СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изложения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной призентации представлен теорретический материал по методике изложения в начальной школе. Так же представлен разбор тескта изложения "Воробей на часах". Предсталвена словарная работа по тексту произведения и возможные варианты плана. 

Просмотр содержимого документа
«Методика изложения в начальной школе.»

Методика изложения в начальной школе. Составил учитель начальных классов Набережнева Е.В. ГОБОУ «АШИ № 4»

Методика изложения в начальной школе.

Составил учитель начальных классов Набережнева Е.В.

ГОБОУ «АШИ № 4»

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность. Изложение  проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы.
  • Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность.
  • Изложение  проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами.
  • Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы.
Методика проведения изложения. 1.Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста. 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя. Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

Методика проведения изложения.

  • 1.Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.
  • 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя. Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.
3.Повторное прочтение текста. Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть. 4.Составление плана текста. Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на  доске . 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций.  Запись на доске   слов и словосочетаний , требующих особого внимания учащихся. 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста.  На доске  записываются  опорные слова для каждого пункта плана .
  • 3.Повторное прочтение текста. Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.
  • 4.Составление плана текста. Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на  доске .
  • 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций.  Запись на доске   слов и словосочетаний , требующих особого внимания учащихся.
  • 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста.  На доске  записываются  опорные слова для каждого пункта плана .
7.Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам. 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз. 9.Самостоятельное написание изложения. При необходимости оказывается индивидуальная помощь. 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися. 11. Проверка изложения учителем. Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом: ✓  точности и последовательности передачи содержания текста; ✓  ошибок в построении предложений; ✓  неправильного употребления слов; ✓  наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
  • 7.Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
  • 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.
  • 9.Самостоятельное написание изложения. При необходимости оказывается индивидуальная помощь.
  • 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
  • 11. Проверка изложения учителем. Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:
  • ✓  точности и последовательности передачи содержания текста;
  • ✓  ошибок в построении предложений;
  • ✓  неправильного употребления слов;
  • ✓  наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
12. Работа над ошибками. Проводится на следующем уроке. Работа организуется следующим образом: ✓  учитель зачитывает первоначальный текст изложения; ✓  учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.; ✓  учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются; ✓  учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него; ✓  осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками; ✓  организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
  • 12. Работа над ошибками. Проводится на следующем уроке.
  • Работа организуется следующим образом:
  • ✓  учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
  • ✓  учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
  • ✓  учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
  • ✓  учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
  • ✓  осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
  • ✓  организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
«Воробей на часах»  В саду по дорожкам прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке и охранял малышей.       Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума.  Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.      Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.       Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их. Где прыгали молодые воробьи? Кто уселся высоко на ветку? Что делал старый воробей? Кто появился? Как назван ястреб? Как летит хищник? Кто заметил злодея? С какого предложения начинается эта часть? Как защитил воробей птенцов от лютого зверя?  Как воробьята отозвались на сигнал? Чем заканчивается история?

«Воробей на часах»

В саду по дорожкам прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке и охранял малышей.  

    Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума.  Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. 

    Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах. 

   

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Где прыгали молодые воробьи? Кто уселся высоко на ветку? Что делал старый воробей?

Кто появился? Как назван ястреб? Как летит хищник? Кто заметил злодея?

С какого предложения начинается эта часть?

Как защитил воробей птенцов от лютого зверя?

Как воробьята отозвались на сигнал?

Чем заканчивается история?

На доске. План: 1) Старый воробей охраняет малышей. По дорожкам, молодые, уселся. 2) Появился ястреб. Лютый враг, тихо, увидал злодея, следит. 3) Тревога . Ближе, тревожно, зачирикал, разом, скрылись. 4) Воробей снова на часах. Улетел, весело, прыгают, сторожит. Воробей- часовой. Воробьята – птенцы, малыши. Ястреб- лютый враг, злодей, хищник.

На доске.

План:

1) Старый воробей охраняет малышей. По дорожкам, молодые, уселся.

2) Появился ястреб. Лютый враг, тихо, увидал злодея, следит.

3) Тревога . Ближе, тревожно, зачирикал, разом, скрылись.

4) Воробей снова на часах. Улетел, весело, прыгают, сторожит.

  • Воробей- часовой.
  • Воробьята – птенцы, малыши.
  • Ястреб- лютый враг, злодей, хищник.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!