СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический комментарий к уроку АЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) подчеркивает важность развития обучающихся через организацию личностно значимой деятельности, поэтому все большей популярностью пользуются личностно ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания. В качестве одной из таких технологий на уроках английского языка выступает технология интерактивного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методический комментарий к уроку АЯ»

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) подчеркивает важность развития обучающихся через организацию личностно значимой деятельности, поэтому все большей популярностью пользуются личностно ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания. В качестве одной из таких технологий на уроках английского языка выступает технология интерактивного обучения. Интерактивные методы обучения английскому языку обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования английского языка. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и учащихся, детей друг с другом и т.п.). Обучение во взаимодействии основано на различных методических стратегиях и приемах моделирования реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в малых группах, в парах) с целью совместного решения коммуникативных задач. «Главная идея такого обучения – учиться вместе, а не просто выполнять что–то вместе!» Ни для кого не новы такие формы обучения во взаимодействии, как: диалогическая, парная; групповая; игровая. Однако в последнее время все большей популярностью пользуются новые варианты метода интерактивного обучения.

И сегодня мне хотелось бы представить один из методов работы, которым я часто пользуюсь на своих уроках на всех ступенях обучения. Он называется Mind Map (в переводе с английского языка - «мыслительные карты, интеллект-карты, карты памяти»). Он был изобретен американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. Метод "Mind-Map" является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Чаще всего данный метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Данный метод обучения можно использовать в процессе преподавания любого предмета, а также во внеурочной деятельности и в профориентационных целях.

Рассмотрим на примере урока в 5 классе УМК - «Английский язык», 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина и др. на тему «What do you do in your spare time?» (“Что ты делаешь в свободное время?”). По типу — это урок ознакомление с новым материалом. Урок является вторым в разделе «Let’s make friends!» («Давайте знакомиться!») и является актуальной для данной возрастной группы обучающихся. Ключевой результат, к которому должны стремиться и учитель и обучающиеся - уметь коммуницировать на английском языке и понимать иноязычную речь. В связи с этим определена цель урока: формирование лексических навыков говорения; совершенствование грамматических навыков говорения, развитие умения читать/понимать на слух с целью извлечения конкретной информации. Поставлены соответствующие задачи: знакомство с тем, как британские сверстники проводят свободное время с друзьями и родителями, на выходных, на основании текста и видеоролика с канала YouTube; развитие внимания, памяти, способности к сравнению, сопоставлению, обобщению, классификации, используя мыслительные карты Mind Map, развитие догадки по аналогии с русским языком, по словообразовательным элементам, развитие коммуникабельности; воспитание потребности в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении с друзьями и в семье, воспитание потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе. Урок построен логично и последовательно. На данном уроке продолжается повторение грамматической темы Present Simple, которая была начата на прошлом уроке. Также учащиеся познакомились с новыми словами по теме. Эти знания и умения будут использованы при дальнейшем изучении темы и послужат опорой при повторении грамматической темы Past Simple. Посредством данного урока могут быть реализованы требования компонента ФГОС (2004г.), который предполагает достижение следующих результатов обучения. Предметные результаты: к концу урока обучающиеся будут уметь: использовать тематическую лексику в мини-диалогах; структурировать общие и специальные вопросы с использованием глаголов в настоящем простом времени, фиксировать устные высказывания по данной теме в письменной форме с помощью Mind Map. По метапредметным результатам обучающиеся будут уметь: сопоставлять грамматические структуры английского языка; формулировать правило по принципу «от общего к частному»; компенсировать (замещать) недостаток языковых, речевых единиц. И личностным - будут уметь: находить решение задачи, работая в мини-группах; выслушивать мнение другого и аргументировать собственное. Познавательные УУД: учатся воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать текст собственных высказываний на основании мыслительных карт Mind Map; выделять главное и второстепенное, понимать звучащую речь при просмотре видеороликов. Коммуникативные УУД: учатся оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; выстраивать диалогическое общение; осуществлять взаимоконтроль деятельности. Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем ставить цели обучения на уроке; совместно с учителем планировать пути достижения цели; самостоятельно контролировать свое время. Личностные УУД: учатся сотрудничать с партнером и получать положительный результат; объективно оценивать работу партнера, несмотря на личные мотивы; определять область своего «незнания».


Для успешной реализации поставленной цели и определенных задач выбраны следующие методы и приемы: коммуникативный, интерактивный, частично-поисковый, прием технологии критического мышления «Mind Map». А также информационно-коммуникационные технологии: демонстрационный показ слайдов и видеороликов при развитии умений говорения. Методы и приемы обучения предполагают самостоятельное установление «информационного неравновесия» - знания о незнании. Взаимообучение, самоконтроль способствуют созданию нестандартных ситуаций для применения знаний с осознанием учащимися конкретных способов их применения.


Начиная с этапа «постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся» начинается главный этап урока, поскольку на этом этапе учащиеся определяют тему урока и ставят цели, которые они смогут достигнуть на уроке. Я считаю, что это очень важный этап, поскольку учащиеся на данном этапе осознают тему и определяют план работы на урок. Без данного этапа (как это было в традиционном уроке) учащиеся выполняли то, что требовал от них учитель, зачастую не задумываясь о смысле урока. Также на данном этапе можно скоординировать работу и помочь учащимся включиться в работу.


Для введения новой темы ребят была представлена ментальная карта, глядя на которую учащиеся называли слова связанные с картинками, некоторые составляли предложения. При помощи наводящих вопросов смогли определить тему урока. Чтобы сформулировать тему, им было предложено составить её при помощи ряда слов, представленных на слайде. Также учащиеся смогли определить цели урока. На этапе первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания, первичное закрепление было выделено большее время. Организуется лексическая работа в классе. Представление Mind Map по данной теме. Учащиеся совместно с учителем заполняют карту. Координируется обучение, самоконтроль. После этого учащиеся читают в учебнике словосочетания в рамке и выясняют значение новых словосочетаний, ориентируясь на перевод новых слов и знакомые слова. Отрабатывается произношение новых лексических единиц. Затем учащиеся отвечают на вопрос упражнения, соотнося содержание картинки со значением словосочетания. Находят вновь изученные слова на слайде и записывают их в карты. Следует обратить внимание на употребление существительных в единственном числе (do a puzzle, take a photo, go ). Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого первых этапов урока подготовило учащихся к основной работе. Следующее упражнение имеет трансформационный характер. Инструктируем учащихся о последовательности выполнения продуктивного задания. После этого организуется работа с аудиозаписью ( даётся задание прослушать сообщение, выбрать нужную информацию и трансформировать её). Слушают высказывания, выбирают необходимую информацию и высказываются о себе, трансформируя глаголы первого лица в глаголы третьего лица в Present Simple. Учащиеся слушают высказывания детей по очереди и выясняют, что из того, что делают многие британские дети, делают Клэр и Пол в своё свободное время. Образец помогает учащимся вспомнить, как сообщить о себе подобную информацию в утвердительном и отрицательном предложениях. Дополняем карту новыми словами. Затем даётся задание сопоставить части предложения и построить аналогичные высказывания о себе, выражая своё отношение к событиям. Учащиеся находят продолжение каждого предложения, обращая внимание на сочетаемость лексических единиц и структуру предложения. Учащиеся сравнивают то, как их зарубежные сверстники проводят время вместе в семье, с тем, что они делают вместе (с сёстрами и братьями, с родителями, с дедушкой и бабушкой). Следует дать возможность высказаться всем учащимся. Затем смотрят видео и могут дополнять свои или высказывания одноклассников или сообщать новую информацию, а так же дополняют свои карты. После этого напоминаем, как образуются общие и специальные вопросы в Present Simple, и одно-временно обращает внимание на образец для высказывания в учебнике. Организуется фронтальная работа по закреплению лексико-грамматических единиц. Учащиеся учатся правильно задавать вопросы, употребляя нужную видо-временную форму и отвечать на них. Затем инструктируем о выполнении домашнего задания и организуем заполнение листов результатов урока. Заполняют листы результатов урока, комментируют ответы. Ученики выбирают предложения, сравнивают восприятие урока на его начало и конец, высказываются о достижениях, трудностях; дают оценку деятельности. Таким образом, урок начинается и заканчивается рефлексией эмоционального состояния обучающихся, что дает возможность учителю проводить мониторинг мотивации учащихся к учебному предмету и деятельности по овладению умениями иноязычной коммуникации. А также дает учащимся осмысление своих действий и самооценку.

ЭОР соответствовали сценарию урока, так с помощью ментальной карты учащиеся смогли определить тему урока, с помощью облака слов и Mind Map закрепить слова изученные на уроке.


Итак, созданная для использования на уроке учителем интеллект-карта - это электронный образовательный ресурс, который в процессе обьяснения нового материала помогает задействовать очень важный канал восприятия информации, а для некоторых учеников — главный и основной. Такая карта может быть использована на любом этапе урока: и для активизации знаний, и в процессе отработки, и для закрепления нового материала. Все зависит от цели и задач урока. А интеллект-карта, созданная учеником в процессе выполнения учебного задания, представляет собой электронный образовательный продукт. В основе их создания лежит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого выступает деятельностный образовательный продукт. Участники становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных заданий создает условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений (предметных), но и способствует достижению личностных и метапредметных.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!