СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования алгоритмов на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование алгоритмов на уроках русского языка значительно повышает уровень усвоения теоретического материала, а также помогает ученикам использовать теорию на практике.

Просмотр содержимого документа
«Методика использования алгоритмов на уроках русского языка»

Методика использования алгоритмов на уроках русского языка

В начальных классах изучается ряд грамматических обобщений и орфографических правил, имеющих сложную основу применения, требующих от учащихся усвоения ло­гики изучаемых явлений, овладения технологией их разгра­ничения: проверяемые безударные гласные, звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные в корнях слов, при­ставка и предлог, буквы ь и ъ и т. п.

Чтобы применить такое правило, ученик должен самостоятельно осуществить эксперимент — выполнить ряд последовательных действий. Так, при изучении правила о произношении и обозначении на письме звонких и глухих согласных состав и последова­тельность операций в связи с правилом таковы:

- произнеси правильно слово;

- найди букву, требующую проверки (опо­знавательный этап — «узнай орфограмму»);

- измени слово или подбери родственное, в котором этот проверяемый со­гласный звук стоял бы перед гласным;

- сравни проверочное и проверяемое слова, установи написание (разрешающий этап).

В практике обучения при работе над таким материалом обычно правило сообщают, а способ применения не указы­вают. Поэтому дети вынуждены самостоятельно выраба­тывать пункты логического анализа при решении таких задач, овладевать технологией применения правила. Боль­шинству младших школьников это не под силу.

Успешному овладению таким сложным материалом со­действует применение в процессе обучения алгоритмов. Учебный алгоритм (демонстрационная таблица-схема) со­стоит из отдельных «шагов» — операций, действий, разме­щенных в определенной последовательности, обусловлен­ной характером и логикой изучаемого материала:


Алгоритм № 1.

Употребление букв ь и ъ.

1. Произнеси отчетливо слово.


2. Определи, нужны ли буквы ь или ъ (произносим ли [й'] между согласным и гласным).



3. Находится ли эта буква после приставки на согласный перед бук­вами е, ё, я?

Нет. Да.



Пиши ь. Пиши ъ.


Алгоритм № 2.

Определение падежа имени существительного

1. Найди в предложении слово, от которого к существительное можно поставить вопрос.

  1. Поставь вопрос от этого слова к существительному.

  2. По вопросу и окончанию определи падеж имени существительного.




Алгоритм № 3.




Имена существительные женского и мужского рода с шипящим в конце.



1. Найди слово с шипящим в конце.


2. Поставь к нему вопрос кто? или что?


3. Является ли оно именем существительным?


  1. Определи, какого рода это имя существительное.


Женского рода Мужского рода


Пиши с ь Пиши без ь



Алгоритм № 4.



Приставка и предлог


Можно ли между выделенной частичкой и следующим за ней сло­вом (или частью его) вставить другое слово?



Нет Да


Приставка, Предлог,

пиши слитно со словом пиши отдельно от слова


Использование алгоритмов эффективно в том случая если правило имеет сложную логическую основу применения (непроизносимые, звонкие и глухие согласные в корне); если в правиле предполагается двухвариантное решение грамматико-орфографической задачи (личные окончания глаголов, -ться и -тся и т. п.).

Работа по алгоритму требует специальной подготовки учащихся. Содержание этой подготовки подсказывается «шагами» алгоритма: перед изучением темы «Употребле­ние ь и ъ» необходимо поупражнять детей в выделении словах звуковой ситуации «с. + й' + гл.» (на слух), повторить состав слова; безударные гласные в корне — состав слова» ударение, ударные и безударные слоги и т. п.

Алгоритм можно использовать на этапе представления материала, закрепления его и повторения. Методика объяснения материала с применением алгоритма может быть различной:

1. Учащиеся читают правило по учебнику, отвечают на вопросы учителя (выясняется понимание содержания правила) выполняют далее начальные упражнения в учебнике, затем учитель знакомит детей с порядком действий по правилу (используется демонстрационная наглядность с за­писанным на ней алгоритмом). «Шаги» (действия) этой логической модели учитель может сообщить сам или же в процессе беседы учащиеся формулируют их с его помо­щью. Затем учитель показывает, как надо применять про­анализированную схему к конкретным словам.

2. Учитель записывает на доске название темы, вы­полняются далее задания (объяснение написания выделенных букв, форм слов; заполнение пропусков и т. п.), далее учитель знакомит детей с алгорит­мом и методикой применения его к конкретным словам.

Общим в описанных двух способах применения алгорит­мов является знакомство с готовыми схемами применения правил.

3. После предварительной подготовки учащихся к работе над алгоритмами (чтение правила, беседа по содержанию его, выполнение первоначальных упражнений, формулиро­вание правила) учитель составляет его вместе с учащимися, записывает каждый «шаг», указывая на доске с помощью стрелок ход мыслей. При таком способе обуче­ния обеспечивается хорошее понимание, быстрое запоми­нание модели правила.

Иногда в ходе объяснения орфограмм исключаются не­которые «шаги» алгоритма. Это объясняется методикой упражнений. Например, в слуховом предупредительном диктанте при использовании алгоритма «Буквосочетания цы и ци в словах» выпадает первый «шаг» («Произнеси слово с буквосочетанием цы или ци»), так как его выпол­няет учитель. В таком случае в процессе письма дети ре­шают остальную часть алгоритма.

Алгоритмы следует систематически применять в работе с теми учащимися, которые не усваивают изучаемое правило.

Использование алгоритмов правил в процессе обучении помогает детям овладеть рациональными приемами мышления, что необходимо для сознательного усвоения знаний и успешного формирования орфографических действий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!