СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика Никитиных

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития..."- В.А.Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«Методика Никитиных»

Методика Никитиных Выполнила: Власова Маргарита Геннадьевна  Студентка 442 группы Специальности 44.02.01 Дошкольное образование Петрозаводск 2022

Методика Никитиных

Выполнила:

Власова Маргарита Геннадьевна

Студентка 442 группы

Специальности 44.02.01

Дошкольное образование

Петрозаводск 2022

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.

Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения. Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

Никитинская система не зря вызвала огромный интерес во многих странах. Методика, разработанная четой Никитиных, обладает целым рядом плюсов.  - Обеспечивает прекрасное физическое развитие. - Развивает пространственное мышление, логику, способности к анализу и синтезу. - Способствует развитию мелкой моторики. - С младенчества прививает детям самостоятельность. - Развивает воображение, память, смекалку и сообразительность. - Даёт сильную базу для усвоения точных наук в будущем.

Никитинская система не зря вызвала огромный интерес во многих странах. Методика, разработанная четой Никитиных, обладает целым рядом плюсов.

- Обеспечивает прекрасное физическое развитие.

- Развивает пространственное мышление, логику, способности к анализу и синтезу.

- Способствует развитию мелкой моторики.

- С младенчества прививает детям самостоятельность.

- Развивает воображение, память, смекалку и сообразительность.

- Даёт сильную базу для усвоения точных наук в будущем.

Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр Никитина и принципов коррекционной – развивающей работы, позволил выделить общие принципы воспитания и развития детей с нарушениями речи:  - Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игровую;  - От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;  - Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка, его возможности;  - Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;  - Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности;  - Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;  - Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей.

Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр Никитина и принципов коррекционной – развивающей работы, позволил выделить общие принципы воспитания и развития детей с нарушениями речи:

- Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игровую;

- От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка, его возможности;

- Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности;

- Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

- Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей.

В какой последовательности рекомендуется знакомить детей с играми Никитина? Для обеспечения успеха можно начать с посильных задач или более простых частей. Наиболее популярные игры Никитиных подобранные по степени сложности, это: «Сложи квадрат» (2-6); «Сложи узор» (4-8); «Дроби» (3-7); «Кирпичики» (2-6); «Кубики Никитина для всех» (от 5); «Уникуб (от 6). В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

В какой последовательности рекомендуется знакомить детей с играми Никитина?

Для обеспечения успеха можно начать с посильных задач или более простых частей. Наиболее популярные игры Никитиных подобранные по степени сложности, это:

  • «Сложи квадрат» (2-6);
  • «Сложи узор» (4-8);
  • «Дроби» (3-7);
  • «Кирпичики» (2-6);
  • «Кубики Никитина для всех» (от 5);
  • «Уникуб (от 6).

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

Игра «Сложи узор» состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать. Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказывается и на количественно-качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей. В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

Игра «Сложи узор»

состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказывается и на количественно-качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей.

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина Игра «Сложи квадрат» – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого. В игре есть уникальная возможность отрабатывать грамматические категории: согласование числительных с существительными, согласование числительных, прилагательных и существительных; употребление существительных во множественном и единственном числе именительного и родительного падежей.

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

Игра «Сложи квадрат»

состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого. В игре есть уникальная возможность

отрабатывать грамматические категории: согласование числительных с существительными, согласование числительных, прилагательных и существительных; употребление существительных во множественном и единственном числе именительного и родительного падежей.

« Дроби» Игра представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Игра Никитиных «Дроби» научит ребёнка решать много разнообразных задач, связанных с делением целого на дроби. Эту игру применяют многие педагоги, которые работают с детьми в возрасте от трёх до восьми лет. Путём сравнения частей целого между собой, ребёнок начинает различать понятия «больше» и «меньше». В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

« Дроби»

Игра представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов.

Игра Никитиных «Дроби» научит ребёнка решать много разнообразных задач, связанных с делением целого на дроби. Эту игру применяют многие педагоги, которые работают с детьми в возрасте от трёх до восьми лет. Путём сравнения частей целого между собой, ребёнок начинает различать понятия «больше» и «меньше».

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина Игра

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

Игра "Кирпичики"

В набор входит:8 деревянных кирпичиков, размером 8х4х2; блокнот с 56 оригинальными заданиями. Игра имеет широкое разнообразие заданий, начиная с самых простых и заканчивая достаточно сложными.

При проведении занятий следует внимание на последовательность - от простого к сложному, чтобы дать ребенку возможность постепенно погрузиться в игру.

В игре у детей развивается:

- пространственное воображение;

- аккуратность и графические способности;

- внимание и зрительную память;

- умение решать нестандартные задачи;

- умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

Кубики Никитина для всех. Игра учит мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Она также развивает навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Фигурки для игры предоставляют почти неисчерпаемые возможности разнообразных сочетаний и позволяют составлять огромное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

Кубики Никитина для всех.

Игра учит мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Она также развивает навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Фигурки для игры предоставляют почти неисчерпаемые возможности разнообразных сочетаний и позволяют составлять огромное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.

В каком порядке рекомендуется преподносить дошкольникам кубики Никитина

Игра «Уникуб» Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства.

Игра «Уникуб»

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым.

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Благодаря этой игре, у ребёнка развивается пространственное представление. В будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

С помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление и речь, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

С помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление и речь, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.