Легкая атлетика Карточка №1-Методика обучения бегу на короткие дистанции.
Техника бега на короткие дистанции: Спринтерский бег- это бег с максимальной скоростью. Задача бегуна -как можно быстрее набрать эту скорость и как можно дольше ее сохранить. Существуют физиологические обоснования формирования скорости в спринтерском беге. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55 % от максимума своей скорости, на 2-й -76 %, на 3-й -91 %, на 4-й - 95%, на 5-й - 99%, на 6-й - 100%. Затем до 8-й секунды идет поддержание скорости, продолжительность этого поддержания зависит уже от квалификации бегуна. После 8-й секунды происходит неизбежное снижение скорости.
Бег на короткие дистанции, или спринт, включает: бег на 60, 100, 200 и 400 м.
Для анализа техники спринтерского бега выделяют 4-5 фаз: старт; стартовое ускорение(стартовый разбег); бег по дистанции; бег по повороту; финиширование.
Стартовый разгон. Стартовый разбег длится от 15 до 30 м, в зависимости от индивидуальных возможностей бегуна. Основная задача его — как можно быстрее набрать максимальную скорость бега.
Бег по дистанции. Наклон туловища при беге по дистанции составляет примерно 10 — 15° по отношению к вертикали. Задача этой фазы увеличивать скорость и удержать ее.
Финиширование. Максимальную скорость невозможно сохранить до конца дистанции. Примерно за 20—15 м до финиша скорость обычно снижается на 3 - 8 %. Суть финиширования как раз состоит в том, чтобы постараться поддержать максимальную скорость до конца дистанции или снизить влияние негативных факторов на нее.
Методика обучения: Главная задача в методике обучения бега на короткие дистанции - научить атлетов правильно выполнять основные элементы техники бега, бежать свободно и быстро. Для этого ниже даются последовательность обучения, частные задачи, средства их осуществления и методические указания по обучению бега на короткие дистанции.
Задача 1 в методике обучения бега на коротких дистанциях. Создать у занимающихся спортсменов правильное представление о технике бега на короткие дистанции.
Средства обучения:
а) Указать, какие дистанции бега относятся к коротким.
б) Показать правильную технику бега на короткие дистанции.
в) Разобрать обучающие фильмы и фотографии по технике бега на короткие дистанции.
г) Усвоить правила соревнований по бегу на короткие дистанции.
д) Довести до сведения спортсменов разрядные нормативы.
Задача 2 в методике обучения бега на коротких дистанциях. Научить технике низкого старта и стартового разгона.
Средства обучения:
Показать расстановку колодок и рассказать об основных положениях спринтера на старте.
Самостоятельная установка спортсменами стартовых колодок при старте на прямой и повороте.
Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!».
Бег с низкого старта на прямой дистанции и на повороте самостоятельно и по команде.
Выполнение стартового разгона с применением натянутой веревочки ,
Выполнение высокого и низкого старта в парах , учащиеся которые выполняют низкий старт убегают от тех кто выполняет высокий старт они находятся на 1м друг от друга , по команде на «Старт!» «Внимания!» и «Марш!»
Имитация работы рук на месте (руки работают вдоль туловища пересекая среднюю линию тела)
Методические указания по бегу на короткие дистанции.
По команде «На старт!» спортсмен выходит вперед колодок, опускает руки на дорожку впереди линии старта, упирает сильнейшую ногу в опорную площадку передней колодки, а слабейшую ногу — в опорную площадку задней колодки. Далее, сгибая впереди стоящую ногу, опускается на колено сзади стоящей ноги, а руки переносит к линии старта. Заняв такое положение, бегун должен проверить, удобно ли оно для него.
При обучении низкому старту необходимо проконтролировать:
а) Поднимание таза по команде «Внимание!» медленным плавным движением (при этом пятки следует оттянуть назад).
б) Одновременную и разноименную (с ногами) работу рук при выходе со старта.
в) Выход со старта и стартовый разгон в наклонном положении.
г) Постепенное увеличение длины шагов и нарастание скорости бега при законченном отталкивании.
д) Постепенное выпрямление туловища во время стартового разгона и плавный переход в бег по дистанции.
Первые 2—3 старта с пробегом 10—15 м следует выполнять по команде тренера, чтобы спортсмены почувствовали интервал между командами и уточнили положения «На старт!» и «Внимание!». Надо дать возможность занимающимся самостоятельно, без команды упражняться в беге с низкого старта с пробегом 10—15 м, после чего возвратиться к бегу с низкого старта под команду с пробегом 35—40 м, выполняя полностью стартовый разгон и переход на бег по дистанции маховым шагом.
После изучения техники бега с низкого старта на прямой дистанции надо перейти к изучению бега с низкого старта на повороте.
Задача 3 в методике обучения бега на коротких дистанциях. Научить технике бега по дистанции.
Средства обучения:
1) Показ техники бега.
2) Многократный бег без ускорения и с ускорением на различных отрезках дистанции от30 до 100м.
Методические указания по бегу на короткие дистанции.
Пробежки без ускорения выполняются со средней скоростью. В беге с ускорением занимающийся, заняв исходное положение (сильнейшая нога немного впереди), начинает бежать медленно, постепенно увеличивая скорость до тех пор пока сохраняется свобода движений и правильная их структура. При таком беге легче контролировать движения и усвоить правильные навыки в беге.
Задача 4 в методике обучения бега на коротких дистанциях. Научить спортсменов технике бега по повороту.
Средства обучения:
1) Пробежки по повороту дорожки без ускорения и с ускорением на 60—100 м.
2) Бег с различной скоростью по кругу радиусом 10—20 м.
Методические указания по бегу на короткие дистанции.
Бег следует начинать по повороту дорожки с большим радиусом, а затем по кругу, постепенно уменьшая его радиус.
Задача 5 в методике обучения бега на коротких дистанциях. Научить спортсменов технике финиширования.
Средства обучения:
1) Показ и разъяснение значения техники финиширования с броском на ленточку.
2) Выполнение наклона вперед с отведением рук назад при ходьбе и беге.
3) Бросок на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге.
Методические указания по бегу на короткие дистанции.
Финиширование с броском на ленточку следует проводить раньше в шаге, а затем в беге; расстояние для разбега постепенно увеличивать и довести до 30-40 м.
Задача 6 в методике обучения бега на коротких дистанциях. Совершенствование техники бега на коротких дистанциях.
После овладения основами техники бега спортсмен должен систематически работать над уточнением деталей техники и закреплением правильных навыков. При разрешении данной задачи необходимо творчески применять специальные упражнения, которые во многом способствуют совершенствованию техники бега.
Легкая атлетика Карточка №2-Методика обучения технике прыжка способом «согнув ноги».
Техника прыжка с разбега согнув ноги : Согнув ноги – этот способ прыжков в длину с разбега наиболее простой по технике выполнения и чаще всего этим способом пользуются новички. Заключается способ «согнув ноги» в следующем. После отталкивания спортсмен принимает положение «в шаге». Далее маховая нога немного опускается вниз, а толчковая начинает подтягиваться к маховой. Далее обе ноги подтягиваются вместе к груди. В данном виде легкой атлетике выделяют следующие фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.
Прыгун принимает положение группировки, при котором ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди, руки выведены вперед и вниз. Туловище незначительно наклонено вперед. Из данного положения прыгун выпрямляет ноги в коленных суставах с одновременным опусканием рук вниз и назад. Потом старается как можно дальше выбросить ноги за счет подъема их вверх и быстрого выпрямления. Руки энергично отводятся назад. Как только произошло касание грунта, прыгун уступающим движением сгибает ноги в коленях, а руки выносит далеко вперед для того, чтобы не упасть.
Способ «согнув ноги» в прыжках в длину является самым простым из трех способов прыжков в длину с разбега. Вот почему этот способ целесообразно принимают в начальной стадии обучения прыжков в длину.
Методика обучения: Прежде чем приступать к изучению техники прыжка способом «согнув ноги», занимающиеся (желательно) сначала должны пройти общую прыжковую подготовку и изучить технику бега на короткие дистанции.
В обучении прыжка способом «согнув ноги» решаются следующие задачи.
Задача №1 по прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги». Создать представление о технике прыжка в длину.
Средства:
Рассказ о технике прыжка в длину с разбега.
Показ техники прыжка в длину с неполного разбега.
Просмотр фильмов, фотоснимков по данной тематике.
Опробование техники прыжка в длину учащимися .
Методические указания по тренировке прыжков способом «согнув ноги».
Толчок производить на грунте, разбег не более 7-10 шагов.
Задача №2 по прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги». Обучение технике отталкивания с укороченного разбега.
Средства:
Имитация техники отталкивания с одного шага из исходного положения: маховая нога впереди, туловище наклонено назад.
Прыжки в длину с 2-3 беговых шагов – зафиксировать в воздухе положение «в шаге» и приземлиться в этом положении.
Многоскоки с выталкиванием вверх и выведением таза вперед.
Методические указания по тренировке прыжков способом «согнув ноги».
Выполняя прыжки в длину с 2-3 шагов, прыгуны должны отталкиваться только вверх, обращая при этом внимание на полное выпрямление толчковой ноги. Это упражнение хорошо выполнять через планку на высоте 50-80 см. Во всех случаях при отталкивании маховая нога, согнутая в коленном суставе, энергичным движением выводится вперед и вверх от бедра. Носок маховой ноги берется на себя, таз в свою очередь выводится вперед.
Задача №3 по прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги». Обучение прыгунов движению в полете и приземлению.
Средства:
Пробегание отрезков с неполного разбега «в шаге» с подтягиванием толчковой ноги к маховой во время приземления.
Прыжок «в шаге» с последующим подтягиванием ног, согнутых в коленях, к груди.
Прыжок с места с выбрасыванием ног вперед и приземлением на ягодицы.
Прыжок в длину «в шаге» с небольшого разбега, с подтягиванием ног к груди и последующим выбрасыванием их далеко вперед.
Применения натянутой веревочки на всех вышеперечисленных этапах обучения полета и приземления.
Методические указания по тренировке прыжков способом «согнув ноги».
Обращать внимание прыгунов на полное выпрямление толчковой ноги.
Задача №4 по прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги». Обучение ритму полного разбега и подбор разбега.
Средства:
Пробегание отрезков в ритме разбега с определенной линии и выталкивание после 18-19 беговых шагов.
Измерение полученного отрезка и перенос его на сектор для прыжков.
Окончательный подбор разбега
Методические указания по тренировке прыжков способом «согнув ноги».
После того как подобран разбег и перенесен на сектор для прыжков, прыгун пробегая этот отрезок завершает бег прыжком в районе бруска, не глядя на него.
Задача №5 по прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги». Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.
Средства:
Прыжки в длину с неполного и полного разбега с отталкиванием от бруска и грунта.
Прыжки в длину с места.
Методические указания по тренировке прыжков способом «согнув ноги».
Следить за ритмом всего разбега и последних шагов. Отталкивание должно закончиться полным выпрямлением толчковой ноги.
Легкая атлетика Карточка №3-Методика обучения технике держания гранаты и технике метания.
Техника метания гранаты: Метание гранаты - это одни из самых простых и доступных видов метаний,которое может использоваться как вспомогательные упражнения для овладения техникой метания копья. Метание гранаты производится в коридор шириной 10 м.Масса гранаты 700 г для мужчин и 500 г для женщин.
Метание гранаты имеет следующие фазы: держание снаряда, разбег(скрестный шаг), финальное усилие.
Методика обучения: Задача №1 в методике обучения метания гранаты. Создать правильное понятие и представление о представленном виде спорта.
Средства:
1) Рассказы о метании гранаты.
2) Показ правильной техники метания гранаты.
3) Просмотр фильмов, рисунков и фотографий, в которых спортсмены метают гранаты.
Это поможет вам понимать и иметь представление о методике обучения метания гранаты в целом.
Задача №2 в методике обучения метания гранаты. Обучиться вначале технике метания гранаты с места.
Средства:
1) Метание различных вспомогательных снарядов, таких как: камни, мячи, палки, ядра и др.
2) Овладение держанием и захватом гранаты.
3) Метание гранаты с увеличением дальности полета гранаты, используя выпрямляющее движение ног.
4) То же, что и упражнение 3, но при отведении гранаты назад, надо приподнять л. ногу и поставить ее на грунт – метание гранаты на дальность.
5) Стоя лицом вперед, левую ногу поставить впереди, правую на носке – метание гранаты вниз перед собой.
Методические указания по метанию гранаты.
При выполнении данных упражнении, обратите внимание на то, чтобы пр. рука с гранатой выходила локтем вперед и вверх. Метание гранаты должно заканчиваться захлестывающим движением кисти метающей руки. Также надо следить за выпрямляющим движением ног, соблюдая ось л. нога – л. плечо, добиваться вертикального вращения гранаты во время полета.
Задача №3 в методике обучения метания гранаты. Обучиться технике обгоном снаряда и бросковых шагов.
Средства:
1) Имитация бросковых шагов в беге и ходьбе.
2) Метание гранаты с трех шагов с отведенной рукой в исходном положении.
3) Метание гранаты с четырех бросковых шагов.
4) Отведение гранаты в движении и на месте (беге и ходьбе).
Методические указания по метанию гранаты.
В первом упражнении метатель гранаты в исходом положении стоит лицом вперед, л. нога располагается на контрольной отметке. С шагом правой ноги рука с гранатой начинает отводиться движением вперед и вниз. С другим шагом, правое плечо опускается ниже другого, метатель завершает отвод руки с гранатой, поворачивается левым боком. Третий шаг (скрестный) – выполняется за счет резкого толчка пр. ноги с последующим ее выносом вперед. Нога ставится с пятки, носок должен быть развернут наружу. С шагом, спортсмен имитирует метание гранаты с поворотом грудью в сторону метания.
Во 2-ом упражнении метатель гранаты начинает движение с левого шага. При отведении руки с гранатой, важно сохранить широкую амплитуду движений. Начало движений должно совпадать с шагом пр. ноги и заканчиваться с постановкой другой на грунт.
С постановкой л. ноги на грунт в 4-ом шаге финальное усилие начинается поворотом пр. половины тела в сторону метания гранаты. Во время выполнения метания гранаты спортсмен не должен проваливаться на ногах, а также переносить вес тела полностью на л. прямую ногу. Заканчивать метание гранаты надо захлестывающим движением кисти.
После того, как метатель метнул гранату, он должен вынести вперед пр. ногу и поставить ее на грунт с развернутым внутрь носком.
Задача №4 в методике обучения метания гранаты. Овладеть методикой (техникой) разбега.
Средства:
1) Ускоренный бег спортсмена с гранатой на 20- 30 м, держа гранату над плечом.
2) Отведение гранаты в беге и ходьбе повторно на отрезках 50 – 80 м.
Методические указания по метанию гранаты.
Разбег надо проводить прямолинейно, движения ускоряются, и рука с гранатой не напряжена.
Овладеть методикой (техникой) метания гранаты в целом.
Средства:
1) Метание гранаты с небольшого разбега в полсилы.
2) То же самое упражнение, но с большей дальностью броска гранаты.
3) Метание гранаты с полного разбега.
Методические указания по метанию гранаты.
Многократно подбирать длину разбега, следя за тем, чтобы л. нога точно попадала на контрольную отметку.
Задача №6 в методике обучения метания гранаты.
Средства:
1) Метание гранаты на дальность с полного разбега.
2) Участие в соревнованиях и прикидках.
Для того чтобы достичь высоких результатов в метании гранаты, необходимо иметь хорошую всестороннюю физическую подготовку, которая достигается в процессе круглогодичной систематической тренировки.
Легкая атлетика Карточка №4-Методика обучения технике передачи эстафетной палочки и технике «эстафетного бега».
Техника эстафетного бега: Эстафетный бег - это командный вид легкой атлетики. Представители команды поочередно пробегают определенные отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку.
Различают три вида проведения эстафет: а) по беговой дорожке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).
Классические эстафеты - 4x100 м и 4x400 м - проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские медали и регистрируются мировые рекорды. Особенность эстафетного бега на короткие дистанции заключается в передаче эстафетной палочки на высокой скорости в ограниченной зоне. Согласно правилам соревнований длина зоны передачи («коридора») 20 м. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед до начала другого. Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала зоны передачи. За передачу эстафеты вне зоны и потере палочки при передаче команда снимается с соревнований.
Методика обучения: Задача 1 в методике тренировки и технике обучения эстафетному бегу. Создать у занимающихся правильное представление о технике эстафетного бега.
Решая эту задачу необходимо:
a) Рассказать, какие имеются виды эстафет.
b) Показать технику передачи эстафетной палочки различными способами.
c) Разобрать обучающие фильмы, снимки по технике и методике эстафетного бега.
d) Показать на дорожке передачу эстафетной палочки в «зоне передачи» на максимальной скорости.
Задача 2 в методике тренировки и технике обучения эстафетному бегу. Научить технике передачи эстафетной палочки (вне зоны).
Средства обучения тренировки: передача эстафетной палочки, стоя на месте, в шаге, на малой и большой скорости бега.
Методические указания по эстафетному бегу. Спортсмены строятся в две шеренги на расстоянии 1-1.5 шага одна от другой со смещением в правую сторону на полшага. При этом, участник второй шеренги в левой руке держит эстафетную палочку за нижней конец. По команде стоящего во второй шеренге, принимающий первой шеренги отводит выпрямленную правую руку вниз для приема эстафетной палки. Стоящий во втором ряду передает эстафетную палочку с некоторой паузой после команды. Затем занимающиеся поворачиваются кругом и производят передачу, поменявшись ролями.
С первого же упражнения необходимо следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал головы для контроля за положением руки вовремя передачи и не двигал опущенной рукой. Освоив передачу на месте, следует перейти к передаче в ходьбе и беге на малой и большой скорости.
Задача 3 в методике тренировки и технике обучения эстафетному бегу. Научить технике и правильной методике передачи эстафетой палочки в зоне передачи.
Средства обучения тренировки:
a) Обучить старту принимающего эстафетную палочку.
b) Подобрать расстояние до контрольной отметки путем многократных пробежек.
Методические указания по эстафетному бегу. Стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о землю. Такое положение обеспечивает своевременный выход со старта с постоянным нарастанием скорости бега. Затем следует переходить к определению расстояния контрольной отметки от начала «зоны передачи». Для повторения передачу следует производить с пробеганием передающим не всей дистанции, а лишь части (последних 30-40 м), после того, как будет определено расстояние контрольной отметки до «зоны передачи». Передающему следует пройти полностью весь этап.
Задача 4 в методике тренировки и технике обучения эстафетному бегу. Совершенствование техники и методики эстафетного бега.
Средства обучения тренировки:
a) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости в «зоне передачи» с пробеганием коротких отрезков.
b) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости в «зоне передачи» с пробеганием командой всей дистанции.
Методические указания по эстафетному бегу. Многократно бегать, пробегая всю дистанцию довольно утомительно. А для достижения четкости передачи нужно многократно повторять этот элемент техники. Поэтому с бегом по всей дистанции необходимо совершенствовать технику передачи на коротких отрезках, но с такой же скоростью бега, как на полной дистанции.
Легкая атлетика Карточка №5-Методика обучения технике толкания ядра.
Техника толкания ядра: изменялась на протяжении всей истории, это: толкание с места, толкание с шага, толкание с прыжка, толкание со скачка из положения боком, толкание со скачка из положения стоя спиной, толкание ядра с поворота. Современные толкатели используют в основном технику толкания ядра со скачка, лишь некоторые метатели последовали по стопам А. Барышникова и стали применять технику толкания ядра с поворота.
При анализе техники толкания ядра можно выделить следующие основные фазы, на что необходимо обращать внимание:
держание снаряда;
подготовительная фаза к разбегу (скачку, повороту);
разбег скачком (поворотом);
финальное усилие;
фаза торможения или удержания равновесия.
Здесь рассмотрена эффективная методика обучения толкания ядра , которая обязательно поможет каждому спортсмену, который специализируется в данном виде спорта.
Начальное обучение правильной технике толкания ядра целесообразно осуществлять в следующей последовательности.
Методика обучения толкания ядра: – задача 1. Необходимо создать у спортсменов общее представление о толкании ядра
Средства обучения:
1.Объяснения.
2.Демонстрация правильной техники толкания ядра.
3.Просмотр обучающего видео.
4.Общее знакомство с данным видом спорта.
Методические указания по толканию ядра.
Все объяснения должны быть краткими и понятными, демонстрация техники образцовой, с места и со скачком, в разном темпе. Теоретические знания должны углубляться со временем, для лучшего понимания (это касается скорее нюансов в технике).
Методика обучения толкания ядра – задача 2. Обучение правильному толканию и держанию ядра из положения стоя лицом вперед.
Средства обучения:
1.Держания ядра спортсменами принятым способом
2.Толкания ядра одной рукой из положения стоя лицом вперед.
3.Толкания ядра двумя руками из такого же положения.
Методические указания по толканию ядра.
В этих и далее предлагаемых упражнениях желательно пользоваться облегченными ядрами. А в дальнейшем, по мере овладения нужными навыками и с приобретением достаточной силы следует использовать ядра обычного веса.
Методика обучения толкания ядра – задача 3. Обучение технике толкания ядра с места.
Средства обучения:
1.Имитация толкания ядра с места.
2.Толкания ядра из исходного положения с места, стоя левым боком по направлению метания с предварительным поворотом туловища направо.
3.Толкания ядра из исходного положения с места, стоя спиной по направлению толкания с оставлением левой ноги назад.
Методические указания по толканию ядра.
Во всех имитационных упражнениях нужно добиваться точного представления об исходном положении, ощущениях и движениях в процессе выполнения финального усилия, о завершающем (конечном) положении тела после выталкивания. А также об правильной слитности движений и последовательности.
Методика обучения толкания ядра – задача 4. Обучение толчку.
Средства обучения:
1.Имитационные упражнения:
1.из положения старта перед скачком подъем на носок правой ноги, наклон туловища и отведение левой ноги вверх и назад.
2.Из группировки – выталкивания правой ногой с дальнейшим перекатом через пятку с одновременным махом-разгибанием левой ноги и ее постановкой на грунт.
3.Имитация скачка слитно, полностью.
4.Скачки с ядром в круге и вне круга.
Методические указания по толканию ядра.
Во всех имитационных упражнениях нужно добиваться правильного представления о движении и положении отдельных частей тела в основных фазах. Надо указывать, какими должны быть мышечные ощущения в это время, какова последовательность, характер и степень усилий отдельных фаз мышечных групп.
Методика обучения толкания ядра – задача 5. Обучение технике толкания ядра со скачком.
Средства обучения:
1.Толкание ядра со скачком в круге и вне его.
2.Имитация толкания со скачком.
Методические указания по толканию ядра.
Главное внимание уделяется согласованности движений, прямолинейности продвижении по кругу, сохранению равновесия во всех вазах толкания, взрывному характеру финального усилия.
Методика обучения толкания ядра – задача 6. Улучшать технику толкания ядра.
Средства обучения:
1.Специальные упражнения по развитию силы и быстроты применительно к толканию ядра со снарядами и без снарядов.
2.Участие в соревнованиях
3.Более глубокое изучение методики и теории толкания ядра.
Методические указания по толканию ядра.
На этом этапе необходимо планировать достижения определенных спортивных результатов. Соревнования становятся одним из главных средств совершенствования в технике толкания ядра.