СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика литературного анализа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План, представленный в презентации, поможет полно и логически связно проанализировать художественный текст

Просмотр содержимого документа
«Методика литературного анализа»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Алгоритм литературоведческого анализа прозаического текста  Тема, проблема(проблематика) и идейная позиция автора. Метод, направление. Жанровая специфика произведения. Образ героя (тип героя). Система образов. Особенности стиля автора. Особенности композиции и сюжета.

Алгоритм литературоведческого анализа прозаического текста

  • Тема, проблема(проблематика) и идейная позиция автора.
  • Метод, направление.
  • Жанровая специфика произведения.
  • Образ героя (тип героя).
  • Система образов.
  • Особенности стиля автора.
  • Особенности композиции и сюжета.
Тема – предмет художественного изображения  вечная  национальная  историческая  внутрилитературная (процесс творчества)

Тема – предмет художественного изображения

  • вечная
  • национальная
  • историческая
  • внутрилитературная (процесс творчества)
Проблема – острое жизненное противоречие между существующим и должным  личность – общество  человек – история  человек – человек  человек – природа  творец - искусство

Проблема – острое жизненное противоречие между существующим и должным

  • личность – общество
  • человек – история
  • человек – человек
  • человек – природа
  • творец - искусство
Проблематика – совокупность проблем  социально-политическая  культурно-бытовая  нравственно-этическая  национально-историческая  мифологическая  философская

Проблематика – совокупность проблем

  • социально-политическая
  • культурно-бытовая
  • нравственно-этическая
  • национально-историческая
  • мифологическая
  • философская
Пафос – эмоционально-оценочное отношение автора к изображаемому  утверждающий  оправдывающий  возносящий  отрицающий

Пафос –

эмоционально-оценочное отношение автора к изображаемому

  • утверждающий
  • оправдывающий
  • возносящий
  • отрицающий
Виды пафоса  героический  сатирический  комический  драматический  трагический  сентиментальный  романтический

Виды пафоса

  • героический
  • сатирический
  • комический
  • драматический
  • трагический
  • сентиментальный
  • романтический
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Идея – авторская концепция мира и человека в нём

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Идея – авторская концепция мира и человека в нём

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм Социалистический реализм Постмодернизм Неореализм

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

  • Классицизм
  • Сентиментализм
  • Романтизм
  • Реализм
  • Модернизм
  • Социалистический реализм
  • Постмодернизм
  • Неореализм
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (эпические) Очерк Притча Новелла Рассказ Повесть Роман (роман-эпопея) Римейк( новая версия ранее созданного произведения ) Травестия( переделка трагедии в комедию, фарс) Утопия (антиутопия) Киберпанк

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (эпические)

  • Очерк
  • Притча
  • Новелла
  • Рассказ
  • Повесть
  • Роман (роман-эпопея)
  • Римейк( новая версия ранее созданного произведения )
  • Травестия( переделка трагедии в комедию, фарс)
  • Утопия (антиутопия)
  • Киберпанк
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (лирика) Ода Стихотворение Элегия Песня Дума Послание Эпиграмма Эпиталама Танка (танкетка)

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (лирика)

  • Ода
  • Стихотворение
  • Элегия
  • Песня
  • Дума
  • Послание
  • Эпиграмма
  • Эпиталама
  • Танка (танкетка)
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (драма) Трагедия Драма Комедия Мистерия Мелодрама Фарс Водевиль Трагикомедия

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (драма)

  • Трагедия
  • Драма
  • Комедия
  • Мистерия
  • Мелодрама
  • Фарс
  • Водевиль
  • Трагикомедия
ТИПЫ ГЕРОЕВ Положительный герой «Лишний» человек «Маленький» человек «Босяк» «Чудик» Антилидер Намеренный несчастливец

ТИПЫ ГЕРОЕВ

  • Положительный герой
  • «Лишний» человек
  • «Маленький» человек
  • «Босяк»
  • «Чудик»
  • Антилидер
  • Намеренный несчастливец
АВТОРСКИЙ СТИЛЬ Устойчивая общность художественной системы, манеры письма автора. Общность средств художественной выразительности конкретного автора. Соотношение между индивидуальным стилем автора и историческим стилем эпох и направлений. Сквозной принцип построения произведения, создающий целостность, единый тон и колорит.

АВТОРСКИЙ СТИЛЬ

  • Устойчивая общность художественной системы, манеры письма автора.
  • Общность средств художественной выразительности конкретного автора.
  • Соотношение между индивидуальным стилем автора и историческим стилем эпох и направлений.
  • Сквозной принцип построения произведения, создающий целостность, единый тон и колорит.
КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Скрепляет элементы формы, соподчиняя их идее. Внешняя композиция ( в прозе - деление на части и главы, в драматургии - на акты, картины, явления). Внутренняя композиция ( пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром.
  • Скрепляет элементы формы, соподчиняя их идее.
  • Внешняя композиция ( в прозе - деление на части и главы, в драматургии - на акты, картины, явления).
  • Внутренняя композиция ( пролог, экспозиция,

завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Сюжет – это история характера , показанная в конкретной системе событий. Художественной основой сюжета является конфликт. Основная схема событий в последовательности их развития. Принципы построения сюжета: временной ( хроникальный) и концентрический (сконцентрированный на едином конфликте). Сюжет – основной элемент семантики текста (образного мира).

СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Сюжет – это история характера , показанная в конкретной системе событий.
  • Художественной основой сюжета является конфликт.
  • Основная схема событий в последовательности их развития.
  • Принципы построения сюжета: временной ( хроникальный) и концентрический (сконцентрированный на едином конфликте).
  • Сюжет – основной элемент семантики текста (образного мира).
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Вводные эпизоды( не связанные с сюжетом). Лирические отступления (лирические, философские, публицистические). Художественное предварение (сцены, которые предваряют дальнейшее развитие событий). Художественное обрамление (сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение).

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  • Вводные эпизоды( не связанные с сюжетом).
  • Лирические отступления (лирические, философские, публицистические).
  • Художественное предварение (сцены, которые предваряют дальнейшее развитие событий).
  • Художественное обрамление (сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение).
ФАБУЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Фабула - по-латыни значит « рассказ, повествование». Фабула – это манипуляция с художественным временем. Фабула – это конкретное развитие событий, т.е. композиционная сторона произведения. Фабула оформляет сюжет, выражает его, является его формой. Фабула – основа композиции образного мира. Сюжет кончается развязкой, а фабула – финалом.

ФАБУЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Фабула - по-латыни значит « рассказ, повествование».
  • Фабула – это манипуляция с художественным временем.
  • Фабула – это конкретное развитие событий, т.е. композиционная сторона произведения.
  • Фабула оформляет сюжет, выражает его, является его формой.
  • Фабула – основа композиции образного мира.
  • Сюжет кончается развязкой, а фабула – финалом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!