Примерные методики для изучения группы учащихся
МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ» (А.Н. Лидерс)
Цель. Изучить особенности внутригрупповых отношений и дисциплины в ученической группе.
Возрастная группа: с подросткового возраста.
Материал: четыре вопроса с вариантами ответов.
№1 Дружный ли у вас класс?
Наш класс очень дружный, сплоченный.
Наш класс дружный.
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь.
Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.
Наш класс очень недружный; трудно учиться в таком классе.
№2 Борется ли ваш класс с нарушениями дисциплины?
У нас в классе принято нести ответственность за других
Мы все боремся за искоренение недостатков в классе
В нашем классе плохие поступки беспокоят большинство учеников
4.В нашем классе виновные в нарушении дисциплины осуждаются только активом класса.
Наш класс в большинстве случаев не обращает внимание на нарушение дисциплины.
В нашем классе царит полнейшая безответственность.
№3. Помогают ли вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь?
Мне помогают добровольно, по своей инициативе
Мне помогают, но очень редко.
3. Мне помогают, но только после того, как я попрошу об этом
4 Мне помогают только друзья или после моей неоднократной просьбы.
Мне помогают только после указания учителя.
Я нуждаюсь в помощи, но мне не помогают.
№4. Оказываете ли вы помощь в учебе в своем классе?
Я всегда помогаю, когда вижу, что это кому-то нужно.
Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.
Я всегда помогаю, но только своим друзьям по классу.
Я не помогаю, так как считаю, что должны помогать преподаватели
Я не помогаю, так как сам с трудом выполняю задания.
Я ни за что не буду помогать другим
Инструкция: «Данные вопросы Вам необходимо внимательно прочитать и ответить предложениями, которые предлагаются под ними. Вы выбираете предложение, содержание которого совпадает с Вашим мнением, указывая его номер на листке для ответа. В правом верхнем углу этого листа напишите свою фамилию».
Обработка данных. Полученные от учащихся данные заносятся в таблицу результатов (см. ниже), куда вписываются номера утверждений, выбранные в качестве ответа. Данные номера являются баллами, которые используются для вычисления среднего показателя по каждому ученику (по горизонтали) и группового среднего балла по вопросам (по вертикали).
Таблица
Список класса | ВОПРОСЫ | Средний балл |
| №1 | №2 | №3 | №4 | |
1. А | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 |
2 Б | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 |
3 В | 6 | 4 | 1 | 3 | 3,5 |
Групповой средний балл | | | | | |
Интерпретация результатов. Полученные показатели средних значений позволяют дать следующее описание:
• на основе индивидуального среднего значения выделяются учащиеся,
которые чувствуют себя более или менее комфортно в группе;
* на основе группового среднего балла определяется характер
взаимоотношения в ученической группе по каждому вопросу (№№1,2, 3,4).
МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ»
Цель. Определить положение человека в системе межличностных отношений той ученической группы (класса), к которой он принадлежит.
Возрастная группа: с младшего школьного возраста (со 2 класса).
Материал: чистый листок (каждому).
Социометрия проводится в группе, если она включает в себя не менее 5 человек и существует более 1 года. Кроме этого, ее желательно проводить при полном составе малой группы, а если есть отсутствующие, то на момент опроса они не включаются в выборный список.
Инструкция 1- «Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной деятельности и общения вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные отношения. Вам сейчас необходимо будет ответить на несколько вопросов, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который подпишите своей фамилией и именем. Итак, представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь, по своему желанию, определить состав класса. Напишите: 1). Кого из одноклассников Вы включили бы в состав нового класса? Запишите троих людей под номером «1» в порядке предпочтения. 2). Кого из одноклассников, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы? Запишите троих людей под номером «2» (по критерию личностного взаимоотношения}.
Инструкция 2 «.. Теперь, представьте себе контрольную работу по каком-либо учебному предмету. Вам разрешили сесть на ней по вашему желанию. Укажите: 1) С кем из одноклассников Вы бы сели на контрольную работу? Запишите троих людей под номером «1» в порядке предпочтения. 2). С кем из одноклассников, напротив, не хотели бы сесть на контрольной работе? Запишите троих людей под номером «2» (по критерию деловых - учебных отношений).(Если в классе от 5 до 10 человек, выборы делать по одному человеку).Обработка данных.
Этап I. Составление социометрической матрицы.
На основе индивидуальных данных составляется социометрическая матрица.
Образец социометрической матрицы |
Кто выбирает | Кого выбирают | Кол-во сдел-ых выборов |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1 . А-ян | | + | | | | | | | | + | + | 3 |
2. Б-ва | + | | | | | | | + | | | + | 3 |
3. В-ин | + | | | + | + | | | | | | | 3 |
4. Г-зе | | | + | | + | | | | | | + | 3 |
5. Г-т | | | + | | | | + | | | + | | 3 |
6. С-ов | + | | | + | | | | | | | + | 3 |
7. Т-ко | + | | | | + | | | | + | | | 3 |
8. Ф-ва | + | + | | | | | | | | | + | 3 |
9. Ф-ов | + | | | | | | + | | | | + | 3 |
10.У-ко | + | | | + | | + | | | | | | 3 |
11.Я-на | + | + | | | | + | | | | | | 3 |
Количество полученных выборов | 8 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 33 |
Количество взаимных выборов | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 18 |
Условия составления социометрической матрицы следующие:
по вертикале в алфавитном порядке фиксируются фамилии учащихся (кто выбирает);
по горизонтали проставляются порядковые номера тех же учащихся (для отметки тех, кого выбирают);
в строках матрицы можно указывать одновременно положительные и отрицательные выборы (по одному критерию), но при этом они указываются разным цветом, к примеру, синим - положительные, а красным -отрицательные выборы, для удобства подсчета и анализа.
! По каждому критерию выбора (системе отношений) желательно делать отдельные социометрические матрицы.
Этап II. Подсчет выборов.
По внесенным данным в социометрическую матрицу подсчитывается количество сделанных (по горизонтали) и полученных (по вертикали) выборов, которые должны совпадать в сумме (для проверки).
После этого осуществляется анализ и подсчет взаимных выборов, что делается исходя из средней линии матрицы, по обе стороны которой зрительно находятся совпадения выборов (положительные с положительными или отрицательные с отрицательными) на одинаковом расстоянии от неё. Их лучше соединить прямой линией, чтобы наглядно видеть. В итоге определяется количество взаимных выборов, сделанных каждым участников группы и их общая сумма.
Этап III. Определение индекса групповой сплоченности.
По количественным показателям матрицы возможно определить индекс групповой сплоченности по следующей формуле:
где С - индекс групповой сплоченности, Р - количество взаимных выборов, а [N (N-1)] - общее возможное число взаимных выборов в группе, N -количество участников группы (участвовавших в опросе).
Показателем оптимальной продуктивной групповой сплоченности является индекс (С)16, равный 0,6 - 0,7. Значения при С низком уровне сплоченности группы, а при С 0,7 - о высоком уровне.
Интерпретация результатов. Сумма полученных выборов каждым членом группы свидетельствует о неформальном положении этого человека в системе внутригрупповых отношений (по определенному критерию, который был заложен в инструкции). При положительном выборе усматривается положение лидеров и предпочитаемых, а также можно определить тенденцию к пренебрежению или изоляции учащегося в группе:
к лидерам относят членов группы, набравшие максимальное количество выборов;
к предпочитаемым - лиц, имеющих выборы в количестве выше среднего показателя (по положительным выборам);
к пренебрегаемым - учащихся, которые набрали количество выборов ниже среднего показателя (по матрице положительных выборов);
к изолированным - тех, кто не получил ни одного выбора.
Точную информацию по позициям отверженного (пренебрегаемого) или изолированного человека возможно пронаблюдать по матрице отрицательных выборов (если они давались в инструкции). Наибольшее количество отрицательно полученных выборов свидетельствует об отвержении и непредпочтительном отношении к ученику, а отсутствие положительных и отрицательных выборов (при сравнении двух матриц) у человека говорит об его изолированном положении в группе.
Сумма взаимных положительных выборов дает информацию о дружеских группировках и парах, а также о взаимных антипатиях при взаимных отрицательных выборах.
! Полученную информацию по социометрическому опросу необходимо уточнить в ходе беседы с руководителем группы или ее участниками, где можно также получить и дополнительный материал о классе.
МЕТОДИКА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
Цель. Определить ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) класса.
Возрастная группа: с подросткового возраста.
Материал: анкета, где каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (№№1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (№№3, 7, 9, 12, 27), знания (№№2, 5, 14, 21, 32), качества ума (№№4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (№№8,13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (№№11,17,23,29, 33), отношение к себе (№№10, 19, 28, 31, 35).
Образец анкеты
Дисциплинированность.
Эрудированность
Сознание общественного долга.
Сообразительность.
Начитанность.
Трудолюбие.
Идейная убежденность.
Умение контролировать работу.
Моральная воспитанность.
Самокритичность.
Отзывчивость.
Общественная активность
Умение планировать работу.
Любознательность.
Умение работать с книгой
Целеустремленность.
Коллективизм.
Прилежание.
Требовательность к себе.
Критичность.
Духовное богатство.
Умение объяснить задачу.
Честность.
Инициативность.
Внимательность.
Ответственность.
Самостоятельность.
Общительность
Рассудительность.
Скромность.
Осведомленность.
Справедливость.
34.Оригинальность.
35 Уверенность в себе.
Инструкция: «Вам необходимо выбрать из предлагаемых 35 качеств только 5, которые, по Вашему мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной деятельности в классе».
Обработка данных.
Этап I. Составление сводной таблицы.
По полученным выборам испытуемых составляется сводная таблица. В ней на каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал
данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества.
Образец сводной таблицы
№ а/я | Фамилии учащихся | Качества |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | 34 | 35 |
1 | А-ва | + | | + | | + | | | + | | | + | |
2 | Б-ва | | + | + | | + | + | | + | | | | |
3 | В-ев | + | | + | + | | | + | | + | | | |
4 | Д-ва | | + | | + | + | + | + | | | | | |
5 | И-ов | + | | + | | | | | | + | | + | + |
6 | К-ов | | + | + | | + | | + | + | | | | |
7 | Л-ов | + | + | + | | | | | | | | + | + |
8 | Н-на | | + | + | + | + | + | | | | | | |
9 | О-ов | | + | | | | + | | + | + | | + | |
10 | О-ва | | + | | | | + | | + | + | | | + |
11 | П-ов | | | + | + | + | | + | + | | | | |
12 | Р-ых | + | + | + | | + | | + | | | | | |
13 | С-чук | | + | + | + | + | + | | | | | | |
14 | Т-ва | | + | + | | | | + | + | + | | | |
15 | У-ва | + | + | + | + | + | | | | | | | |
Сумма выборов | 6 | 11 | 12 | 6 | 9 | 6 | 6 | 7 | 5 | 0 | 4 | 3 |
Этап II. Определение коэффициента ценностно-ориентационного единства.
По данным сводной таблицы вычисляется коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства (С) учащихся класса по следующей формуле:
C = (n-m)/N
где п — среднее число выборов, приходящееся на пять качеств, получивших максимальное число выборов; т — среднее число выборов, приходящееся на остальные качества; N — число учащихся, принявших участие в опросе.
Существует более простая формула вычисления коэффициента ценностно-ориентационного единства:
C = (l,4n-N)/6N
где п — сумма выборов, приходящееся на пять качеств, получивших максимальное число выборов; TV — число учащихся, принявших участие в опросе.
Интерпретация результатов. По степени ценностно-ориентационного единства делается вывод о характере сплоченности ученической группы. Если С 0,5, то это считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс имеет сплоченность уровня коллектива. Если 0,3находится на промежуточном уровне развития ЦОЕ. И, если С свидетельствует о недостаточной сплоченности класса как коллектива.
По содержанию качеств можно дать качественную характеристику сплоченности ученической группы. Это делается путем определения принадлежности наиболее весомых качеств (которые набрали наибольшее количество выборов) к той или иной группе (см. группировку качеств в пункте
«материал»). Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.
МЕТОДИКА «АТМОСФЕРА В КЛАССЕ»
Цель. Выявить психологический климат в ученической группе. Возрастная группа: с подросткового возраста. Материал: бланки (каждому) следующего содержания:
5 4 3 2 1
Дружелюбие враждебность
Согласи несогласие
Удовлетворенность неудовлетворенность
Увлеченность равнодушие
Взаимная поддержка не доброжелательность
Теплота холодность
Сотрудничество отсутствие сотрудничества
Взаимовыручка отсутствие взаимовыручки
Занимательность скука
Успешность не успешность
Набор качеств может дополняться и преобразовываться в зависимости от содержания исследования.
Инструкция: «На бланках написаны пары слов, с помощью которых каждый из вас будет оценивать атмосферу в классе по пятибалльной системе.
С левой стороны указаны слова, характеризующие хорошие качества класса, с правой стороны - плохие. Между парами слов стоят 5 черточек, где отмечаете крестиком выраженность того качества, которое считаете присущим вашему климату в группе. Например, в первой строке отмечаете четвертую черту, если в классе большинство относятся друг к другу с дружелюбием, вторую - большинство враждебно, первую - все относятся друг к другу враждебно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».
Обработка данных. Полученные индивидуальные оценки психологического климата в классе фиксируют в сводную таблицу, где определяется групповой средний балл по каждому качеству.
Образец сводной таблицы
Список класса | КАЧЕСТВА |
,_ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.А 2. Б 3. Г | | | | | | | | | | |
Групповой средний балл | | | | | | | | | | |
Интерпретация результатов делается по следующим пунктам:
по групповому среднему баллу выделяется преобладающая атмосфера в
ученической группе (через анализ граф);
по индивидуальным низким оценкам (отдельным качествам)
психологического климата в классе отмечаются учащиеся, которые
возможно чувствуют себя некомфортно в данной группе (уточняется при
беседе с ними и у классного руководителя).
МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель. Выявить эмоциональный настрой в ученической группе. Возрастная группа: с младшего школьного возраста (со 2 класса). Материал: бланк (для каждого) с незаконченными предложениями. Образец бланка
Мой класс
Мне нравится, когда в классе
Мне не нравится, когда в классе
Больше всего мне запомнилось, когда в классе произошло
Я хотел бы попасть в класс
У меня всякий раз портится настроение, когда в классе
У меня впечатление, что наш класс
Мне не нравится, когда люди
Мне кажется, что мои одноклассники не
10.Мне очень важно, чтобы
В зависимости от конкретной ситуации содержание и количество предложений может быть изменено.
Инструкция: «Перед вами незаконченные предложения, которые необходимо внимательно прочесть и завершить. Постарайтесь долго не думать. Первая мысль, которая приходит в голову, самая верная. Задание выполняйте самостоятельно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».
Обработка данных. Полученные ответы заносятся (переписываются или вырезаются и наклеиваются) в таблицу результатов и качественно анализируются.
Таблица результатов
Список | ОТВЕТЫ |
класса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.А | | | | | | | | | | |
2. Б | | | | | | | | | | |
З.Г | | | | | | | | | | |
Интерпретация результатов осуществляется с помощью постановки и решения следующих вопросов:
Какие отношения раскрываются в большинстве ответов?
Какие ожидания, недовольства, сомнения наблюдаются в группе?
Какие эмоции чаще проявляются учащимися в группе?
Данная методика дает косвенную информацию об особенностях психологической атмосферы в группе, поэтому требует применение дополнительных методов для изучения климата в конкретном классе.