СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар Учитель года 2019

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

методический семинар в рамках конкурса учитель года 2019

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар Учитель года 2019»


«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Екименко И.Ю.

Развитие универсальных учебных действий через современные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Несколько лет назад педагогическому сообществу нашей страны был представлен новый методологический подход, названный «метапредметным». К тому же в статус закона вступили новые образовательные стандарты, которые помимо предметных и личностных предъявляют требования к метапредметным результатам. Сегодня человек должен уметь действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, вести конструктивный диалог. Только в этом случае ему обеспечен успех. Система  образования как сфера подготовки ученика к жизни меняет ориентацию с накопления знаний на освоение способов мышления и деятельности, поэтому новые задачи, поставленные перед учителем, не могли быть решены в полной мере только средствами традиционной педагогики. Возникла необходимость в поиске новых средств и методических решений.

Учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности ученика при активном восприятии учебного материала. Значит, главная задача учителя состоит в создании условий, провоцирующих детское действие. Существовавшие теории развития творческой личности и современные тенденции развития образования остановили мой выбор на использовании задач открытого типа. Решая многие противоречия традиционной системы обучения, открытые задачи могли бы выступить средством достижения всех видов результатов, в том числе и метапредметных.

Но, не смотря на высокий развивающий потенциал открытых задач, в школьных учебниках математики таких задач почти нет, также как и методик их составления и использования при обучении математике. Чтобы решить данное противоречие, необходимо подобрать или составить открытые задачи и апробировать их использование на различных этапах урока математики и внеклассных занятиях, что и стало целью моего опыта.

Детальное изучение теории вопроса позволило сделать вывод о том, что открытые задачи хорошо «укладываются» в структуру развивающего урока и могут использоваться на любом этапе. При построении модели развивающего урока в качестве его основы я использую систему НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной, пытаясь максимально учесть требования к современному уроку (НФТМ-ТРИЗ - непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся с активным использованием теории решения изобретательских задач). Опыт показывает, что наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий оказывается вариант креативного моно-урока математики, построенного по схеме, представленной на слайде.

Если выбранная система является фундаментом сценария урока, то наполнение его содержания открытыми задачами – это его аранжировка, помогающая ученику понять суть изучаемого, придающая красоту уроку, активизирующая мыслительные процессы. Различные приемы использования мною открытых задач на уроке с конкретными примерами и формируемые при этом универсальные учебные действия учеников представлены в ссылках на слайдах презентации.

Отличительной особенностью предлагаемой структуры урока является блок интеллектуальной разминки. Это тренинг по преодолению инерции мышления, который требует от ученика нестереотипного поворота мысли.
Здесь использую задания на выдвижение гипотез, необычное использование объектов, нахождение закономерностей. Например, в блок интеллектуальной разминки при изучении темы «Четырехугольники» (8 класс) включаю упражнений «горящий стул». На столе лежат фигуры (четырехугольники). Один ученик их не видит. Одноклассники задают вопросы, отвечая на которые, ученик должен определить каждую фигуру. Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.

В виде задачи открытого типа использую ситуации – оценки, которые редко встречаются на уроках математики. Например задание «Геодезическая задача» начинаю с истории: Из Ашхабада в Сан – Франциско отправляется самолет (показываю на карте расположение городов). Стюардесса объявляет: «Наш самолет летит по кратчайшему пути». Среди пассажиров был известный полярный путешественник Морозов – Стужин. Услышав её слова, он попросил разбудить его, когда самолет будет над Северным Ледовитым океаном. Все кругом засмеялись: Ашхабад, Сан – Франциско и вдруг – Ледовитый океан! Как вы думаете, почему полярник решил, что самолет пролетит над Северным Ледовитым океаном? Шутил полярник или говорил серьезно? Оцените ситуацию (гипотезы учеников). После этого вместе с детьми формулируем проблему на математическом языке, определяем задачи урока, планируем деятельность. В ходе урока ученики делают выводы о кратчайших расстояниях между точками на плоскости, сфере, поверхности цилиндра и конуса, самостоятельно выполнив серию экспериментов. В конце урока у учеников естественным образом возникает необходимость рефлексивного этапа (учащиеся интерпретируют полученные результаты, возвращаются к ситуации и дают окончательную оценку).

На таком уроке формируются все виды УУД ученика:

регулятивные - целеполагание, прогнозирование, оценка, коррекция и контроль;

познавательные – моделирование, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритмов при выполнении заданий поискового характера;

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникациями;

личностные – смыслообразование, нравственно – этическая ориентация (осознание ценности знаний, чувство гордости за нашего ученого).

При решении подобных задач у детей появляется возможность генерировать идеи, предлагать нестандартные способы действий, планировать свою деятельность, организовывать эксперимент, участвовать в групповой работе, продуктивно взаимодействовать. Открытые задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальные внеурочные игры, в которых все задания носят открытый характер, позволяют выходить за рамки предмета и объединить всех участников образовательного процесса. Например, всегда очень эмоционально проходит игра «Креатив-бой», в которой могут участвовать как команды учеников, так и команды родителей и (или) учителей.

Кроме того, что открытые задачи для меня – это методическая находка, мне очень важно эмоциональное восприятие этих заданий учениками.

Убедившись в том, что открытые задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументацию, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), я задаю себе очередной вопрос: можно ли весь процесс обучения построить только на задачах открытого типа? Нет. Ребенок в обучении должен решать оба типа задач – открытые и закрытые. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности.

Сегодня убедительной считается оценка деятельности в количественном выражении, но не всё можно измерить числами (да, наверняка, и не нужно). Метапредметные результаты – это результаты на перспективу успешной самостоятельной жизни наших детей. К тому же, при решении учебных и внеучебных задач ученики проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность, способность к эмоциональному восприятию математических задач и рассуждений, берут на себя ответственность за выбор способа решения и ответа. Значит, открытые задачи могут быть средством достижения результатов личностных.

На уроках так же применяю приемы смешанного обучения (blended learning), предполагающий применение комплекса организационных форм, сочетающих групповую и индивидуальную, реальную и виртуальную работу обучающихся. Под смешанным обучением понимается комбинация очного традиционного обучения с элементами онлайн-обучения и дистанционных форм, а также смена форматов в рамках обычной классно-урочной системы. В школе удобно применять модели группы «Ротация»: «Смена рабочих зон» и «Перевернутый класс», в которых обучение в рамках одного предмета и класса подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с интерактивным взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями.

Реализуя модель «Перевернутый класс», учитель готовит видеоматериал или иной ресурс, который посылает своим ученикам через электронный дневник или делает рассылку по электронной почте. Особенность состоит в том, что в данном электронном ресурсе учитель не объясняет новую тему, а формулирует домашнее задание в виде проблемной задачи с практическим содержанием. Чаще всего такие задачи имеют междисциплинарный, метапредметный характер и требуют знания других предметных областей. Для апробации модели «Перевернутый класс» использую платформы «Якласс» и «Учи.ру». Для успешного решения проблемы учащимся необходимо найти новую для себя информацию в учебнике, в интернете или в любом другом источнике, самостоятельно ее проанализировать и сделать выводы. При такой работе возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик, таких как активность, ответственность, инициативность. В школе в начале следующего урока учитель проверяет, насколько хорошо учащиеся справились с домашним заданием, и делит детей на группы в зависимости от уровня усвоения материала. Те ученики, которые поняли новый материал в полном объеме, работают самостоятельно, учащиеся, которые испытывают трудности, – вместе с учителем, остальные, сомневающиеся, - совместно. Для каждой категории учащихся разрабатываются задания, направленные на решение разноуровневых задач, организуется практическая деятельность по отработке знаний и умений.

При использовании модели «Смена рабочих зон» класс делится на 3 группы по 8-10 человек. Каждый ученик в течение урока посещает 3 зоны: зону работы с учителем, зону работы с электронным ресурсом, зону работы в группе. В зоне работы с учителем ученик может получить индивидуальную консультацию учителя, а учитель имеет возможность опросить устно и уделить внимание каждому ученику. В зоне работы с электронным ресурсом применяется обычно индивидуальная или парная форма работы учащихся. При этом возможно использование контролирующей или обучающей компьютерной программы, создание учениками презентации по теме урока, поиск дополнительной информации в интернете. В зоне работы в группе учащимся для совместного решения могут быть предложены разработанные учителем проблемные ситуации, задачи с практическим содержанием (разработан раздаточный материал для проведения уроков геометрии в 8 классе по разделам «Четырехугольники» и «Площади»), практические работы, мини-проекты.


Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, компетенций, умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и окружающей жизни, предлагаемые методические решения должны быть также универсальными. Озвученные модели может использовать учитель любого предмета. Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что современные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся – универсальное средство реализации ФГОС, создания условия для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.