Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения.
Методы обучения:
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
- исследовательский метод – совокупность приёмов, обеспечивающих привлечение самих обучающихся к наблюдениям, к накоплению фактов. Обучающиеся сами делают выводы.
- лекционный метод – один из методов сообщения нового материала.
- объяснительно-иллюстративный метод – осознанное усвоение знаний, когда обучающимся сообщается готовая информация разными средствами, показом примеров (устно, по книге, по картинке, таблице, компьютеру)
- проблемный метод – система, в которой создаются проблемные ситуации. Перед обучением ставятся проблемные вопросы. У обучающихся формируются творческие способности.
- частично - поисковый метод – метод, подготавливающий обучающихся к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития обучающихся.
- метод беседы, диспутов. Этот метод применим на каждом уроке.
- практический метод (различные задания: упражнения, мини-сочинение и др.)
- чтение учебника (таблиц, схем, презентаций)
-слово учителя
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучающихся. В школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе.
Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. В своей практике очень часто использую нетрадиционные уроки (литратурные гостиные, фестивали, круглые столы)
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.
Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.
Активные формы уроков.
-интегрированные уроки;
-урок-исследование;
-урок-консультация;
- игровые формы уроков;
- мультимедийные технологии обучения.
Игровые формы уроков.
Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы уроков, как
- урок-суд;
- урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;
- урок-спектакль или концерт;
- урок-конференция;
- урок-КВН.
Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых).
Интеграция- наиболее активно используемый в практике принцип обучения. Спектр предметов, преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк: литература, музыка, история, искусство. Так, например, анализ эпизода литературного произведения может стать основой интегрированного урока по подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный, комплексный анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского мастерства (психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у автора литературного произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом задании.
Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным произведением как историческим источником (Библия, «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху его создания.
Итак, интеграция – это один из способов активизации процесса обучения. Результатом данной работы становится:
- формирование итегративного мышления;
- способность переносить знания, умения и навыки, полученные на одном предмете, на другой;
- формирование творческого подхода к информации.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляют стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке сдачи ГИА и ЕГЭ.
Средства обучения.
К средствам обучения русскому языку относятся: Учебник. Учебные книги, дополняющие учебник. Средства наглядности. Внедрение информационных технологий.
Средства обучения – это своеобразное связующее звено между учеником и учителем, которое, наряду с методами и организационными формами работы, способствует успешной реализации намеченной цели. Учебник остается основным средством обучения русскому языку. Современный учебник русского языка должен отвечать определенным требованиям. Современное развитие системы образования, в частности альтернативность форм и средств обучения, обуславливает вариативность учебников. В связи с зависимостью образовательных систем от технологических изменений в обществе, в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Существующие современные средства обучения включаются в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определенной системе. Такой формой организации средств обучения являются учебно-методические комплексы.