СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы"»

По словам педагога-новатора Б.П. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер».

Одна из игровых технологий, которую я использую на своих уроках – «Кубик Блума»



Кубик Блума графически представлен в виде куба, на каждой из шести граней которого написано по одному из слов:
1. Назови
2. Почему
3. Придумай
4. Объясни
5. Подумай
6. Предложи

  Бенджамин Блум в своей книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания» предложил классифицировать педагогические цели. Автор пишет о трех основополагающих составляющих образовательной деятельности: когнитивная (познавательная), аффективная (эмоциональная) и психомоторная сферы. Б. Блум делает акцент на шести важнейших категориях познавательного процесса:

1. Знание (грань «Назови») – (Действия: определить, найти, выбрать, назвать, обозначить, пересказать, исключить, пронумеровать и т.д. Вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Как? Сколько?)
В этом блоке можно задавать вопросы относительно средств музыкальной выразительности произведения. Например, назови жанр, лад, темп, музыкальный размер пьесы, музыкальную форму и т.д. Вопросы об истории создания: Когда автор сочинил произведение? Сколько частей в произведении? Также предполагается определение части музыкального произведения, музыкальной темы.

2. Понимание – (грань «Почему») – (действия: сравнить, выразить, классифицировать, обобщить, объяснить, охарактеризовать, оценить, перефразировать, предположить, преобразовать, собрать. Вопросы: как сравнить? Как противопоставить? Какова главная мысль? Что означает? Как охарактеризовать?)
Здесь можно сформулировать следующие вопросы, и они уже становятся более интересными, требуют размышления детей: Почему здесь преобладает мажорный лад? Почему композитор выбрал трехчастную форму? Почему композитор решил обратиться к этой теме?

3. Применение (грань «Придумай») – (действия: придумать, воспроизвести, выполнить, изменить, изобразить, исследовать, определить, подготовить, разъяснить, собрать. Вопросы: Где можно использовать? Как можно использовать? Что можно изменить? Как можно изменить?)
Также весьма интересный блок вопросов, где можно развивать креативный потенциал детей. Вопросы могут быть примерно такого плана, например, как можно по-другому инструментовать эту пьесу? Как можно использовать это произведение в театральных постановках? Каким станет сочинение, если изменить в ней темп или другие средства музыкальной выразительности?

4. Анализ (грань «Объясни») – (действия: найти признаки, классифицировать, упорядочить, объединить, объяснить, противопоставить, разделить, разобрать, рассмотреть, сделать выводы, соединить, соотнести, сравнить. Вопросы: Как взаимосвязаны? Каковы причины? Найти части. В чем различия? Какие доказательства?)
Этот блок вопросов отчасти пересекается с блоком «Понимание», однако вопросы здесь формулируются таким образом, что однозначно сложно получить на них единственно верный ответ или их может быть несколько. Например, в чем различия циклов, посвященных временам года у Чайковского и, например, Вивальди? Есть ли какая-то последовательность в пьесах цикла? По какому признаку?

5. Оценка – (грань «Поделись») (действия: высказать мнение, комментировать, критиковать, обсудить, оценить. Вопросы: Как ты думаешь? Каково твое мнение? Как можно объяснить? По каким признакам это можно понять?)
Что тебе понравилось в этой пьесе, а что не понравилось? Как бы ты мог сочинить эту пьесу? О чем?

6. Создание – (грань «Предложи») (действия: придумать, нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению, сочинить рассказ, стихотворение, сделать презентацию, создать театрализацию и т.д.).