Методика использования алгоритмов на уроках русского языка
В начальных классах изучается ряд грамматических обобщений и орфографических правил, имеющих сложную основу применения, требующих от учащихся усвоения логики изучаемых явлений, овладения технологией их разграничения: проверяемые безударные гласные, звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные в корнях слов, приставка и предлог, буквы ь и ъ и т. п.
Чтобы применить такое правило, ученик должен самостоятельно осуществить эксперимент — выполнить ряд последовательных действий. Так, при изучении правила о произношении и обозначении на письме звонких и глухих согласных состав и последовательность операций в связи с правилом таковы:
- произнеси правильно слово;
- найди букву, требующую проверки (опознавательный этап — «узнай орфограмму»);
- измени слово или подбери родственное, в котором этот проверяемый согласный звук стоял бы перед гласным;
- сравни проверочное и проверяемое слова, установи написание (разрешающий этап).
В практике обучения при работе над таким материалом обычно правило сообщают, а способ применения не указывают. Поэтому дети вынуждены самостоятельно вырабатывать пункты логического анализа при решении таких задач, овладевать технологией применения правила. Большинству младших школьников это не под силу.
Успешному овладению таким сложным материалом содействует применение в процессе обучения алгоритмов. Учебный алгоритм (демонстрационная таблица-схема) состоит из отдельных «шагов» — операций, действий, размещенных в определенной последовательности, обусловленной характером и логикой изучаемого материала:
Алгоритм № 1.
Употребление букв ь и ъ. 1. Произнеси отчетливо слово. 2. Определи, нужны ли буквы ь или ъ (произносим ли [й'] между согласным и гласным). 3. Находится ли эта буква после приставки на согласный перед буквами е, ё, я? Нет. Да. Пиши ь. Пиши ъ. |
Алгоритм № 2.
Определение падежа имени существительного 1. Найди в предложении слово, от которого к существительное можно поставить вопрос. -
Поставь вопрос от этого слова к существительному. -
По вопросу и окончанию определи падеж имени существительного. |
Алгоритм № 3.
Имена существительные женского и мужского рода с шипящим в конце. 1. Найди слово с шипящим в конце. 2. Поставь к нему вопрос кто? или что? 3. Является ли оно именем существительным? -
Определи, какого рода это имя существительное. Женского рода Мужского рода Пиши с ь Пиши без ь |
Алгоритм № 4.
Приставка и предлог Можно ли между выделенной частичкой и следующим за ней словом (или частью его) вставить другое слово? Нет Да Приставка, Предлог, пиши слитно со словом пиши отдельно от слова |
Использование алгоритмов эффективно в том случая если правило имеет сложную логическую основу применения (непроизносимые, звонкие и глухие согласные в корне); если в правиле предполагается двухвариантное решение грамматико-орфографической задачи (личные окончания глаголов, -ться и -тся и т. п.).
Работа по алгоритму требует специальной подготовки учащихся. Содержание этой подготовки подсказывается «шагами» алгоритма: перед изучением темы «Употребление ь и ъ» необходимо поупражнять детей в выделении словах звуковой ситуации «с. + й' + гл.» (на слух), повторить состав слова; безударные гласные в корне — состав слова» ударение, ударные и безударные слоги и т. п.
Алгоритм можно использовать на этапе представления материала, закрепления его и повторения. Методика объяснения материала с применением алгоритма может быть различной:
1. Учащиеся читают правило по учебнику, отвечают на вопросы учителя (выясняется понимание содержания правила) выполняют далее начальные упражнения в учебнике, затем учитель знакомит детей с порядком действий по правилу (используется демонстрационная наглядность с записанным на ней алгоритмом). «Шаги» (действия) этой логической модели учитель может сообщить сам или же в процессе беседы учащиеся формулируют их с его помощью. Затем учитель показывает, как надо применять проанализированную схему к конкретным словам.
2. Учитель записывает на доске название темы, выполняются далее задания (объяснение написания выделенных букв, форм слов; заполнение пропусков и т. п.), далее учитель знакомит детей с алгоритмом и методикой применения его к конкретным словам.
Общим в описанных двух способах применения алгоритмов является знакомство с готовыми схемами применения правил.
3. После предварительной подготовки учащихся к работе над алгоритмами (чтение правила, беседа по содержанию его, выполнение первоначальных упражнений, формулирование правила) учитель составляет его вместе с учащимися, записывает каждый «шаг», указывая на доске с помощью стрелок ход мыслей. При таком способе обучения обеспечивается хорошее понимание, быстрое запоминание модели правила.
Иногда в ходе объяснения орфограмм исключаются некоторые «шаги» алгоритма. Это объясняется методикой упражнений. Например, в слуховом предупредительном диктанте при использовании алгоритма «Буквосочетания цы и ци в словах» выпадает первый «шаг» («Произнеси слово с буквосочетанием цы или ци»), так как его выполняет учитель. В таком случае в процессе письма дети решают остальную часть алгоритма.
Алгоритмы следует систематически применять в работе с теми учащимися, которые не усваивают изучаемое правило.
Использование алгоритмов правил в процессе обучении помогает детям овладеть рациональными приемами мышления, что необходимо для сознательного усвоения знаний и успешного формирования орфографических действий.