Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт развития профессионального образования»
«Методическое пособие как средство формирования
профессиональных умений и навыков обучающихся в процессе обучения»
Автор:
Брылкин А.А
преподаватель cпециальных дисциплин ГБПОУ СМТ
2019
Cодержание
Введение ………………………………………………………………. 3
1.Теоретические основы результатов исследования
1.1. Сущность понятий «профессиональные умения», «профессиональные навыки» и их этапы формирования …………………………… 6
1.2 Методы и средства формирования умений и навыков …………. 7
1.3. Применения учебно-методического пособия для формирования профессиональных умений и навыков …………………………………………. 11
2. Анализ использования учебно-методического пособия в процессе формирования профессиональных умений и навыков обучающихся на занятиях
2.1. Особенности построения методического пособия для изучения МДК.04.01 «Специальная технология»………………………………………. 14
2.2. Эффективность применения методического пособия как средства формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики
……………………………………………………………………………. 19
Заключение ………………………………………………………… 23
Список литературы ………………………………………… 24
Приложение ……………………………………………………… 25
Введение
Для приобретения необходимых навыков и определенного уровня умений по структуре урока производственного обучения учащиеся должны сделать самостоятельные работы. Т.е. выполнить различные задания(упражнения или приемы работы) слесарной операции, а также комплексные и контрольно- проверочные задания. Это позволит им овладеть необходимым навыком в профессиональной деятельности.
Основными направлениями педагогической науки являются пути повышения эффективности образовательного процесса и совершенствование всех его элементов. Одним из основных его элементом является самостоятельная деятельность или самостоятельная работа, выполняемая в практической деятельности учащегося.
В настоящее время в образовательном процессе учащихся выявляются различные недостатки:
-
Нет единого комплексного средства для производственного обучения для СПО учебной практики по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»
Это делает обучение студента не комплексным и не системным. Ухудшается организация учебного процесса и не оказывается методическую помощь учащемуся.
2.За созданием новых комплектов заданий для выполнения самостоятельных работ не имею возможности следить по различным причинам и имеющиеся не всегда возможно применить. Материал таких заданий не везде соответствует требованиям подготовки специалиста для обучения учебной практики УП.04.
Кроме того, такие комплекты заданий не обеспечивают повышение профессионального уровня студента, и учащиеся не проявляют к нему большого интереса.
3.Многие используемые задания или упражнения устарели и некачественно оформлены. Это также снижает интерес у учащихся при их выполнении.
Такие задания плохо адаптируются в учебном процессе, при их выполнение снижается качество выпускаемой продукции. Учащиеся небрежно выполняют задания , плохо соблюдают технику безопасности, не качественно выполняют и отрабатывают приемы слесарных операций.
4. Учебный материал устарел и не соответствует требованиям времени.
5.Большая часть заданий выполняется вообще без методических средств. А при выполнении таких не планированных заданий снижается качество производственного обучения. Студент не видит творчества в своей работе. Причем частое выполнение таких заданий делает обучение монотонным и снижает интерес у студентов.
6.Большие затруднения студенты испытывают при выполнении сложных заданий. Таким заданиям обязательно необходима точная последовательность выполнения, т.е. краткая инструкция, методические рекомендации и другая помощь, чтобы обеспечить установленные качественные показатели.
7. Следует отметить и снижение уровня в подготовке учащихся в производственном обучении в школах. Об этом свидетельствуют результаты первых выполненных ими практических работ. А также плохая адаптация студентов на первой стадии учебной практики: в организации труда, в отношение к работе, низкая степень самостоятельности при выполнении даже простых работ и т.д.
Все эти недостатки создают трудности у преподавателя производственного обучения и обучающего. Они снижают качество выполнения задания и не позволяют повысить качество компетенций обучающегося и не обеспечивают ему требуемую квалификацию и навыки работы.
Но производству необходимо получить профессионального специалиста, быть конкурентно способными, производительными и прибыльными и это как никогда актуально.
Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность повышается, если его учебно- методическое обеспечение осуществляется комплексно.
Следовательно, необходим принципиально новый подход для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.
Чтобы сформировать профессиональные умения и навыки
обучающихся, необходимо иметь учебно-методическое обеспечение, в основе которого может быть использована блочно-модульная система. Таким методическим средством и является методическое пособие обучения для профессионального обучения. При использовании такого методического пособия в обучении можно значительно повысить качество выполнения задания и обеспечить ему требуемые квалификационные и навыки работы. Практическая значимость данного средства заключается в том, что в дальнейшем этот комплекс можно применять не только в своем учреждении , но и в других машиностроительных техникумах и колледжах.
Целью использования такого средства является:Разработка и применение методического пособия для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности применения методических средств обучения при формировании профессиональных умений и навыков обучающихся
2. Разработать дидактическую основу методического пособия, обеспечивающего процесс формирования профессиональных умений и навыков обучающихся по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник»
3. Представить опыт применения методического пособия, обеспечивающего формирование профессиональных умений и навыка обучающихся на уроках учебной практики
4.Показать эффективность применения методического пособия как средства формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики
Объектом исследования данной квалификационной работы является процесс формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.
Метод исследования – сравнение результатов обучения в учебной группе, эксперимент в группе.
Предметом исследования являются применение методического пособия на занятиях учебной практики для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.
1. Теоретические основы результатов исследования
1.1. Сущность понятий «профессиональные умения»,
«профессиональные навыки», их этапы формирования.
Основная цель учебной практики это приобретение и развития умений, навыков на базе теоретических знаний. Рассмотрим ключевые понятия работы.
Профессиональные умения - способность (подготовленность) обучающегося, к выполнению комплексных действий или готовность их выполнения, опирающаяся на знания и навыки и совершенствующаяся вместе с ними.
Профессиональные навыки – это знания и умения, которые необходимы обучающимся для формирования действия, сформированные путем повторения.
Навыки – способы выполнения действий, сложившиеся в результате упражнений.
Навыки относятся к приемам выполнения действий, это сознательно автоматизируемое действие.
В учебной практике для выполнения профессиональных работ используется обучение трудовым действиям с усвоением отдельных приемов, закрепление элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии.
И в процессе обучения действию происходит автоматизирование его выполнения.
Дозирование, трудность и объем усваиваемых навыков также связаны с решением вопроса о роли повторения.
Возможно и такое обучение, которое предполагает наличие направляемой познавательной активности ученика. Учение в нем складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки. Для каждого из этих обучающих действий характерны свои способы управления деятельностью ученика, свои концепция и методы обучения.
Процесс формирования целостной деятельности «снизу вверх» проходит следующим образом:
- на первом этапе должна формироваться функция исполнения,
- на втором – планирования,
- на третьем – проектирования.
Если же стратегия обучения строится «сверху вниз», то и порядок овладения трудовыми функциями будет обратным.
Ценность стратегии «сверху вниз» обусловлена тем, что раскрытия сущности процесса преобразования исходного материала в заданное изделие, который сначала выступает перед ним как бы схематически, а затем все более и более конкретно.
1.2.Методы и средства формирования умений и навыков
Для формирования умений и навыков в учебной практики используются производственные методы обучения – способы упорядоченных действий мастера и обучающегося. Они позволяют обучающимся достичь овладение практическими знаниями, навыками и умениями. Формируют привычки производственного поведения и развивают творческие способности. В педагогике нет однозначного подхода к классификации методов обучения. Условно существуют словесные и практические и наглядно-демонстрационные методы.
Словесные методы - это рассказ, объяснение, беседа, работа с технической литературой. Письменное инструктирование, производственные семинары и т. п.
Наглядно - демонстрационные – это показ мастером трудового процесса,
объектов и средств.
В практических методах основным источником информации является практическая деятельность, прежде всего упражнения в трудовых действиях, а далее и другие уровневые задания. Обучающиеся выполняют эти заданий самостоятельно. Самостоятельная работа , как метод обучения , является фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы
Самостоятельная работа - обеспечивается практическим методом, т.е. методом учебно- трудовых упражнений. Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – воспроизведение и применение ранее усвоенного.
Далее производится самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческой применение. С помощью которого, обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно- поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Средства обучения - это различные объекты, используемые педагогом и обучающимся в процессе обучения для приобретения и формирования новых знаний, умений и навыков.
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Выбор средств обучения определяется:
- задачами урока или занятия;
- содержанием учебного материала;
- применяемыми методами обучения;
- предпочтениями учителя.
Рассмотрим функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга
Рассмотрим классификации средств обучения:
1.По характеру воздействия на обучаемых.
А) визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2.По степени сложности
Простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3.По происхождению.
Натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности,
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиовизуальные средства.
Вербальные средства обучения- это средства к которым относят научно-методическую и учебно-методическую литературу:
- учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, словари, опорные конспекты лекций, опорные схемы, методические рекомендации по выполнению различных видов учебной деятельности. Эту группу средств обучения используют в учебном процессе для усиления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения учащимися материала, выполнение практических заданий. Среди вербальных средств обучения наибольшую роль играет учебная литература. Для учащихся она является основным источником знаний и средством, которое стимулирует познавательный интерес. Среди вербальных средств отдельно можно выделить дидактические материалы. Дидактические материалы - вид вербальных средств обучения. Вербальные средства обучения выступают в виде независимого источника знаний, на основании которого проходит познавательный процесс, Дидактические материалы - вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы.
По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.).
Дидактические материалы дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность студентов.
Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгоритмичные предписания; Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т.д. Часто задания дифференцируются по степени сложности
Методическое средство - может представлять собой разработку конкретного занятия, серии занятий на закрепления и углубления знаний и приобретению необходимых умений и навыков по профессии
К таким методическим средствам относятся: методические комплексы, методические рекомендации и методические пособия.
Методическое пособие – это пособие, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации
Методическое пособие в отличие от методических рекомендаций и метод комплексов является то, что его основное дидактическое назначение -это дополнительный источник , который используется при обучении обучающихся и позволяет ускорить процесс усвоения учебного материала и позволяет оказать методическую помощь преподавателю и обучающемуся по эффективному формированию критерий по углублению и развития знаний, умений и навыков.
Учебно-методическое пособие - системное средство при обучении
обучающегося.
Основными функциями его является: комплексность и единство, последовательность, непрерывность и стабильность в обучении.
За счет применения в нем различных приемов, методов и способов обучения регулируется процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие самостоятельной деятельности у учащихся.
1.3. Применения учебно-методического пособия для формирования профессиональных умений и
Применяемое методическое пособие имеет следующую структуру:
1. В теоретической части - краткое описание структуры самостоятельных работ по темам с указанием целей, необходимый инструмент для ее выполнения, далее задание (упражнение) со схемой их действия.
2.В практической части представлены подобные примеры выполнения задания, если задание более сложное, порядок работы и алгоритм для работы данному заданию.
Практическая часть построена :
а) упражнения в трудовых действиях на приобретение и развития умений, навыка, на базе теоретических знаний;
б) упражнения на выполнение приемов, трудовых операций, трудовых процессов, в управлении технологическим процессом. Это задания с использованием парной и фронтальной форм обучения.
в) с «проблемными» заданиями для индивидуальной и групповой форм обучения для повышения уровня самостоятельной деятельности и творческой активности.
Формирование умений и навыков, имеют определенные критерии.
Поэтому в данном методическом пособии это учитывалось при разработке упражнений и заданий и используются по уровневые задания, которые способны сформировать творческое мышление, практические умения и навыки.
3.Дидактическая часть, где сосредоточены дидактические материалы, иллюстрирующие практический материал, как по трудовым действиям, так и по технологии изготовления изделий.
4.Контроль знаний не применяется в пособие, т.к. считаю , что это не удобно для обучения и на него в моей практике имеется специальный комплект для опроса по критериям сформированности навыков и умений и выполнения самостоятельности работ на ученой практике.
Основными требованиями к написанию данного учебно-методического пособия являются:
1.систематизировать свой накопленный теоретический и практический материал,
2.повысить интерес к обучению,
3.оказать методическую помощь преподавателю и обучающему на учебной практике и повышения качественного уровня обучающего для выполнения самостоятельных работ
Дидактические основы методического пособия:
В разработанные задания для методического пособия вводятся следующие принципы:
- принцип непрерывного обучения или взаимосвязь и сближение отдельных частей учебного материала;
- принцип стабильности в обучении, т.е. учащийся постоянно видит результат своей выполненной работы;
-принцип единства обучения, т.е. единство профессиональных знаний и умений и овладение навыком , повышение эффективности и результативности в работе студента;
- принцип системного обучения это повторение знаний и умений и формирование качественных и прочных профессиональных знаний, умений и овладение навыком за счет планированных заданий и упражнений.
- принцип системного контроля или обеспечение системного контроля мастером и исправление ошибок совершенных студентами на том этапе, на котором она была совершена. Чтобы свести брак к минимуму и повысить качество продукции.
Повышение качества производственного обучения и улучшение адаптации студента планируется достичь:
- за счет введения новых спланированных и интересных заданий, что даст возможность свести к минимуму допускаемые студентами ошибки и предотвратить брак в их работе;
- за счет применения информационных технологий , чтобы повысить уровень графического оформления, а следовательно и повысить интерес к обучению;
- за счет использования учебно- методического пособия, как средства формирования самостоятельной деятельности у будущего специалиста, в основе которого лежат блочно-модульные задания.
Представленные требования реализованы нами по разработке и внедрению в учебный процесс методического пособия для изучения МДК.04.01 «Специальная технология» по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»
2. Анализ использования учебно-методического пособия в процессе формирования профессиональных умений и навыков обучающихся в на занятиях
2.1. Особенности построения методического пособия для изучения МДК.04.01 «Специальная технология»
С целью овладения профессионального модуля
Студент должен знать:
- устройство и принцип работы ручного, электро и стационарного технологического оборудования;
- наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных слесарных приспособлений;
- устройство контрольно-измерительных инструментов;
- назначение, виды режущего инструмента, основные углы и правила заточки;
-
основные свойства обрабатываемых материалов;
-
назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей,
-
правила безопасности труда, электро- и пожарной безопасности.
Студент должен уметь:
-отличать слесарный инструмент по типам, моделям и их классификации;
-подбирать и затачивать режущий инструмент, исходя из видов слесарных операций и основных свойств обрабатываемого материала;
-пользоваться простейшим мерительным инструментом;
-подбирать слесарные приспособления для выполнения слесарных операций.
Студент должен получить навыки:
- выбора вида слесарной операции, для изготовления изделия ; требуемого оборудования; приспособлений; режущего, мерительного инструмента и вспомогательного инструмента.
Студент должен выполнять слесарную обработку деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений слесарного и контрольно-измерительного инструмента. Выполнять различные слесарные работы сложностью 2-го разряда. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
В разработанном пособии, применяется блочно-модульное планирование заданий, т.е. заложена функция комплексности и единства учебного материала.
Использование данного учебно - методического пособия является одним из условий формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.
В структуре применяемого средства, исходя из целей, задач и тем занятий с учетом уровней познавательной деятельности будущего специалиста используются задания:
1 уровень заданий:
А.Блок заданий по изучению простых трудовых приемов
- под руководством педагога;
- по письменной инструкции
Формирование первоначальных умений правильно и качественно выполнять все
приемы и способы изучаемой операции отдельно по алгоритму , исходя из требований минимума стандарта
2 уровень заданий :
Б)упражнения на выполнение приемов, трудовых операций, трудовых процессов, в управлении технологическим процессом. Это задания с использованием парной и фронтальной форм обучения на выполнение комплексных работ.
3уровень
В) творческие задания ,с «проблемными» заданиями для индивидуальной и групповой форм обучения для повышения уровня самостоятельной деятельности и творческой активности. Это творческие задания на разработку технологий, на ее изменение и внедрению новых технологий и «проблемные задания». Полная самостоятельность в планировании и самоконтроль при выполнении работы.
Таблица 1
Таблица блочно- модульного планирования заданий для выполнения
самостоятельной работы по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»
Тема урока (№ модуля и состав блока) | Цели и задачи | Уровень заданий для самостоятельных работ | Содержание заданий |
Модуль 1. «Изучение трудовых инструкций» Охрана труда | Ознакомление с профессией и содержанием предстоящей деятельности, формирование правил охраны труда | 1-й уровень: фундаментальный блок | Задания на изучение инструкций |
Модуль 2а,2б «Изучение трудовых приемов» 1.Разметка плоскости 2.Правка и гибка, Рубка и резка металла | Формирование первоначальных умений. Качественное и правильное выполнение приема | 1-й уровень: фундаментальный блок | Изготовление различных деталей типа «пластина» из листового материала по шаблону чертежу и технологии. |
Модуль3а,3б «Изучение трудовых операций и технологий» 1. Сверление, зенкерование. 2. Нарезание резьбы | Обобщение предыдущих профессиональных умений студента . Формирование новых умений, их закрепление и углубление. Выполнение приемов в различных ее сочетаниях . | 2-й уровень: Возрастающий, применения собственных способов действий переход учащегося и повышение уровня самостоятельности. | Изготовление различных деталей прямоугольной формы и выполнение простых комплексных работ. Самостоятельная разработка чертежа и технологии по эталону |
Модуль 4а,4б «Выполнение комплексных работ». Трудовые процессы, в управлении технологическим процессом. (уровень1) 1. Клепка, пространственная разметка. 2. Распиливание,припасовка и шабрение. | Совершенствование профессиональных умений выполнять технологические операции, формирование привычек и умений самоконтроля, формирование профессионального навыка и систематизация умений | 2-ой И 3уровень: творческий блок | Изготовление различных деталей прямоугольной формы и выполнение сложных комплексных работ. Самостоятельная разработка чертежа и технологии по образцу или эталону Это творческие задания на разработку технологий без образца и внедрение новых технологий. Контрольно-проверочные работы |
(уровень2) 3. Притирка и доводка. 4. Пайка, лужение и склеивание | Самостоятельность в планировании и повышения уровня профессиональных умений и навыков. Формирование повышенного интереса к труду | 2-3-ий уровень Изучение трудовых приемов Изучение трудовых операций и технологий | Задания только для индивидуальной и групповой работы с элементами технического конструирования |
Модуль5. «Творческие разработки» Технология ремонта для простых механизмов 1.Понятие о машинах, деталях машин и механизмов 2.Ремонт деталей и механизмов производственного оборудования | Полная самостоятельность в планировании и самоконтроль Повышение уровня профессиональных умений и навыков и интереса работе | 3-й уровень Творческие задания на разработку технологий слесарной обработки | Творческие задания, как индивидуальные. Так и групповые |
Модуль6. «Творческие разработки» Технология ремонта металлорежущего оборудования 1.Эксплуатация металлорежущего оборудования Назначение, основные узлы и механизмы сверлильных и заточных станков 2.Назначение, основные узлы и механизмы : токарно – винторезного, фрезерного станка | Полная самостоятельность в планировании и самоконтроль Защита своего проекта умений | 3-ий уровень Творческие задания на разработку технологий сборки | «Проблемные задания» |
2.2. Эффективность применения методического пособия
как средства формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики
Для оценки уровня сформированности профессиональных умений и навыков обучающихся по ПК 4.1. Выполнять монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов, ПК 4.2. Выполнять слесарную обработку простых деталей и ПК 4.3. Выполнять профилактическое обслуживание простых механизмов
Таблица основных показателей оценки результата и методы контроля умений и навыков модуля МДК.04.01 «Специальная технология» по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Таблица2
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля |
ПК 4.1 Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов, | Демонстрация навыков ведения разборки. Ремонта и сборки простых узлов и механизмов Соблюдение последовательности действий при разборке и сборке | Тестирование Наблюдение и оценка мастером при проведение ремонтных работ |
ПК 4.2. Слесарная обработка простых деталей и | Демонстрация навыков Владения слесарным инструментом Соблюдение технологического процесса слесарной обработки металлов | Наблюдение и оценка мастером при проведении слесарных работ |
ПК 4.3. Профилактическое обслуживание простых механизмов | Демонстрация навыков диагностики и обнаружения неполадок простого оборудования Участие в планово-предупредительнох и капитальных ремонтах | Наблюдение и оценка мастером при проведении ремонтных работ |
Учебно-методическое пособие использовано в период прохождения учебной практики по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования».
Критерий сформированности профессиональных умений и навыков
Таблица3
| Показатели уровней |
Критерии сформированности профессиональных умений и навыков |
1уровень: по изучению трудовых приемов | 2уровень: Трудовых операций ,трудовых процессов, в управлении технологическим процессом и развитие умений | 3уровень: творческие , проблемные задания для индивидуальной и групповой форм обучения для повышения уровня самостоятельной деятельности и творческой активности |
1/.поддерживать состояние рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места слесаря | знает треб охраны труда, но допускает недочеты в работе | знает и выполняет | знает и выполняет |
2/.читать техническую документацию общего и специализированного назначения | понимает, читает, но допускает ошибки | понимает, читает правильно | понимает, читает, использует в работе |
3/. выполнять операции слесарной обработки и контролировать качество выполняемых работ | умеет соблюдать последовательность действий и контроль в соответствие с тех. требованиями, но допускает брак | умеет правильно воспроизвести трудовые операции и контроль в соответствие с тех. требования | умеет самостоятельно воспроизвести трудовые операции, самоконтроль в работе |
4 /.определять техническое состояние простых узлов и механизмов, замену и смазку деталей, профилактическое обслуживание простых механизмов | умеет, обслуживает простые механизмы, но допускает брак в работе | умеет правильно обслуживать простые механизмы | умеет самостоятельно обслуживать простые механизмы, самоанализ результатов |
Для оценки сформированности профессиональных умений и навыков произведен срез в сентябре и декабре учебного года в одной группе(таблица4) В ней использовалось учебно-методическое пособие с по уровневыми заданиями. Результаты по выполнению приведены в таблице 3.
Таблица итоговых контрольных заданий. Контрольное задание 1 уровня (сентябрь)
Таблица4.
Уровни и содержание контрольных заданий | Показатели сформированности профессиональных умений и навыков обучающихся |
1 уровень: по изучению простых трудовых приемов Выполнить опиливание базовой поверхности детали «Подкладка» по письменной Инструкции. | -знает треб охраны труда, но допускает недочеты в работе, -понимает содержание тех документов, но допускает ошибки , - умеет соблюдать последовательность действий и контроль в соответствие с тех. требованиями, но допускает брак |
2 уровень: упражнения на выполнение приемов, трудовых операций, трудовых процессов, в управлении технологическим процессом Изготовить «Угольник» по образцу(чертежу) | - знает треб охраны труда и выполняет их, -понимает, читает правильно технологическую, - умеет правильно воспроизвести трудовые операции и контролирует в соответствие с тех. требования |
3уровень: творческое задание Прочитать сборочный чертеж для изделия «вороток механический», самостоятельно разработать эскизы деталей, технологию изготовления деталей по образцу | -знает, выполняет требования охраны труда и контролирует других , -понимает, читает технологическую документацию и использует ее в работе, - умеет самостоятельно воспроизвести трудовые операции и обеспечивает самоконтроль в работе |
Таблица 5.
Ф.И.О. обучающегося |
1.Агафонов С.А | 11.БаклановМ.А. | 21.Петров И.И. |
2.Ахматова А.И | 12.БелобровД.П. | 22.СмирновА.А |
3.ЯкуповВ. Р | 13.Гудкова М.Е.. | 23.СкоковВ.И |
4.Гнедько Д.А | 14.Боровков Д.Е | 24.Семенов В.П. |
5.Коршиков И.А | 15.МагомедовР.К. |
6.Кузнецова С. А. | 16.Насертдинов Р.К |
7.Наруков Н.В | 17.Саблуков С.Г |
8.Позняков К.А | 18.Сулимов А.С |
9.Сергеев П.А | 19.Чванова В.С |
10.ЧекуровМ.Е. | 20.ШматченкоС.Я. |
Результат сформированности профессиональных умений и навыков
Таблица 6
Время измерения | Уровни сформированности профессиональных умений и навыка для группы (24 чел) |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | 42%(10 чел) | 33%(8чел ) | 25%(6чел) |
Декабрь | 17%(4чел) | 38%(9чел) | 45%(11чел) |
Результаты показали, что за счет применения в методическом пособии различных приемов, методов и способов обучения уровень сформированности профессиональных умений и навыков на декабрь месяц повысился : на втором уровне с 33,4 % (8чел) до 37,5 %(9чел), т.е на 5 %(1 чел), на третьем – с 25 %(6чел) до45%(11чел) т.е на 20% (5чел)
Следовательно:
На первом уровне произошло значительное снижение уровня на 6чел,на втором незначительное повышение уровня на 1 чел.
А на третьем уровне мы видим значительное повышение на 5 человек.
Динамика эффективности применения методического пособия
для формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики:
Сентябрь 2018 Декабрь
Сентябрь- 1уровень:10чел, 2уровень:8чел, 3уровень:6 чел.
Декабрь - 1уровень:4чел, 2уровень:9чел, 3уровень:11чел
Заключение
1.Анализ литературы позволил нам изучить особенности применения
методических средств обучения при формировании профессиональных
умений и навыков обучающихся.
2.Разработана дидактическая основа методического пособия,
обеспечивающего процесс формирования профессиональных умений и
навыков обучающихся по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник». Она
включает в себя :
1. Используется система поэтапная система организации профессиональной деятельности «снизу – вверх»:
2.Дифференцированный процесс обучения, т.е. применяется по уровневое и модульные обучение, при котором теоретический и практический материал в законченные блоки информации, а это позволяет рационально использовать время.
3.Оперативный контроль знаний, умений и навыка.
4.Развитие самостоятельной деятельности, что стимулирует познавательные, профессиональные интересы, развивает творческие способности и повышает качество обучения.
5.В работе представлен опыт применения методического пособия,
обеспечивающего формирование профессиональных умений и навыков
обучающихся на уроках учебной практики.
В целом, поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.
Список литературы
1. Андрусенко Г.П. Методические рекомендации по разработке учебно- методического обеспечения предмета и профессии. –Челябинск.,2004 С55-67.
2. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.; Педагогика, 1997 200 с.
3.Герцог Г.А. Учимся проводить исследование. Методология. Методика. Техника. – Челябинск,2003.С24-55; С65-77.
4. Материалы конференции экономического роста в России от 23.09. 2005г.// Российский союз промышленников и предпринимателей. - Москва, 2005.- С3
5.Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений.Москва.НПЦ «Профессионал-Ф» 2005С3,7,14.
6.Покушалова Л. В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/archive/27/2899/
7. Серкова Г.Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений. Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности.-Челябинск,2003. С25-34.
8. Серкова Г.Г. Развивающее обучение. Теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс. – Челябинск,20002.С30-44;С77-80.
9. Серкова Г.Г. Прихода Г.Е. Методические рекомендации по анализу учебных занятий теоретического и практического обучения и воспитания. – Челябинск, 2004.С4-18.
10. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. – Москва,2001. С40-43; С62-73.
11.Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов: (в схемах и таблицах). -М.: Академия, 2013. -126 с.
12.Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие. -М.: Форум-Инфра-М, 2013. -335 c.
13.Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2011. - 208 с.
14.Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие. - М.: Академия, 2013. -287 с
Приложение 1
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Симский механический техникум»
АТТЕСТАЦИОНЫЙ ЛИСТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
1. ФИО обучающегося, ___________________________________________
_______________________________________________________________
№ группы, курс _________________________________________________
Специальность СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования »
2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Время проведения практики с «___»______20____ по «___»_____20____
в объеме____________ часов
4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время учебной практики:
№ | Виды работ | Затраченное время | Оценка |
| Изготовление 10 подкладок для резцов с применением разметки и рубки | | |
| Изготовление зажимных и самозажимных хомутов с применением разметки, резки, гибки | | |
| Изготовление металлической тары трех типов размеров с применением разметки, резки, гибки | | |
| Изготовление шаблонов для контроля углов сверл и зубил с применением точной разметки, рубки и опиливания | | |
| Изготовление шаблонов для контроля углов резцов с применением точной разметки, рубки и опиливания | | |
| Изготовление угольника с применением точной разметки, опиливания | | |
| Изготовление ручных воротков с применением опиливания, сверления, рассверливание, распиливание и припасовки | | |
| Изготовление струбцин с применением опиливания, сверления, рассверливания распиливания, припасовка и нарезания резьбы | | |
| Изготовление кронштейнов с применением клепки | | |
| Комплексная работа по изготовлению механических воротков и приспособлений для изготовления заклепок с применением нескольких видов слесарных операций | | |
| Комплексная работа По черновой обработке наружных цилиндрических гладких и ступенчатых поверхностей | | |
Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной практики ___
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Дата «_____»___________ 20 г.
Подпись руководителя практики
_____________________________/ФИО, должность, подпись/
Подпись ответственного лица организации (базы практики) ____________________________/ФИО, должность, подпись/