МОУ «Чернослободская ОШ»
село Чёрная Слобода
Шацкий район
Рязанская область
В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала. Да и сдача основной государственной аттестации (ОГЭ) проводится в тестовой форме.
В то же время нельзя сказать, что тесты являются главной формой проверки усвоения навыков и умений. Вместе с тем, по сравнению с традиционными формами контроля, они имеют целый ряд преимуществ, причём как с точки зрения деятельности учителя, так и деятельности учащихся.
Применение тестов позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях, найти пути преодоления возникающих проблем.
Тесты являются эффективным средством для самоконтроля. Они помогают учащемуся самостоятельно разобраться в том, какие у него пробелы в той или иной пройденной теме. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения.
В целях выявления уровня подготовленности учащихся в своей работе я использую тесты разного уровня сложности. Чтобы ответить на основные вопросы, детям достаточно обладать знаниями предмета в рамках школьной программы. Для ответа на вопросы повышенной сложности требуются дополнительные знания, как приобретённые на уроке в процессе рассказа учителя, так и при самостоятельном чтении рекомендуемой научно-популярной литературы. Из выше написанного видно, что применение тестов даёт возможность использовать элементы дифференцированного подхода при контроле за процессом усвоения получаемых знаний.
Итак для проверки знаний и умений и навыков, учащихся по математике я используются тестирование, как одну из форм контролирования изучаемого материала.
В своей работе я использую различные виды тестов.
Первый вид тестов – предполагает заполнение пропусков таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Этот тест я применяю для проверки теоретических знаний. Такой вид тестов можно использовать во всех классах, начиная с 5 класса.
Тестирование я провожу начиная с первых уроков в 5 классе ( с вводного тестирования) т.д.
Второй вид тестов – это тест, когда ученик должен установить истинно или ложно каждое из предложенных заданий.
Например: Выберите верное утверждение.
а)
=4 : 5;
б) при вычитании дробей с одинаковыми знаменателями числители вычитаются, а знаменатели складываются;
в) любое смешанное число можно представить в виде правильной дроби;
г) дробная часть смешанного числа всегда больше его целой части;
д) любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным знаменателем.
Где учащиеся должны просто дать ответ «да», или «нет» или выбрать верное утверждение.
Третий вид тестов предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный ответ. Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми. Набор ответов должен быть легко обозримым для учащихся. В своей работе я больше использую третий вид теста, особенно по математике в 5-6 классов в теме: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби». Эти тесты я часто даю в устных упражнения. У учеников этого возраста вызывает интерес, если правильные ответы стоят под буквами, и если их написать рядом, то получится зашифрованное слово.
Тесты, как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих: 1) учитывать индивидуальные особенности учащихся, проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала, оживить процесс обучения, сэкономить учебное время.
При составлении тестовых заданий я придерживаюсь следующих правил:
Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
Избегаю вводных фраз или предложений.
Неправильные ответы должны быть разумные, умело подобранные, не должно быть явных неточностей, подсказок.
Не следует задавать вопросы, которые вводят в заблуждение учащихся.
Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
Избегаю повторения.
Вывод: тестовые задания должны:
- соответствовать содержанию учебного материала;
- быть составлены с учётом соответствующих правил;
- быть проверены на практике;
- быть ясными испытуемому.
Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки.
Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов. К этим шести видам может быть сведено всё многообразие существующих заданий без ущерба для их качества.
Основным преимуществом тестовой формы контроля является его объективность и экономичность, так как тест позволяет за короткое время провести более широкий и более глубокий контроль по усвоению материала, на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих.
Выигрыш во времени позволяет мне проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, даёт возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. Кроме того, я провожу «реабилитирующий» тест для тех, кто не справился с ранее предложенным материалом.
Подготовка и проведение проверки с помощью тестов является непростым делом и требует больших затрат времени, сил и средств у учителя.
При составлении тестов, я учитываю следующее:
Каковы цели обучения данного курса;
Каковы знания учащихся по пройденной теме (тесты должны соответствовать требованиям, предъявляемые к обязательным результатам обучения; тесты должны соответствовать задачам обучения, помогать в учении и реализовывать функции обучения.)
За время своей работы я накопила следующие виды тестов:
Устные тесты (выявляют уровень знаний в начале обучения);
Учебные (направленные на усвоение знаний в процессе обучения);
Диагностические (выявляют трудности в обучении);
Итоговые (тест – умения и навыков).
Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его, но в то же время существенным недостатком тестовой формы контроля, является то, что в результате выполнения нельзя получить информацию о ходе размышления учащихся, так как известен только конечный результат и есть вероятность выбора ответа наугад, поэтому тестами не заменяю полностью «классический» контроль.
Тестовый контроль в процессе обучения стимулирует труд у учащихся, выявляет пробелы на каждом уроке, способствует повышению продуктивности труда учеников, но существуют и методические ограничения, дает возможность оценить усвоение лишь отдельных элементов содержания учебной темы, нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен. Появление мультимедийных систем и комплексных обучающих программ позволило более активно внедрять компьютеры в образовании. Если раньше общение с компьютером ограничивалось уроками информатики, то новые современные технологии позволяют использовать персональный компьютер в преподавании различных школьных предметов. Я использую компьютерные технологии на различных типах уроков:
комбинированном;
при изучении нового материала;
на этапе закрепления знаний;
на уроках контроля и оценки знаний.
Тестовый контроль в процессе обучения стимулирует труд у учащихся, выявляет пробелы на каждом уроке, способствует повышению продуктивности труда учеников, но существуют и методические ограничения. Тест дает возможность оценить усвоение лишь отдельных элементов содержания учебной темы и нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.
Я считаю, что лишь разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дают объективный результат о знаниях, умениях, навыках, приобретёнными учащимися в процессе обучения.