Методика чтения художественного произведения в начальной школе.
Оформила презентацию
учитель начальных классов
Романова А.Н.
Современная методика чтения выделяет три этапа работы над текстом:
- Первичный синтез
- Анализ
- Вторичный синтез
При этом центральным звеном урока чтения
является анализ произведения под
руководством учителя. Ему предшествует
первичный синтез произведения,
который складывается из подготовительной
работы, первичного восприятия текста
и проверки первичного восприятия
(или первичного анализа).
Остановимся на каждом из этапов более подробно. М. Р. Львов, В. В. Горецкий, О. В. Сосновская предлагали разделить все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, на две группы:
- Компенсирующие несформированной типа правильной читательской деятельности;
2) Формирующие тип правильной читательской деятельности
Компенсирующие несформированной типа правильной читательской деятельности;
Формирующие тип правильной читательской деятельности
- Предварительное рассматривание иллюстраций
- Работу с названием произведения,
- Выделение из текста ориентирующих слов.
Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. Во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к читательскому опыту. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей.
Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало.
Словарная работа – вид деятельности, которая обязательно присутствует на уроках чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения.
Для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства :
- чтение малых фольклорных жанров,
- показ репродукции картин,
- демонстрацию слайдов, фото,
- прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.
В перечисленных видах работы
активная роль принадлежит учителю,
ученики – пассивны .
Приемы , формирующие правильный тип читательской деятельности , предполагают активную роль ученика.
Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения по теме предстоящего чтения.
Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст: разделен ли на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы.
Следует приучить детей прочитывать первое или последнее предложение текста или каждой части, если есть рубрикация.
Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят на диалог с текстом.
Такой вид работы задает читателю определенный тип деятельности с
текстом.
Постепенно, осваивая его, ребенок сможет повторить все действия самостоятельно.
Такие действия помогут учащимся подготовить себя к восприятию произведения, опираясь только на элементы книги.
Первичное восприятие текста, обеспечивается такими приемами, как:
- чтение учителем вслух,
- чтение текста специально подготовленными детьми,
- чтение детьми по цепочке,
- комбинированное чтение.
Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.
Самый удобный прием для этого – беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть три – четыре, не более. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа прежде всего должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.
Например, можно обратиться к детям с вопросами:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало вашу улыбку?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т. п.
Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром для анализа произведения.
В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание произведения
Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ.
Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя.
Такой принцип обуславливается особенностями художественной литературы как вида искусства и диктуется психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками.
М. П. Воюшина выделила систему умений при анализе произведения, включающую в себя:
а) умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
б) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
в) умение устанавливать причинно-следственные связи;
г) умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;
д) умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения;
е) умение осознать идею произведения.
Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, то есть понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, выбрать собственное отношение к читаемому.
Ошибочным следует признать такой порядок работы, когда учитель сначала задает по всему тексту вопросы, выявляющие факты произведения, затем вопросы на подтекст и, наконец, вопросы на уяснение собственного отношения к читаемому. По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения, только после этого читается и анализируется следующая часть ..
Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям
Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдения за изобразительно - выразительными средствами языка произведения.
По мнению О. В. Кубасовой, «основной элемент художественной литературы – образ » С. П. Редозубов выделяет ряд приемов, которые помогают учащимся достигнуть яркого восприятия художественных образов.
К ним относятся:
1) предварительная беседа или рассказ учителя в целях введения учащихся не только в тему произведения, но и в ту эпоху и среду, которая изображается автором;
2) выразительное чтение произведения самим учителем, благодаря которому многое в прочитанном становится совершенно понятным детям без дальнейших разъяснений;
3) работа над изобразительными средствами языка художественных произведений (в единстве с раскрытием их содержания);
4) выборочное чтение отрывков произведения;
5) последующая работа в классе над выразительностью чтения произведения учащимися.
Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет.
Существует ряд приемов, которые помогают организовывать работу над характеристикой персонажа.
Перечислим некоторые из них:
1) учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;
2) детям предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя
3) сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений.
Третьим этапом работы над художественным произведением является вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
На этапе обобщения обычно используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
Перечитывание – это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, перечитать понравившиеся отрывки. Обращение к тексту должно быть оправданно какой-либо новой поставленной задачей, например подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению.
Развитию воссоздающего воображения способствуют творческие виды работ, к которым относятся словесное и графическое рисование, анализ и иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.
Формирование у детей правильного, полноценного восприятия
художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы.
Спасибо за внимание!