Методика написания сочинения с использованием психологического анализа произведения.
С учетом требований государственного образовательного стандарта обучающиеся должны в совершенстве владеть методикой написания сочинения. Данные умения необходимо формировать начиная с младших классов и оттачивать их на протяжении всего времени обучения. Стандартные методики не всегда эффективны при работе с обучающимися –осужденными . Плохая память, отсутствие навыков структурированного мышления , неумение четко излагать мысли - все эти проблемы требуют специального подхода в обучении написанию сочинения.
При работе с данной категорией обучающихся главное найти их сильные стороны. Большинство обучающихся являются визуалами , практически все считают себя хорошими психологами, практически всех волнуют именно социальные проблемы. На этой основе и необходимо формировать навыки написания сочинения.
Перед началом работы над сочинением обучающийся должен хорошо изучить содержание произведения. Начинать работу необходимо с маленьких произведений. Объёмное произведение изначально может вызывать психологический дискомфорт и отторжение у обучающегося.
Второй этап работы – презентация. Методика представленная в ярких образах, картинках и схемах лучше запоминается обучающимися.
План урока и презентация.
Цель урока: изучить основные требования предъявляемые к сочинениям, научиться представлять структуру сочинения, научиться подбирать материала к сочинению.
Оборудование: компьютер, плазменная панель, презентация, памятки доска.
На доске: число, вид работы, тема (оформляется перед уроком)
Ход урока:
1Обозначается тема урока
2 Обозначаются цели урока.
3 Психологический момент (предлагаю обучающимся самим ответить на вопрос - зачем нужно уметь писать сочинения?, для чего в современном обществе нужно уметь выражать свои мысли? , где это может пригодиться?
4 Содержательный момент по презентации
Что нужно для написания хорошего сочинения?
1. Знать текст.
2. Уметь анализировать.
3. Уметь работать с критической литературой.
4. Иметь собственную точку зрения.
С чего начать?
Тема сочинения
Выбирая тему сочинения ориентируйтесь на: 1
1) Эмоциональный интерес к проблеме
2) Доступность темы
3) Доступность критической литературы
План и эпиграф
Вступление.
Основная часть.
Заключение.
Эпиграф - слова о герое или произведении.
Должен соотноситься с текстом
Должен точно воспроизводить высказывание (авторские знаки).
Должен содержать фамилию , инициалы автора.
Что нужно знать?
Знание текста.
Сюжет (последовательность событий)
События и эпизоды (конфликт, проблемы)
Значимые высказывания.
Представление об эпохе.
Мировоззрения писателя.
Умение анализировать
Правильно осветить тему сочинения
Ответить на поставленные вопросы
Не пересказывать текст !
Выбрать стиль
Научный (аналитическая тема) Анализ образов , деталей , использование критической литературы.
Публицистический (авторский подход ) проблема нравственного выбора , яркая образная речь, разнообразные тропы , индивидуальность в изложении.
Пример. Анализируя образ Раскольникова автор высказывает своё мнение с особой экспрессией.
Композиция (сложный план)
Вступление – введение в тему или проблему.
Основная часть – логическое рассуждение по теме
1. умение анализировать 2. логично излагать 3. плавно переходить от мысли к мысли.
Заключение – выводы по теме, авторское мнение.
После презентации каждый ученик получает лист со структурой сочинения и требованиями (так закрепляются знания полученные из презентации и переводятся из кратковременной в долговременную память ).
Так как все обучающиеся считают себя хорошими психологами – им предлагается психологически проанализировать произведение, сюжет, героев. Составить общую характеристику темы и проблематики текста. Выделить одну из проблем и найти предпосылки.
Проанализировать позиции автора исходного текста по выбранной проблеме. Поразмышлять о том , что мог думать и чувствовать автор , когда писал о данной проблеме.
Выразить собственную точку зрения ссылаясь на личный опыт.
Начав работать над сочинением – формируем основную тему и проблему .
Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно предложить учащимся использовать следующие конструкции:
В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема...
Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...
В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)...
Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...
На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...
В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...
Почему мы не всегда обращаем внимание на...
Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как...
Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как...
Актуальность публикации обусловлена тем, что...
После психологически анализируем точку зрения автора.
Для передачи позиции автора исходного текста можно предложить использовать следующие фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...
По мнению автора, ...
Автор считает, что...
Публицист убежден в том, что...
Автор заставляет задуматься о...
Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...
Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...
Автор всерьез обеспокоен...
Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...
Авторскую позицию нельзя не увидеть в...
Основным этапом работы над сочинением является определение собственной психологической позиции к проблеме, героям и событиям. При психологическом анализе героев обучающиеся могут ссылаться на собственный опыт.
При изложении собственной точки зрения можно использовать следующие фразы:
Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...
Я часто задумываюсь над...
По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...
Можно согласиться с автором...
В целом я согласен с автором текста, однако...
Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
Не во всем можно согласиться с автором текста...
Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны...
Не вызывает сомнения...
Меня особенно тронуло...
Меня привлекает в этом тексте...
Меня взволновало...
Нельзя остаться равнодушным при...
Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих...
В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...
Доказательством этой мысли может служить тот факт...
Можно психологически проанализировать описания в тексте и языковые средства выразительности
Проводя такой анализ, необходимо:
- отметить наиболее характерные языковые особенности избранного автором стиля речи
- выявить средства языковой выразительности и определить роль данных языковых средств в тексте (например отношения к предмету речи, авторской оценки и т. д.).
При анализе изобразительно-выразительных средств, можно использовать следующие выражения:
В своем тексте автор умело использует...
Особую выразительность (экспрессивность, эмоциональную яркость) тексту придают...
Ведущую роль среди изобразительно-выразительных средств в данном тексте играют...
Именно благодаря... мы понимаем, что...
Красочный прием... не просто усиливает выразительность, но и...
С помощью используемых автором выразительных средств языка... создается яркий (живой, светлый, запоминающийся, наглядный, типичный, прекрасный, обобщенный) образ...
С помощью... создается комический эффект.
Подчеркнуть... автор пытается с помощью...
Данный прием помогает автору более точно (ярко, убедительно) выразить свою позицию (точку зрения, мысль, мнение)...
Данные приемы... применяются для того, чтобы придать рассуждениям автора убедительность (выразительную силу, неповторимую образность)...
В результате использования... возникает новое смысловое качество...
Автор подбирает средства как наиболее подходящие (выразительные, органичные)...
Достаточно прочитать... и ты сразу оказываешься (ощущаешь, чувствуешь)...
Прием... становится важнейшим в художественной системе...
Автор текста — настоящий (большой, талантливый, выдающийся, замечательный, гениальный) писатель (мастер слова, художник слова, мастер пейзажа).
В ходе совместного устного анализа обучающиеся должны делать пометки в черновиках. При написании сочинения строго следовать плану сочинения не забывая ни об одной части.
Методика психологического анализа позволяет расположить обучающегося, заинтересовать, сформировать умение анализировать, выражать свои мысли, четко представлять структуру анализа и написания сочинения.