МОУ «Войковская школа» Амвросиевского района ДНР
Подготовила:
Юрченко О.В.,
заместитель директора во ВР
Методическое объединение классных руководителей
(совместно с родительским комитетом)
Тема: Усовершенствование семейного воспитания учащихся
Форма проведения: круглый стол
1.Вступительное слово заместителя директора по ВР:
Основной задачей школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.
Семья, родители являются основными воспитателями. нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей. и основная главная роль отводится учителю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако учитель должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
(Презентация 1)
2.Совместная работа школы и семьи в становлении личности школьника
(Доклад Мельничук Н.А.)
(Презентация 2)
3. Обсуждения:
- Условия успешного воспитания детей в семье. (Черненко И.Н.)
- Здоровый семейный микроклимат и его влияние на формирование личности ребенка. (Арбузова Л.П..)
- Единство требований родителей и учителей в отношении к детям.
(Члены родительского комитета)
(Презентация 3)
4. Подведение итогов
Приложение 1
Выступления членов родительского комитета
1. Педагоги школ ищут решения проблем, понимая и осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников замкнутый треугольник: Учителя-Ученики-Родители. И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если школа обвиняет родителей, следовательно, она сама допускает ошибки и наоборот. И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании. Например, могут быть допущены следующие ошибки: дефицит общения родителей с детьми, что приводит к отделению детей от родителей, лишает взрослых возможности более активно влиять на ребенка; неумение организовывать трудовое воспитание детей; несогласованность действий со школой; наличие отрицательных примеров из жизни родителей; слабое знание родителями методов воспитания, неумение или нежелание изменять их по мере взросления детей. Это должен учитывать каждый классный руководитель.
2. Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Поэтому необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса – одна из главных задач такого сотрудничества.
В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её участников, потому что их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.
Формирование этих отношений играет важную роль. Школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях учитель должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.
Каковы причины противоречий между учителем и родителями учащихся
1.Разобщённость между учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения. Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об учителе.
2.Если учитель рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка
3. Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызывать противоречия.
3. Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.
Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).