СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие как средство формирования профессиональных умений и навыков обучающихся в процессе обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие как средство формирования профессиональных умений и навыков обучающихся в процессе обучения»


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт развития профессионального образования»





«Методическое пособие как средство формирования

профессиональных умений и навыков обучающихся в процессе обучения»






Автор:

Брылкин А.А

преподаватель cпециальных дисциплин ГБПОУ СМТ








2019

Cодержание


Введение ………………………………………………………………. 3

1.Теоретические основы результатов исследования

1.1. Сущность понятий «профессиональные умения», «профессиональные навыки» и их этапы формирования …………………………… 6

1.2 Методы и средства формирования умений и навыков …………. 7

1.3. Применения учебно-методического пособия для формирования профессиональных умений и навыков …………………………………………. 11

2. Анализ использования учебно-методического пособия в процессе формирования профессиональных умений и навыков обучающихся на занятиях

2.1. Особенности построения методического пособия для изучения МДК.04.01 «Специальная технология»………………………………………. 14

2.2. Эффективность применения методического пособия как средства формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики

……………………………………………………………………………. 19

Заключение ………………………………………………………… 23

Список литературы ………………………………………… 24

Приложение ……………………………………………………… 25






Введение


Для приобретения необходимых навыков и определенного уровня умений по структуре урока производственного обучения учащиеся должны сделать самостоятельные работы. Т.е. выполнить различные задания(упражнения или приемы работы) слесарной операции, а также комплексные и контрольно- проверочные задания. Это позволит им овладеть необходимым навыком в профессиональной деятельности.

Основными направлениями педагогической науки являются пути повышения эффективности образовательного процесса и совершенствование всех его элементов. Одним из основных его элементом является самостоятельная деятельность или самостоятельная работа, выполняемая в практической деятельности учащегося.

В настоящее время в образовательном процессе учащихся выявляются различные недостатки:

  1. Нет единого комплексного средства для производственного обучения для СПО учебной практики по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»

Это делает обучение студента не комплексным и не системным. Ухудшается организация учебного процесса и не оказывается методическую помощь учащемуся.

2.За созданием новых комплектов заданий для выполнения самостоятельных работ не имею возможности следить по различным причинам и имеющиеся не всегда возможно применить. Материал таких заданий не везде соответствует требованиям подготовки специалиста для обучения учебной практики УП.04.

Кроме того, такие комплекты заданий не обеспечивают повышение профессионального уровня студента, и учащиеся не проявляют к нему большого интереса.

3.Многие используемые задания или упражнения устарели и некачественно оформлены. Это также снижает интерес у учащихся при их выполнении.

Такие задания плохо адаптируются в учебном процессе, при их выполнение снижается качество выпускаемой продукции. Учащиеся небрежно выполняют задания , плохо соблюдают технику безопасности, не качественно выполняют и отрабатывают приемы слесарных операций.

4. Учебный материал устарел и не соответствует требованиям времени.

5.Большая часть заданий выполняется вообще без методических средств. А при выполнении таких не планированных заданий снижается качество производственного обучения. Студент не видит творчества в своей работе. Причем частое выполнение таких заданий делает обучение монотонным и снижает интерес у студентов.

6.Большие затруднения студенты испытывают при выполнении сложных заданий. Таким заданиям обязательно необходима точная последовательность выполнения, т.е. краткая инструкция, методические рекомендации и другая помощь, чтобы обеспечить установленные качественные показатели.

7. Следует отметить и снижение уровня в подготовке учащихся в производственном обучении в школах. Об этом свидетельствуют результаты первых выполненных ими практических работ. А также плохая адаптация студентов на первой стадии учебной практики: в организации труда, в отношение к работе, низкая степень самостоятельности при выполнении даже простых работ и т.д.

Все эти недостатки создают трудности у преподавателя производственного обучения и обучающего. Они снижают качество выполнения задания и не позволяют повысить качество компетенций обучающегося и не обеспечивают ему требуемую квалификацию и навыки работы.

Но производству необходимо получить профессионального специалиста, быть конкурентно способными, производительными и прибыльными и это как никогда актуально.

Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность повышается, если его учебно- методическое обеспечение осуществляется комплексно.

Следовательно, необходим принципиально новый подход для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.

Чтобы сформировать профессиональные умения и навыки

обучающихся, необходимо иметь учебно-методическое обеспечение, в основе которого может быть использована блочно-модульная система. Таким методическим средством и является методическое пособие обучения для профессионального обучения. При использовании такого  методического пособия в обучении можно значительно повысить качество выполнения задания и обеспечить ему требуемые квалификационные и навыки работы. Практическая значимость данного средства заключается в том, что в дальнейшем этот комплекс можно применять не только в своем учреждении , но и в других машиностроительных техникумах и колледжах.

Целью использования такого средства является:Разработка и применение методического пособия для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.

Задачи исследования:

1.Изучить особенности применения методических средств обучения при формировании профессиональных умений и навыков обучающихся

2. Разработать дидактическую основу методического пособия, обеспечивающего процесс формирования профессиональных умений и навыков обучающихся по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник»

3. Представить опыт применения методического пособия, обеспечивающего формирование профессиональных умений и навыка обучающихся на уроках учебной практики

4.Показать эффективность применения методического пособия как средства формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики

Объектом исследования данной квалификационной работы является процесс формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.

Метод исследования – сравнение результатов обучения в учебной группе, эксперимент в группе.

Предметом исследования являются применение методического пособия на занятиях учебной практики для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.

1. Теоретические основы результатов исследования

1.1. Сущность понятий «профессиональные умения»,

«профессиональные навыки», их этапы формирования.


Основная цель учебной практики это приобретение и развития умений, навыков на базе теоретических знаний. Рассмотрим ключевые понятия работы.

Профессиональные умения -  способность (подготовленность) обучающегося, к выполнению комплексных действий или готовность их выполнения, опирающаяся на знания и навыки и совершенствующаяся вместе с   ними.

Профессиональные навыки – это знания и умения, которые необходимы обучающимся для формирования действия, сформированные путем повторения.

Навыки – способы выполнения действий, сложившиеся в результате упражнений.

Навыки относятся к приемам выполнения действий, это сознательно автоматизируемое действие.

В учебной практике для выполнения профессиональных работ используется обучение трудовым действиям с усвоением отдельных приемов, закрепление элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии.

И в процессе обучения действию происходит автоматизирование его выполнения.

Дозирование, трудность и объем усваиваемых навыков также связаны с решением вопроса о роли повторения.

Возможно и такое обучение, которое предполагает наличие направляемой познавательной активности ученика. Учение в нем складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки. Для каждого из этих обучающих действий характерны свои способы управления деятельностью ученика, свои концепция и методы обучения.

Процесс формирования целостной деятельности «снизу вверх» проходит следующим образом:

- на первом этапе должна формироваться функция исполнения,

- на втором – планирования,

- на третьем – проектирования.

Если же стратегия обучения строится «сверху вниз», то и порядок овладения трудовыми функциями будет обратным.

Ценность стратегии «сверху вниз» обусловлена тем, что раскрытия сущности процесса преобразования исходного материала в заданное изделие, который сначала выступает перед ним как бы схематически, а затем все более и более конкретно.


1.2.Методы и средства формирования умений и навыков

Для формирования умений и навыков в учебной практики используются производственные методы обучения – способы упорядоченных действий мастера и обучающегося. Они позволяют обучающимся достичь овладение практическими знаниями, навыками и умениями. Формируют привычки производственного поведения и развивают творческие способности. В педагогике нет однозначного подхода к классификации методов обучения. Условно существуют словесные и практические и наглядно-демонстрационные методы.

Словесные методы - это рассказ, объяснение, беседа, работа с технической литературой. Письменное инструктирование, производственные семинары и т. п.

Наглядно - демонстрационные – это показ мастером трудового процесса,

объектов и средств.

В практических методах основным источником информации является практическая деятельность, прежде всего упражнения в трудовых действиях, а далее и другие уровневые задания. Обучающиеся выполняют эти заданий самостоятельно. Самостоятельная работа , как метод обучения , является фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы

Самостоятельная работа - обеспечивается практическим методом, т.е. методом учебно- трудовых упражнений. Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – воспроизведение и применение ранее усвоенного.

Далее производится самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческой применение. С помощью которого, обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно- поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Средства обучения - это различные объекты, используемые педагогом и обучающимся в процессе обучения для приобретения и формирования новых знаний, умений и навыков.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. 

Выбор средств обучения определяется:

-  задачами урока или занятия;

-  содержанием учебного материала;

-  применяемыми методами обучения;

-  предпочтениями учителя.

Рассмотрим функции средств обучения:

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга

Рассмотрим классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на обучаемых.

А) визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;  аудиальные:  музыкальный центр, радио;  аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности

 Простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;  сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению.

 Натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности,

символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;  технические:  визуальные, аудиовизуальные средства.

 Вербальные средства обучения- это средства к которым относят научно-методическую и учебно-методическую литературу:

- учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, словари, опорные конспекты лекций, опорные схемы, методические рекомендации по выполнению различных видов учебной деятельности. Эту группу средств обучения используют в учебном процессе для усиления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения учащимися материала, выполнение практических заданий. Среди вербальных средств обучения наибольшую роль играет учебная литература. Для учащихся она является основным источником знаний и средством, которое стимулирует познавательный интерес. Среди вербальных средств отдельно можно выделить дидактические материалы. Дидактические материалы - вид вербальных средств обучения. Вербальные средства обучения выступают в виде независимого источника знаний, на основании которого проходит познавательный процесс, Дидактические материалы - вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы.

По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.).

Дидактические материалы дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность студентов.

Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгоритмичные предписания; Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т.д. Часто задания дифференцируются по степени сложности

Методическое средство - может представлять собой разработку конкретного занятия, серии занятий на закрепления и углубления знаний и приобретению необходимых умений и навыков по профессии

К таким методическим средствам относятся: методические комплексы, методические рекомендации и методические пособия.

Методическое пособие – это пособие, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации

Методическое пособие в отличие от методических рекомендаций и метод комплексов является то, что его основное дидактическое назначение -это дополнительный источник , который используется при обучении обучающихся и позволяет ускорить процесс усвоения учебного материала и позволяет оказать методическую помощь преподавателю и обучающемуся по эффективному формированию критерий по углублению и развития знаний, умений и навыков.

Учебно-методическое пособие - системное средство при обучении

обучающегося.

Основными функциями его является: комплексность и единство, последовательность, непрерывность и стабильность в обучении.

За счет применения в нем различных приемов, методов и способов обучения регулируется процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие самостоятельной деятельности у учащихся.


1.3. Применения учебно-методического пособия для формирования профессиональных умений и

Применяемое методическое пособие имеет следующую структуру:

1. В теоретической части - краткое описание структуры самостоятельных работ по темам с указанием целей, необходимый инструмент для ее выполнения, далее задание (упражнение) со схемой их действия.

2.В практической части представлены подобные примеры выполнения задания, если задание более сложное, порядок работы и алгоритм для работы данному заданию.

Практическая часть построена :

а) упражнения в трудовых действиях на приобретение и развития умений, навыка, на базе теоретических знаний;

б) упражнения на выполнение приемов, трудовых операций, трудовых процессов, в управлении технологическим процессом. Это задания с использованием парной и фронтальной форм обучения.

в) с «проблемными» заданиями для индивидуальной и групповой форм обучения для повышения уровня самостоятельной деятельности и творческой активности.

Формирование умений и навыков, имеют определенные критерии.

Поэтому в данном методическом пособии это учитывалось при разработке упражнений и заданий и используются по уровневые задания, которые способны сформировать творческое мышление, практические умения и навыки.

3.Дидактическая часть, где сосредоточены дидактические материалы, иллюстрирующие практический материал, как по трудовым действиям, так и по технологии изготовления изделий.

4.Контроль знаний не применяется в пособие, т.к. считаю , что это не удобно для обучения и на него в моей практике имеется специальный комплект для опроса по критериям сформированности навыков и умений и выполнения самостоятельности работ на ученой практике.

Основными требованиями к написанию данного учебно-методического пособия являются:

1.систематизировать свой накопленный теоретический и практический материал,

2.повысить интерес к обучению,

3.оказать методическую помощь преподавателю и обучающему на учебной практике и повышения качественного уровня обучающего для выполнения самостоятельных работ

Дидактические основы методического пособия:

  • цели,

  • содержание,

  • методы,

  • средства,

  • формы организации учебного процесса.

В разработанные задания для методического пособия вводятся следующие принципы:

- принцип непрерывного обучения или взаимосвязь и сближение отдельных частей учебного материала;

- принцип стабильности в обучении, т.е. учащийся постоянно видит результат своей выполненной работы;

-принцип единства обучения, т.е. единство профессиональных знаний и умений и овладение навыком , повышение эффективности и результативности в работе студента;

- принцип системного обучения это повторение знаний и умений и формирование качественных и прочных профессиональных знаний, умений и овладение навыком за счет планированных заданий и упражнений.

- принцип системного контроля или обеспечение системного контроля мастером и исправление ошибок совершенных студентами на том этапе, на котором она была совершена. Чтобы свести брак к минимуму и повысить качество продукции.

Повышение качества производственного обучения и улучшение адаптации студента планируется достичь:

- за счет введения новых спланированных и интересных заданий, что даст возможность свести к минимуму допускаемые студентами ошибки и предотвратить брак в их работе;

- за счет применения информационных технологий , чтобы повысить уровень графического оформления, а следовательно и повысить интерес к обучению;

- за счет использования учебно- методического пособия, как средства формирования самостоятельной деятельности у будущего специалиста, в основе которого лежат блочно-модульные задания.

Представленные требования реализованы нами по разработке и внедрению в учебный процесс методического пособия для изучения МДК.04.01 «Специальная технология» по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»



2. Анализ использования учебно-методического пособия в процессе формирования профессиональных умений и навыков обучающихся в на занятиях

2.1. Особенности построения методического пособия для изучения МДК.04.01 «Специальная технология»


С целью овладения профессионального модуля

Студент должен знать:

- устройство и принцип работы ручного, электро и стационарного технологического оборудования;

- наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных слесарных приспособлений;

- устройство контрольно-измерительных инструментов;

- назначение, виды режущего инструмента, основные углы и правила заточки;

  • основные свойства обрабатываемых материалов;

  • назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей,

  • правила безопасности труда, электро- и пожарной безопасности.

Студент должен уметь:

-отличать слесарный инструмент по типам, моделям и их классификации;

-подбирать и затачивать режущий инструмент, исходя из видов слесарных операций и основных свойств обрабатываемого материала;

-пользоваться простейшим мерительным инструментом;

-подбирать слесарные приспособления для выполнения слесарных операций.

Студент должен получить навыки:

- выбора вида слесарной операции, для изготовления изделия ; требуемого оборудования; приспособлений; режущего, мерительного инструмента и вспомогательного инструмента.

Студент должен выполнять слесарную обработку деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений слесарного и контрольно-измерительного инструмента. Выполнять различные слесарные работы сложностью 2-го разряда. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

В разработанном пособии, применяется блочно-модульное планирование заданий, т.е. заложена функция комплексности и единства учебного материала.

Использование данного учебно - методического пособия является одним из условий формирования профессиональных умений и навыков обучающихся.

В структуре применяемого средства, исходя из целей, задач и тем занятий с учетом уровней познавательной деятельности будущего специалиста используются задания:

1 уровень заданий:

А.Блок заданий по изучению простых трудовых приемов

- под руководством педагога;

- по письменной инструкции

Формирование первоначальных умений правильно и качественно выполнять все

приемы и способы изучаемой операции отдельно по алгоритму , исходя из требований минимума стандарта

2 уровень заданий :

Б)упражнения на выполнение приемов, трудовых операций, трудовых процессов, в управлении технологическим процессом. Это задания с использованием парной и фронтальной форм обучения на выполнение комплексных работ.

3уровень

В) творческие задания ,с «проблемными» заданиями для индивидуальной и групповой форм обучения для повышения уровня самостоятельной деятельности и творческой активности. Это творческие задания на разработку технологий, на ее изменение и внедрению новых технологий и «проблемные задания». Полная самостоятельность в планировании и самоконтроль при выполнении работы.

Таблица 1

Таблица блочно- модульного планирования заданий для выполнения

самостоятельной работы по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»


Тема урока

(№ модуля и состав

блока)

Цели и задачи


Уровень заданий для самостоятельных работ

Содержание

заданий

Модуль 1.

«Изучение трудовых инструкций»

Охрана труда

Ознакомление

с профессией и содержанием предстоящей деятельности, формирование правил охраны труда



1-й уровень: фундаментальный блок

Задания на изучение инструкций

Модуль 2а,2б

«Изучение трудовых приемов»

1.Разметка плоскости

2.Правка и гибка,

Рубка и резка металла

Формирование первоначальных умений.

Качественное и правильное

выполнение

приема


1-й уровень: фундаментальный блок

Изготовление различных деталей типа «пластина» из листового материала по шаблону чертежу и технологии.

Модуль3а,3б

«Изучение трудовых операций и технологий»



1. Сверление, зенкерование.

2. Нарезание резьбы

Обобщение предыдущих профессиональных умений студента . Формирование новых умений, их закрепление и углубление. Выполнение приемов в различных ее сочетаниях .

2-й уровень:

Возрастающий, применения собственных способов действий переход учащегося и повышение уровня самостоятельности.

Изготовление различных деталей прямоугольной формы и выполнение простых комплексных работ.

Самостоятельная разработка чертежа и технологии по эталону

Модуль 4а,4б

«Выполнение комплексных работ».

Трудовые процессы, в управлении технологическим процессом.

(уровень1)

1. Клепка, пространственная разметка.

2. Распиливание,припасовка и шабрение.

Совершенствование профессиональных умений выполнять технологические операции, формирование привычек и умений самоконтроля, формирование профессионального навыка и систематизация умений



2-ой

И 3уровень:

творческий блок














Изготовление различных деталей прямоугольной формы и выполнение сложных комплексных работ.

Самостоятельная разработка чертежа и технологии по образцу или эталону

Это творческие задания на разработку технологий без образца и внедрение новых технологий. Контрольно-проверочные работы



(уровень2)


3. Притирка и доводка.

4. Пайка, лужение и склеивание


Самостоятельность в планировании и повышения уровня профессиональных умений и навыков.

Формирование повышенного интереса к труду

2-3-ий уровень

Изучение трудовых приемов Изучение трудовых операций и технологий

Задания только для индивидуальной и групповой работы с элементами технического конструирования


Модуль5. «Творческие разработки»


Технология ремонта для простых механизмов


1.Понятие о машинах, деталях машин и механизмов


2.Ремонт деталей и механизмов производственного оборудования

Полная самостоятельность в планировании и самоконтроль

Повышение уровня профессиональных умений и навыков и интереса работе


3-й уровень

Творческие задания на разработку
технологий слесарной обработки

Творческие

задания, как индивидуальные. Так и групповые

Модуль6.

«Творческие разработки»

Технология ремонта

металлорежущего оборудования

1.Эксплуатация металлорежущего оборудования

Назначение, основные узлы и механизмы сверлильных и заточных станков

2.Назначение, основные узлы и механизмы :

токарно –

винторезного, фрезерного станка


Полная самостоятельность в планировании и самоконтроль


Защита своего проекта умений

3-ий уровень

Творческие задания на разработку
технологий сборки

«Проблемные задания»


2.2. Эффективность применения методического пособия

как средства формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики


Для оценки уровня сформированности профессиональных умений и навыков обучающихся по ПК 4.1. Выполнять монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов, ПК 4.2. Выполнять слесарную обработку простых деталей и ПК 4.3. Выполнять профилактическое обслуживание простых механизмов

Таблица основных показателей оценки результата и методы контроля умений и навыков модуля МДК.04.01 «Специальная технология» по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)



Таблица2

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля

ПК 4.1 Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов,

Демонстрация навыков ведения разборки. Ремонта и сборки простых узлов и механизмов

Соблюдение последовательности действий при разборке и сборке

Тестирование

Наблюдение и оценка мастером при проведение ремонтных работ

ПК 4.2. Слесарная обработка простых деталей и

Демонстрация навыков

Владения слесарным инструментом

Соблюдение технологического процесса слесарной обработки металлов

Наблюдение и оценка мастером при проведении слесарных работ

ПК 4.3. Профилактическое обслуживание простых механизмов

Демонстрация навыков диагностики и обнаружения неполадок

простого оборудования

Участие в планово-предупредительнох и капитальных ремонтах


Наблюдение и оценка мастером при проведении ремонтных работ



Учебно-методическое пособие использовано в период прохождения учебной практики по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник» для специальности 15.02.12 « Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования».

Критерий сформированности профессиональных умений и навыков

Таблица3


Показатели уровней

Критерии сформированности профессиональных умений и навыков


1уровень:

по изучению трудовых приемов


2уровень:

Трудовых операций ,трудовых процессов, в управлении технологическим процессом и развитие умений

 


3уровень:

творческие , проблемные задания для индивидуальной и групповой форм обучения для повышения уровня  самостоятельной деятельности и творческой активности

1/.поддерживать состояние рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места слесаря

знает треб охраны труда, но допускает недочеты в работе


знает и выполняет


знает и выполняет


2/.читать техническую документацию общего и специализированного назначения

понимает, читает, но допускает ошибки


понимает, читает правильно


понимает, читает, использует в работе


3/. выполнять операции слесарной обработки и контролировать качество выполняемых работ

умеет соблюдать

последовательность

действий и контроль в соответствие с тех. требованиями, но допускает брак


умеет правильно воспроизвести

трудовые

операции и контроль в соответствие с тех. требования


умеет самостоятельно воспроизвести трудовые

операции,

самоконтроль в работе


4 /.определять техническое состояние простых узлов и механизмов, замену и смазку деталей, профилактическое обслуживание простых механизмов

умеет,

обслуживает простые механизмы, но допускает брак в работе


умеет правильно

обслуживать простые механизмы


умеет самостоятельно обслуживать простые

механизмы,

самоанализ результатов



Для оценки сформированности профессиональных умений и навыков произведен срез в сентябре и декабре учебного года в одной группе(таблица4) В ней использовалось учебно-методическое пособие с по уровневыми заданиями. Результаты по выполнению приведены в таблице 3.

Таблица итоговых контрольных заданий. Контрольное задание 1 уровня (сентябрь)

Таблица4.

Уровни и содержание контрольных заданий

Показатели сформированности профессиональных умений и навыков обучающихся

1 уровень: по изучению простых трудовых приемов

Выполнить опиливание

базовой поверхности детали

«Подкладка» по письменной

Инструкции.



-знает треб охраны труда, но допускает недочеты в работе,

-понимает содержание тех документов, но допускает ошибки ,

- умеет соблюдать

последовательность

действий и контроль в соответствие с тех. требованиями, но допускает брак

2 уровень: упражнения на выполнение приемов, трудовых операций, трудовых процессов, в управлении технологическим процессом

Изготовить «Угольник» по

образцу(чертежу)



- знает треб охраны труда и выполняет их,

-понимает, читает правильно технологическую,

- умеет правильно воспроизвести

трудовые операции и контролирует в соответствие с тех. требования

3уровень: творческое задание

Прочитать сборочный

чертеж для изделия

«вороток механический»,

самостоятельно разработать эскизы деталей, технологию

изготовления деталей по образцу



-знает, выполняет требования охраны труда и контролирует других ,

-понимает, читает технологическую документацию и использует ее в работе,

- умеет самостоятельно воспроизвести трудовые операции и обеспечивает самоконтроль в работе








Таблица 5.

Ф.И.О. обучающегося

1.Агафонов С.А

11.БаклановМ.А.

21.Петров И.И.

2.Ахматова А.И

12.БелобровД.П.

22.СмирновА.А

3.ЯкуповВ. Р

13.Гудкова М.Е..

23.СкоковВ.И

4.Гнедько Д.А

14.Боровков Д.Е

24.Семенов В.П.

5.Коршиков И.А

15.МагомедовР.К.

6.Кузнецова С. А.

16.Насертдинов Р.К

7.Наруков Н.В

17.Саблуков С.Г

8.Позняков К.А

18.Сулимов А.С

9.Сергеев П.А

19.Чванова В.С

10.ЧекуровМ.Е.

20.ШматченкоС.Я.



Результат сформированности профессиональных умений и навыков

Таблица 6

Время измерения

Уровни сформированности профессиональных умений и навыка для группы (24 чел)

1

2

3

Сентябрь

42%(10 чел)

33%(8чел )

25%(6чел)

Декабрь

17%(4чел)

38%(9чел)

45%(11чел)

Результаты показали, что за счет применения в методическом пособии различных приемов, методов и способов обучения уровень сформированности профессиональных умений и навыков на декабрь месяц повысился : на втором уровне с 33,4 % (8чел) до 37,5 %(9чел), т.е на 5 %(1 чел), на третьем – с 25 %(6чел) до45%(11чел) т.е на 20% (5чел)

Следовательно:

На первом уровне произошло значительное снижение уровня на 6чел,на втором незначительное повышение уровня на 1 чел.

А на третьем уровне мы видим значительное повышение на 5 человек.

Динамика эффективности применения методического пособия

для формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения учебной практики:



Сентябрь 2018 Декабрь


Сентябрь- 1уровень:10чел, 2уровень:8чел, 3уровень:6 чел.

Декабрь - 1уровень:4чел, 2уровень:9чел, 3уровень:11чел












Заключение

1.Анализ литературы позволил нам изучить особенности применения

методических средств обучения при формировании профессиональных

умений и навыков обучающихся.

2.Разработана дидактическая основа методического пособия,

обеспечивающего процесс формирования профессиональных умений и

навыков обучающихся по профессии 18559 «Слесарь-ремонтник». Она

включает в себя :

1. Используется система поэтапная система организации профессиональной деятельности «снизу – вверх»:

2.Дифференцированный процесс обучения, т.е. применяется по уровневое и модульные обучение, при котором теоретический и практический материал в законченные блоки информации, а это позволяет рационально использовать время.

3.Оперативный контроль знаний, умений и навыка.

4.Развитие самостоятельной деятельности, что стимулирует познавательные, профессиональные интересы, развивает творческие способности и повышает качество обучения.

5.В работе представлен опыт применения методического пособия,

обеспечивающего формирование профессиональных умений и навыков

обучающихся на уроках учебной практики.

В целом, поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.










Список литературы

1. Андрусенко Г.П. Методические рекомендации по разработке учебно- методического обеспечения предмета и профессии. –Челябинск.,2004 С55-67.

2.  Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.; Педагогика, 1997 200 с.

3.Герцог Г.А. Учимся проводить исследование. Методология. Методика. Техника. – Челябинск,2003.С24-55; С65-77.

4. Материалы конференции экономического роста в России от 23.09. 2005г.// Российский союз промышленников и предпринимателей. - Москва, 2005.- С3

5.Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений.Москва.НПЦ «Профессионал-Ф» 2005С3,7,14.

6.Покушалова Л. В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/archive/27/2899/

7. Серкова Г.Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений. Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности.-Челябинск,2003. С25-34.

8. Серкова Г.Г. Развивающее обучение. Теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс. – Челябинск,20002.С30-44;С77-80.

9. Серкова Г.Г. Прихода Г.Е. Методические рекомендации по анализу учебных занятий теоретического и практического обучения и воспитания. – Челябинск, 2004.С4-18.

10. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. – Москва,2001. С40-43; С62-73.

11.Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов: (в схемах и таблицах). -М.: Академия, 2013. -126 с.

12.Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие. -М.: Форум-Инфра-М, 2013. -335 c.

13.Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2011. - 208 с.

14.Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие. - М.: Академия, 2013. -287 с

Приложение 1

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Симский механический техникум»


АТТЕСТАЦИОНЫЙ ЛИСТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ


1. ФИО обучающегося, ___________________________________________

_______________________________________________________________

№ группы, курс _________________________________________________

Специальность СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования »

2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Время проведения практики с «___»______20____ по «___»_____20____

в объеме____________ часов

4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время учебной практики:

Виды работ

Затраченное время

Оценка


Изготовление 10 подкладок для резцов с применением разметки и рубки





Изготовление зажимных и самозажимных хомутов с применением разметки, резки, гибки





Изготовление металлической тары трех типов размеров с применением разметки, резки, гибки





Изготовление шаблонов для контроля углов сверл и зубил с применением точной разметки, рубки и опиливания




Изготовление шаблонов для контроля углов резцов с применением точной разметки, рубки и опиливания




Изготовление угольника с применением точной разметки, опиливания





Изготовление ручных воротков с применением опиливания, сверления, рассверливание, распиливание и припасовки




Изготовление струбцин с применением опиливания, сверления, рассверливания распиливания, припасовка и нарезания резьбы




Изготовление кронштейнов с применением клепки




Комплексная работа

по изготовлению механических воротков и приспособлений для изготовления заклепок с применением нескольких видов слесарных операций





Комплексная работа

По черновой обработке наружных цилиндрических гладких и ступенчатых поверхностей





Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной практики ___

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________




Дата «_____»___________ 20 г.


Подпись руководителя практики

_____________________________/ФИО, должность, подпись/

Подпись ответственного лица организации (базы практики) ____________________________/ФИО, должность, подпись/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!