Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Зеленоградска»
( МАУ ДО «ДШИ г. Зеленоградска»)
Методическое сообщение
«Чтение нот с листа»
Преподаватель Огаркова Ирина Николаевна
В музыкальной школе ученику должны прививаться основные навыки, которые помогут ему в дальнейшем развитии и становлении музыканта. Развитием навыков чтения нот с листа необходимо заниматься уже с первого года обучения. Формирование навыков чтении нот с листа связано с последовательным решением целого комплекса практических и педагогических задач. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащегося, музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации игрового аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на грифе, развиваются двигательные навыки, формируется база для игры в ансамбле, оркестре. Чтение нот с листа развивает умение продолжительно концентрировать внимание, способствует закреплению навыков нотной грамоты, обогащению музыкальной памяти, формированию художественного вкуса учащегося.
Чтение нот с листа подразумевает сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам. Основная задача заключается в ознакомлении с произведением в общих чертах. Успешность чтения нот с листа зависит от знаний и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее он читает с листа. Важную роль здесь играет практика, опыт. Одно из главных условий, обеспечивающих правильный процесс чтения нот с листа, заключено в умении смотреть вперед и предслышать.
М.Н. Баринова охарактеризовала это как «разведка глазами». Формула процесса-«вижу-слышу-играю». Учащийся охватывает глазами небольшой отрывок текста, запоминает его, и только после этого начинает играть. В это время его глаза уже заняты следующим отрывком. Чем опытнее читающий, тем больше развит его внутренний слух, тем дальше он смотрит вперед при игре. «У лиц с высокоразвитым слухом, - пишет Б.М. Теплов в книге «психология музыкальных способностей», -имеет место непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия текста в зрительно-слуховое восприятие».
У неопытных читающих дистанция между играемым сокращается «до нуля». При этом, как правило, выпадает среднее звено формулы «вижу-слышу-играю». Зрительное восприятие нотного текста вызывает у таких учащихся лишь двигательный импульс, механическое исполнение. Чтобы процесс чтения нот с листа был осознанным, ему должна предшествовать подготовительная работа, в результате которой ученику необходимо выработать навыки быстрого узнавания положения нот на нотоносце и такого же быстрого нахождения соответствующих им ладов на инструменте.
Начинать чтение с листа надо с простейших музыкальных пьес. Второе существенное условие чтение нот с листа-неотрывность взгляда от нотного текста. Только при этом условии можно получить плавное, непрерывное исполнение. Неотрывность взгляда от текста тесно связана с умением играть, не глядя на руки, «вслепую». Неспособность учащегося на ощупь ориентироваться на грифе ведет к тому, что, отыскивая пальцами требуемые сочетания звуков, он встает перед необходимостью ежесекундно обращать свой взгляд на гриф. Отрываясь глазами от строчек, ребенок теряет тот фрагмент текста, который он исполняет в данный момент. Поэтому с первых же занятий на инструменте следует приучать ребенка не смотреть на гриф. Так как во время чтения с листа это играет существенную роль.
Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыка чтения с листа. Развивать его нужно тщательно и направленно. В процессе разучивания специальных упражнений у учащегося развивается осязательная ориентировка на грифе. Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления грифа, начинается в процессе исполнения гамм и упражнений.
В результате проигрывания специальных упражнений у учащегося развивается осязательная ориентировка на грифе. На материале гаммообразных построений, на материале арпеджио отрабатываются различные позиции на инструменте. Навык всегда развивается от простого к сложному. Отсюда следует, что на каждом этапе обучения имеет место соответствующая степень развития чтения нот с листа. Самым первым и наиболее простым навыком является процесс чтения отдельно взятой ноты. В дальнейшем навык развивается постепенным усложнением читаемого материала в зависимости от степени совершенства игровых навыков.
Чтению нот с листа должен предшествовать предварительный анализ музыкального произведения без проигрывания на инструменте. Сначала надо определить тональность и лад по ключевым знакам и заключительному аккорду или звуку. Определить жанр, характер пьесы. Обратить внимание, какие штрихи используются в данном произведении. Затем определить размер, темп, динамические оттенки, ознакомиться с ритмическими особенностями. Отметить начало и окончания фраз и мотивов. Выявит характерные особенности мелодии, это скачки, повторяющиеся мелодические обороты. Необходимо определить движение мелодии (гаммообразное или по звукам трезвучия). Обратить внимание на смену позиций. В дальнейшем обучении предварительный анализ музыкального произведения помогает учащимся для самостоятельной работы при разучивании более сложных пьес.
При работе над формированием навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения использовать следующие методы работы:
-учитель проигрывает мелодию, а ученик простукивает ритм
-преподаватель может начать играть мелодию, а ученик продолжить. Такой метод работы дает возможность соединять поочередную игру педагога и ученика в целостную мелодию произведения. В качестве материала для такой работы выбираются мелодии с поступенным движением голоса повторного строения. Такие , как русская народная песня «Во саду ли, в огороде», «Как пошли наши подружки» и т.д.
-среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, важную роль играет так называемый метод «фотографирование». Для этого ученику дается какой–либо отрезок текста (мотив, фраза), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. Впоследствии упражнение усложняется тем, что в момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. Сначала такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребенка увеличивается скорость восприятия и объем запоминания фрагментов. Для приобретения навыков чтения с листа важную роль играет правильный подбор учебного репертуара, который должен проводиться с учетом общего музыкального развития ученика. Как правило, пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых с учащимися по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов. Навыки чтения с листа развиваются особенно хорошо, если в пьесах есть повторяющиеся оборот, а также, если предлагаемый репертуар состоит из известных на слух мелодий (например, «Елочка», «Веселые гуси» и т.д.). В дальнейшем степень сложности музыкального материала должна соответствовать возможностям исполнителя для того, чтобы учащийся мог сыграть пьесу грамотно и выразительно. Весь курс обучения чтения нот с листа должен проводиться с учетом требования смежных музыкальных предметов( сольфеджио, хор, музыкальная литература). Владение навыком чтения нот с листа дает возможность ученикам знакомиться с различными образцами нотной литературы. При определенном уровне владения чтением нот с листа возможно «просмотреть, прочитать» глазами и внутренним слухом небольшое произведение, и,таким образом, создать для себя внутреннее представление о произведении. Умение читать с листа дает возможность ученику уже в начале обучения знакомиться с несложными мелодиями, дает возможность для самостоятельного применения полученных знаний и навыков. Именно самостоятельное грамотное проигрывание несложных пьес придает ученикам уверенность в своем исполнении, вызывает интерес и любознательность , служит стимулом для дальнейшей работы, для дальнейшей работы и дальнейшего развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Лысенко Н. Школа игры на четырехструнной домре
2.Михелис В.-Калинин А. Школа игры на четырехструнной домре
3.Л.А. Баренбойм. Путь к музицированию
4.Круглов В. Искусство игры на домре
5Александров А.Школа игры на трехструнной домре