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

9

Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

15


























































ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Соответственно появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из учебного опыта и адекватной оценки конкретной производственной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций в образовательном процессе.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

Обучающие цели:

  • обеспечить повторение студентами изученного материала, наиболее общих и существенных понятий, теорем и алгоритмов.

  • предоставить студентам возможность использовать приобретенные знания при решении задач разного содержания и уровня сложности.

  • обеспечить проверку усвоения студентами изученного материала.

Воспитательные цели:

  • создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

  • обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;

  • формировать навыки работы в заданном темпе;

  • способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;

  • способствовать осознанию исторической ценности изучаемого материала;

  • осознание большой практической значимости в жизни человека.

Интеллектуально-развивающие цели:

  • создать условия для развития наблюдательности, памяти и внимания студентов;

  • способствовать развитию навыков работы с большими объемами информации: поиску, отбору, анализу, оформлению необходимого материала;

  • создать условия для проявлений творческого подхода к учебным задачам, выдвижению гипотез, постановке проблем и поиску путей их решения;

  • обучать методам научного познания - анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала.

Прочное усвоение знаний невозможно без целенаправленного развития мышления, которое является одной из основных задач современного обучения.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется программой самостоятельной работы по дисциплине.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: выполнение конспекта, реферата, доклада, презентации; решение профессиональных задач, изучение проблемы и т.д.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  1. Уровень освоения студентами учебного материала,

  2. Умения студента использовать теоретические знания при выполнении самостоятельных работ.

  3. Обоснованность и четкость выполнения.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по её выполнению.

Преподавание математики имеет целью выработки у обучающихся умения проводить анализ прикладных задач и овладение основными математическими методами исследования и решения таких задач.

В настоящих указаниях приведены самостоятельные работы по математике с указанием, в какой последовательности надо выполнять задания и краткие методические указания.

Прочное усвоение знаний невозможно без целенаправленного развития мышления, которое является одной из основных задач современного обучения.

Данная внеаудиторная деятельность сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение, техническую эстетику.













































ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема занятия по КТП

задания

Форма контроля

Оценка

Дата сдачи

Тема 1.1.

Комплексные числа

Внеаудиторная работа № 1

Сообщение

«Комплексные числа. История открытия».


устный опрос




Тема 1.2

Элементы линейной алгебры


Внеаудиторная работа № 2

Составление конспекта

Вычисление определителя квадратной матрицы третьего порядка - формула и примеры.

устный опрос




Тема 1.2

Элементы линейной алгебры


Внеаудиторная работа № 3

Решение системы линейных уравнений различными способами

(3 системы линейных уравнений)


устный опрос




Тема 2.1.

Функции. Пределы

и непрерывность.


Внеаудиторная работа № 4

Решение задания по вычислению предела функции

(7 заданий)


устный опрос




Тема 2.1.

Функции. Пределы

и непрерывность

Внеаудиторная работа № 5

Решение задания по вычислению предела функции(1 и 2 замечательный предел)

(7 заданий)


устный опрос




Тема 2.2.

Производная функции.

Внеаудиторная работа № 6

Сообщение

Геометричес

кий смысл производной


устный опрос




Тема 2.2.

Производная функции.

Внеаудиторная работа № 7

Выполнение задания

Исследование функции с помощью производной

устный опрос




Тема 2.2. Интегральное

исчисление




Внеаудиторная работа № 8

Решение

теста

устный опрос




Тема 2.2. Интегральное

исчисление



Внеаудиторная работа №9

Выполнение работы по

вычислению площадей фигур с помощью определенных интегралов

устный опрос




Тема 2.2. Интегральное

исчисление



Внеаудиторная работа № 10

Составить кроссворд с применением понятий раздела



устный опрос




Тема 2.3. Обыкновенные дифференциальные уравнения

Внеаудиторная работа № 11

«Составление вопросов по прочитанной

лекции/учебни

ку».

устный опрос




Тема 3.1. Множества и отношения. Свойства отношений. Операции над множествами

Внеаудиторная работа № 12

Выполнение операций над множествами


устный опрос




Тема 3.1. Множества и отношения. Свойства отношений. Операции над множествами

Внеаудиторная работа № 13

Сообщение

«История возникновения графов».


устный опрос




Тема 4.1.Элементы комбинаторики

Внеаудиторная работа № 14


Решение задач по комбинаторике

устный опрос




Тема 4.2.Случайные события. Классическое определение вероятности

Внеаудиторная работа № 15


Сообщение

Применение теории вероятности в повседневной жизни


устный опрос




Тема 4.2.Случайные события. Классическое определение вероятности

Внеаудиторная работа № 16


Конспектирова

ние решенных

задач


устный опрос
























Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ


Тема 1.1.

Комплексные числа

Самостоятельнаяработа №1

Сообщение

«Комплексные числа. История открытия».

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение комплексного числа.

  2. Что называется модулем и аргументом комплексного числа? Запишите формулы для модуля и аргумента комплексного числа.

  3. Что называется суммой и разностью двух комплексных чисел?

  4. Что называется произведением двух комплексных чисел?

  5. Что называется делением двух комплексных чисел?

  6. Изобразите комплексное число геометрически.

  7. Какие числа называются противоположными, сопряженными?



Тема 1.2

Элементы линейной алгебры

Самостоятельнаяработа № 2

Составление конспекта

Вычисление определителя квадратной матрицы третьего порядка - формула и примеры.

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос

Самостоятельнаяработа № 3

Решение системы линейных уравнений различными способами

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос

Контроль знаний (по изученной теме)

Вопросы:

  1. Дайте определение матрицы

  2. Какие типы матриц Вам известны?

  3. Что такое определитель?

  4. Какие действия можно поизводить с матрицами, их свойства.

  5. Определители вторго и третьего порядков, их свойства

  6. Определение минора и алгебраического дополнения

  7. Определение системя линейных уравнений

  8. Понятие обратной матрицы, ее свойства

  9. Охарактеризуйте метод Гаусса для решения систем линейных уравнений



Тема 2.1.

Функции. Пределы и непрерывность.

Самостоятельнаяработа № 4

Решение задания по вычислению предела функции

(7 заданий)

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос


Самостоятельнаяработа №5

Решение задания по вычислению предела функции(1 и 2 замечательный предел)

(7 заданий)

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос

Контрольные вопросы:

    1. Дайте определение числовой функции.

    2. Расскажите о способах задания функции?

    3. Какие функции называются целыми рациональными функциями?

    4. Какие функции называются дробно-рациональными?

    5. Как находится область определения таких функции?

    6. Что называется графиком функции?

    7. Как найти точки пересечения графика функции с осями координат?

    8. Что называется пределом функции?

    9. Сформулируйте теоремы о пределах суммы, произведения двух функций, о пределе частного двух функций.

    10. Запишите 1 и 2 замечательный предел.


Тема 2.2.

Производная функции.

Самостоятельнаяработа №6

Сообщение

Геометрический смысл производной

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос




Самостоятельнаяработа №7


Выполнение задания

Исследование функции с помощью производной

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос

Контрольные вопросы:

1.Найти производную функции .

2.Найти производную третьего порядка функции .

3.Написать уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой , .

4.Материальная точка движется по закону . Найти скорость и ускорение в момент времени t=5 с. (Перемещение измеряется в метрах.)


Тема 2.2. Интегральное

исчисление



Самостоятельнаяработа №8


Решение теста

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос


Контрольные вопросы:

1. Дайте определение первообразной функции.2.

2. Геометрический смысл первообразной функции. Правила нахождения интегралов.

3. Что называют определенным интегралом функции f(x)? 

4. В чем состоит геометрический смысл определенного интеграла? 

5. Сформулируйте необходимое условие интегрируемости функции f(x) на отрезке [a,b]. 

6. Сформулируйте необходимое и достаточное условия интегрируемости функции f(x) на отрезке [ab]. 



Самостоятельная работа №9


Выполнение работы по вычислению площадей фигур с помощью определенных интегралов.


Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос


Самостоятельнаяработа № 10

Составить кроссворд с применением понятий раздела


Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос


Контрольные вопросы:

1. Запишите свойства определенного интеграла. 

2. Запишите формулу Ньютона-Лейбница.

3 Расскажите об основных методах интегрирования определенного интеграла. 

5. Вычислить определенный интеграл: 

6. Вычислить определенный интеграл: 

7. Вычислить, предварительно сделав рисунок, площадь фигуры, ограниченной

линиями: y = - x2 + 4, y = 0, x = -2, x = 2 .



Тема 2.3. Обыкновенные дифференциальные уравнения


Самостоятельнаяработа № 11

«Составление вопросов по прочитанной лекции/учебнику».

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос



Контрольные вопросы:

1.Дайте определение дифференциального уравнения.

2. Что называют решением дифференциального уравнения?

3. Какое дифференциальное уравнение называют общим, какое в частных производных?

4. Что называют задачей Коши?

5. Какое дифференциальное уравнение называют уравнением с разделяющимися переменными.


Тема 3.1. Множества и отношении. Свойства отношений. Графы.



Самостоятельнаяработа №12

Выполнение операций над множествами

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос



Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение множества.

  2. Определение объединения двух множеств.

  3. Определение пересечения двух множеств.

  4. Определение разности двух множеств.

  5. Даны множества: А={4,7,13}, В={0,2,4,6,8,10,12,14}

Назовите элементы множества, являющегося пересечением множеств А и В.





Самостоятельнаяработа №13

Сообщение

«История возникновения графов».

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос





Контрольные вопросы:



  1. Дайте определение графа, назовите его основные элементы

  2. Какой граф называют ориентированным, изоморфным?

  3. Что называют маршрутом, циклом?

  4. Как составить матрицу смежности?

  5. Как составить матрицу инцидентности?



Тема 4.1.Элементы комбинаторики



Самостоятельнаяработа №14

Решение задач по комбинаторике

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос



1 Что называется испытанием, событием?

2 Какое событие называется достоверным?.

3. Какое событие называется невозможным?

4. Оцените возможность наступления событий, используя для этого слова: «достоверное событие», «случайное событие», «невозможное событие».



А. Завтра будет хорошая погода.

В. Вас пригласят в гости.

С. В январе в городе пойдет снег.

Д. В 12 часов ночи в городе идет дождь, а через 24 часа будет светить солнце.

Е. На день рождения вам подарят говорящего крокодила.

F. Вам подарят живого крокодила.

G. Вы получите «пятерку» за контрольную работу по математике.





Тема 4.2.Случайные события. Классическое определение вероятности

Самостоятельнаяработа №15

Сообщение Применение теории вероятности в повседневной жизни

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос



Самостоятельнаяработа №16


Конспектирование готовых задач

Время выполнения – 2 часа

Форма контроля: устный опрос



1. Что называют теорией вероятности?

2. Что называют вероятностью события?

3. Дайте классическое определение вероятности.

4. Сколькими способами могут быть расставлены 5 участниц финального забега на 5-ти беговых дорожках?

5. В соревновании участвуют 12 команд. Сколько существует вариантов распределения призовых(1,2,3) мест?

6.Учащимся дали список из 10 книг, которые рекомендуется прочитать во время каникул. Сколькими способами ученик может выбрать из них 6 книг?


Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы


Что такое «конспект», как его составлять?

Конспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:

1.  План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

2.  Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

3.  Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

 Как составлять конспект

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета. 

Познакомьтесь с правилами конспектирования


1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план — основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

5.  Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

6.  Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

7.  Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Подготовка сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на уроке . Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Критерии оценки:

- актуальность темы;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;

- наличие элементов наглядности.

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.


Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Как написать реферат

Реферат - это краткое изложение содержания научной работы.

Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Критерии оценки:

- актуальность темы;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;

- соответствие оформления реферата требованиям.


Как подготовить реферат


Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист (1 стр.);

  2. содержание (1 стр.);

  3. введение (1-2 стр.);

  4. основная часть (15-20 стр.);

  5. заключение (1-2 стр.);

  6. список использованных источников (1-2 стр.);

  7. приложения (при необходимости).

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Во введении дается общая характеристика реферата:

- обосновывается актуальность выбранной темы;

- определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

- описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

- кратко характеризуется структура реферата по главам.



Как написать доклад


Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.


Этапы работы над докладом.

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

  • Разработка плана доклада.

  • Написание.

  • Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.


Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.

Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • предложения могут быть длинными и сложными;

  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

  • употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;

  • авторская позиция должна быть, как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;

  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.



Общая структура такого доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).


Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.

  • Титульный лист

  • Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт)

  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)

  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)

  • Список литературы

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

  • Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

  • Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.

  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.

  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.



Методические рекомендации по составлению презентаций


Требования к презентации

На первом слайде размещается:

название презентации;

автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);

год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.


Оформление слайдов

Стиль

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;

  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

  • для фона и текста используются контрастные цвета;

  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;

  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

  • следует использовать короткие слова и предложения;

  • времена глаголов должно быть везде одинаковым;

  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;

  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;

  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты

  • для заголовков не менее 24;

  • для остальной информации не менее 18;

  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;

  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку

  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.



Критерии оценки презентации


Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации




Методические рекомендации по составлению кроссворда


Кроссворд-это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.


  1. В общем случае определение должно состоять из одного предложения.

  2. Определения должны быть по во возможности краткими. Следует избегать перечислений, не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами, не перегружать текст прилагательными. Определение кроссворда - своего рода компромисс между краткостью и содержательностью.

  3. Запрещается использование в одной сетке двух и более одинаковых слов, даже с различными определениями.

  4. В вопросах следует избегать энциклопедических определений. В целом работа должна быть авторской, а не перепечаткой статей из словаря.

  5. Нежелательно начинать формулировку вопроса с цифры, глагола, деепричастия.

  6. Запрещается использование однокоренных слов в вопросах и ответах.

  7. В работе должна быть изюминка, то есть нечто, отличающее ее от миллионов других.

8.Запрещается помещать слова без пересечений (встречается и такое).



Критерии оценивания внеаудиторных работ в форме

  1. устных ответов

Работа зачтена - если обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя, а также если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; если ответ неполный, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала.

Работа не зачтена - если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя, обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

  1. письменных работ

Работа зачтена - если выполнена полностью, в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала); а также если работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны, допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках; работа может быть зачтена, если допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Работа не зачтена, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере; работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Заключение


В соответствии с новыми стандартами и рекомендациями министерства образования на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся отводится 50% времени, рассчитанного на реализацию образовательной программы по учебной дисциплине.

Полученные знания, умения и навыки при выполнении данных самостоятельных работ позволяют повысить мотивацию обучающихся, приобрести практический опыт в обработке различных данных с помощью калькулятора, развивать логическое мышление, умение анализировать и работать с разными источниками информации.

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, конспекты, тестирование, частично-поисковая деятельность, исследовательская деятельность. Развитию математического интереса способствуют творческие математические задания: доклады, презентации и т.д.

Результат работы обучающихся по данным методическим указаниям должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие и проектные работы. Сведения о выполнении самостоятельных работ фиксируются в специальном журнале.




Литература
  1. Алимов Ш.А. учебник «Алгебра и начала анализа 10-11 класс». М.-Просвещение 2011 год.

  2. Атанасян Л.С. учебник «Геометрия. 10-11 класс», М.:Просвещение, 2006 год.

  3. Мордкович А.Г. учебник «Алгебра и начала анализа. 10-11 класс» 2001 год.

  4. Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике» учеб. пособие для техникумов 2000 год.



Интернет - ресурсы

  1. http://catalog.alledu.ru/predmet/math/

  2. Учебно-информационные комплексы по математике для средних школ: http://mschool.kubsu.ru/uik/index.htm

  3. Сайт-справочник правил, формул и теорем по математике:

http://matemathik.narod.ru/

  1. http://khpiip.mipk.kharkiv.edu/library/datastr/book_sod/structura/chapter8.htm

  2. http://www.bymath.net/studyguide/alg/sec/alg26.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!