СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы»

Методы и приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы  Автор:  Падерина Ксения Сергеена, учитель русского языка и  литературы  МКОУ «Усть-Ницинская СОШ» Март 2024

Методы и приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Автор: Падерина Ксения Сергеена,

учитель русского языка и литературы МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»

Март 2024

В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».

В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».

 Задачи:  1)внедрять новые методики,приёмы, технологии, позволяющие максимально раскрыться каждому ученику,   2)создать условия для получения прочных знаний и одновременно развивать творческое мышление обучающихся .

Задачи: 1)внедрять новые методики,приёмы, технологии, позволяющие максимально раскрыться каждому ученику, 2)создать условия для получения прочных знаний и одновременно развивать творческое мышление обучающихся .

Эффективные технологии:  1. Программа развития творческого мышления Э. Де Боно.  2. Технология ТРИЗ.  3. Ментальные карты (Мюллер Хорст), умственные карты Т. Бьюзена.  4. Метод проектов.  5. Технология критического мышления.  6.Технология Ю. А. Поташкиной и Б. С. Дыхановой .  7. Проблемное обучение.

Эффективные технологии: 1. Программа развития творческого мышления Э. Де Боно. 2. Технология ТРИЗ. 3. Ментальные карты (Мюллер Хорст), умственные карты Т. Бьюзена. 4. Метод проектов. 5. Технология критического мышления. 6.Технология Ю. А. Поташкиной и Б. С. Дыхановой . 7. Проблемное обучение.

1.«Брейнсторминг» (мозговой штурм) 2. Синектический (Проблемное обучение) 3. Фокальных объектов (Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.) 4. «Примеривания на себя». 5. Интроспективного анализа. 6. Дискуссии. 7.Операциональные и ролевые игры. 8. Методы сотрудничества. 9. «ИНСЕРТ» Основные методы:

1.«Брейнсторминг» (мозговой штурм)

2. Синектический (Проблемное обучение)

3. Фокальных объектов (Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.)

4. «Примеривания на себя».

5. Интроспективного анализа.

6. Дискуссии.

7.Операциональные и ролевые игры.

8. Методы сотрудничества.

9. «ИНСЕРТ»

Основные методы:

Основные средства:  -содержание учебного материала;  -формы и методы;  -наглядные и технические средства обучения;  -профессионализм учителя.

Основные средства: -содержание учебного материала; -формы и методы; -наглядные и технические средства обучения; -профессионализм учителя.

Работа с текстом Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий – вопросов, направленных на развитие креативного мышления, типа: -Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? -По каким признакам вы догадались об этом? -Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? -Как вы понимаете его название? -Как вы думаете, о чем это стихотворение? -Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? -Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы «видите» в ней? -Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? -Что объединяет эти произведения? -Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. -Только ли прилагательные вам придется выписать, почему? -Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении. -Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). -Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? и т.д.

Педагогические условия:  а) тщательный отбор и оптимальная дозировка материала на урок или внеклассное занятие;     б) личностная значимость предметного содержания деятельности ученика;     в) исходный тип мотивационной структуры;     г) специфика учебного предмета и вид учебного задания.   

Педагогические условия: а) тщательный отбор и оптимальная дозировка материала на урок или внеклассное занятие;   б) личностная значимость предметного содержания деятельности ученика;   в) исходный тип мотивационной структуры;   г) специфика учебного предмета и вид учебного задания.  

     Дополнительные рекомендации педагогам    - Самому быть творческим.  -Заражать детей своей любовью к творчеству.  -Быть гибким, уметь следовать ситуации.  -Демократичный стиль общения.  -Бороться со всяческими проявлениями конформизма.  -Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка.  Не бойтесь неожиданных вопросов   ---

Дополнительные рекомендации педагогам   - Самому быть творческим. -Заражать детей своей любовью к творчеству. -Быть гибким, уметь следовать ситуации. -Демократичный стиль общения. -Бороться со всяческими проявлениями конформизма. -Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка. Не бойтесь неожиданных вопросов

---

   Приёмы :  1)Весёлые рифмы.  2)Использование пословиц,  поговорок, загадок.  3)Грамматические сказки , мультфильмы.  4) Специальные упражнения       

  Приёмы : 1)Весёлые рифмы. 2)Использование пословиц, поговорок, загадок. 3)Грамматические сказки , мультфильмы. 4) Специальные упражнения    

   Специальные упражнения      

  Специальные упражнения    

Точка  Кавычки  Запятая  Скобки  Шапка   Расшифруйте слова. Исключите лишнее слово из каждого столбца.  Каточ  Чывыкак  Тазаяпа  Кибокс  Пашкак           .   Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) Примеры ответов: Тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой. Холод – айсберг, утро, расставание, полярный.

Точка Кавычки Запятая Скобки Шапка

Расшифруйте слова. Исключите лишнее слово из каждого столбца. Каточ Чывыкак Тазаяпа Кибокс Пашкак    

.

Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) Примеры ответов:

Тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой.

Холод – айсберг, утро, расставание, полярный.

  Составьте предложения из слов, логически не связанных между собой.   Компьютер, галактика, пчела;  вечер, книга, стиль;  автомобиль, жираф, роль;  свет, космос, ветер.      ---

Составьте предложения из слов, логически не связанных между собой. Компьютер, галактика, пчела; вечер, книга, стиль; автомобиль, жираф, роль; свет, космос, ветер.  

---

  Придумай заглавия к рассказам. (Особенно эффективны в этом направлении маленькие рассказы Ф. Кривина. Когда чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе всё приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию. -Нам, кажется, по пути, - сказала Заноза, впиваясь в ногу. – Вот и хорошо, всё-таки веселее в компании. Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием: -Ну, вот, я же говорила, что в компании веселее.  Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него. -Не все сразу, не все сразу, - недовольно вскричал пень. – Приму, сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут. ---

Придумай заглавия к рассказам. (Особенно эффективны в этом направлении маленькие рассказы Ф. Кривина.

Когда чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе всё приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.

-Нам, кажется, по пути, - сказала Заноза, впиваясь в ногу. – Вот и хорошо, всё-таки веселее в компании.

Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:

-Ну, вот, я же говорила, что в компании веселее.

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

-Не все сразу, не все сразу, - недовольно вскричал пень. – Приму, сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут.

---

  Придумай рассказ  по аналогии предыдущих  «Необычно об обычном». Когда стиральная машина начала свою головокружительную работу, в ванной комнате стоял шум. По окончании стирки бельё ждали прищепки и с треском встречали своих сияющих белоснежных друзей.   Зубная паста лениво вылезает из тюбика на очередную встречу с щёткой, чтобы опять здорово повеселиться. После них мыло вдруг начинает кружиться и пениться от радости. Затем вехотка задорным телодвижением развлекает всех жителей ванной комнаты.

Придумай рассказ по аналогии предыдущих «Необычно об обычном».

Когда стиральная машина начала свою головокружительную работу, в ванной комнате стоял шум. По окончании стирки бельё ждали прищепки и с треском встречали своих сияющих белоснежных друзей.

Зубная паста лениво вылезает из тюбика на очередную встречу с щёткой, чтобы опять здорово повеселиться. После них мыло вдруг начинает кружиться и пениться от радости. Затем вехотка задорным телодвижением развлекает всех жителей ванной комнаты.

 Расскажи другими словами Например: Серёжа сегодня хорошо подготовился к урокам. (Мой друг нынче отлично выполнил домашнее задание). Мы скоро пойдём гулять в парк. Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.   Измени язык рассказа (например, переделать в русскую народную сказку, рассказать то же самое языком персонажа мультфильма и т.д.). Былинка и Солнце  Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то былинку! Да и хороша пара – Былинка и … Солнце! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, тянулась, и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация! Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку?! Вот что делает с нами надежда и высокие чувства. (Ф. Кривин)

Расскажи другими словами

Например: Серёжа сегодня хорошо подготовился к урокам. (Мой друг нынче отлично выполнил домашнее задание).

Мы скоро пойдём гулять в парк.

Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.

 

Измени язык рассказа (например, переделать в русскую народную сказку, рассказать то же самое языком персонажа мультфильма и т.д.).

Былинка и Солнце

Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то былинку! Да и хороша пара – Былинка и … Солнце! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, тянулась, и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация! Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку?! Вот что делает с нами надежда и высокие чувства. (Ф. Кривин)

 Домашнее задание.  Переписать главу, тему или параграф учебника по-новому, т.е. написать свой авторский вариант. Используйте для этого дополнительную литературу.

Домашнее задание. Переписать главу, тему или параграф учебника по-новому, т.е. написать свой авторский вариант. Используйте для этого дополнительную литературу.

 Придумай рассказ на одну букву.      Д ерево- д олгожитель – д ом д ля д ревоедов, д ятлы – д октора д еревьев. Д олетит д ятел д о д уба- д олгожителя и д олбит д олото-клювом д ревесные д ома д ревоедов, д остаёт д олгоносиков, д арит д обро д ереву. Д ятел д остаёт из д уба- д олгожителя д о д вухсот д ревоедов в д ень, а д ерево д аёт д ом д ля д етёнышей д ятла.   Д оволен д уб – д оволен д ятел.

Придумай рассказ на одну букву.   Д ерево- д олгожитель – д ом д ля д ревоедов, д ятлы – д октора д еревьев. Д олетит д ятел д о д уба- д олгожителя и д олбит д олото-клювом д ревесные д ома д ревоедов, д остаёт д олгоносиков, д арит д обро д ереву. Д ятел д остаёт из д уба- д олгожителя д о д вухсот д ревоедов в д ень, а д ерево д аёт д ом д ля д етёнышей д ятла. Д оволен д уб – д оволен д ятел.

Придумай лингвистическую сказку.

В стране Русского языка, в маленьком городке, жили все знаки препинания. Знаки любили гулять весёлой компанией по улицам, ходили друг к другу в гости. Как-то раз Скобки пригласили к себе в гости все знаки препинания на весёлую

вечеринку чаю попить, поговорить на разные темы. И вот разговор зашёл о том, кто из них главный.

Точка говорит:

-Без сомнения, самая главная я, потому что без меня предложение не закончилось бы.

В ответ точке Запятая говорит:

-А почему это ты главная?! Я должна быть главной, потому что я указываю на паузу внутри предложения. Монотонность речи совсем ни к чему!

И тут стали возмущаться братья Вопросительный и Восклицательный знаки. Восклицательный сказал:

-Почему это вы, Точка и Запятая, называете себя главными? Главный в предложении я. С помощью меня передаются чувства: гнев, радость, удивление, досада, недоумение. А Вопросительный знак дополнил ответ брата:

-С помощью меня можно задать вопрос, а в дуэте с братом мы создаём риторические вопросы.

В разговор вступило Многоточие:

-Вот всегда так. Вечно меня притесняют. То люди обзовут «троеточием», то вместо трёх точек поставят четыре или пять. А ведь со мной так интересно! После того как меня поставят в конец предложения, Человек может пофантазировать, что может случиться дальше.

И тут лопнуло терпение у знаков - близнецов Дефиса и Тире. Дефис воскликнул:

-Уж как притесняют нас, и не передать словами! Люди совершенно забывают, что мы на самом деле разные. Тире стоит внутри предложения, а я - между словами и их частями. Так что я самый важный знак!

Долго спорили знаки и пришли к выводу, что им нужно идти к королеве Пунктуации, чтобы она разрешила спор.

Пока мудрая королева слушала из уст Двоеточия суть спора, знаки успели вновь поспорить и даже подраться. Выслушав каждого из них, Пунктуация вынесла своё решение:

-Вы все нужны в предложениях. Каждый из вас выполняет важную роль. Поэтому нет смысла вам спорить. Живите, как и раньше, в мире и дружбе.

Знаки препинания были рады, что все они являются важными в речи. Мир и справедливость восторжествовали!

---

 Рассказ по алфавиту.      А нна б ыла в еличавой , г ордой д евушкой. Е ё жениху з авидовали и ноземные й оркширские к расавцы. Л юди м имо н её, о борачиваясь, п роходили. Р ядом с такой у хоженной, ф антастически х орошенькой ц аревной ч увствуешь ш ироту, щ ёдрость э той ю ной я годки.       ---

Рассказ по алфавиту.   А нна б ыла в еличавой , г ордой д евушкой. Е ё жениху з авидовали и ноземные й оркширские к расавцы. Л юди м имо н её, о борачиваясь, п роходили. Р ядом с такой у хоженной, ф антастически х орошенькой ц аревной ч увствуешь ш ироту, щ ёдрость э той ю ной я годки.  

---

       -   Придумать стихотворение на одну рифму    Мы отправились туда,  Где живут коров стада,  Где прозрачная вода,  А на вкус как ерунда,  Где противная еда,  Где в ночи светит звезда,  Где прожить бы без труда,  Вряд ли будет тут беда.  Ты придёшь за мной туда?  - Создание акростихов.      С амый лучший из друзей – это пёсик Колизей.  А как с ним играть прекрасно! Можно   Ш ляпу деда взять, чтобы в воздух запускать.   А как шляпу запускают, Колизей её хватает и  на части разрывает     ---

-   Придумать стихотворение на одну рифму Мы отправились туда, Где живут коров стада, Где прозрачная вода, А на вкус как ерунда, Где противная еда, Где в ночи светит звезда, Где прожить бы без труда, Вряд ли будет тут беда. Ты придёшь за мной туда? - Создание акростихов.   С амый лучший из друзей – это пёсик Колизей. А как с ним играть прекрасно! Можно Ш ляпу деда взять, чтобы в воздух запускать. А как шляпу запускают, Колизей её хватает и на части разрывает

---

       Составление «бестолкового словаря».   Любопытный – пытать любого.  Горизонт – горящий зонтик.   Колобок – колоть в бок.   Запеканка – загорелая девушка.   Холод – холодное одеяло.  Каблук – кабаний лук.  Гречка – жительница Греции.  Бойкот – наказание кота.   Олень – очень ленивый.  Косуля – косая женщина.   Мойва – женщина, моющая посуду.  

    Составление «бестолкового словаря». Любопытный – пытать любого. Горизонт – горящий зонтик. Колобок – колоть в бок. Запеканка – загорелая девушка. Холод – холодное одеяло. Каблук – кабаний лук. Гречка – жительница Греции. Бойкот – наказание кота. Олень – очень ленивый. Косуля – косая женщина. Мойва – женщина, моющая посуду.  

    Придумывание загадок, небылиц.  На горе стоит село.  В том селенье весело.  Там мышей собака ловит,  А потом идёт, готовит.   ---

  Придумывание загадок, небылиц. На горе стоит село. В том селенье весело. Там мышей собака ловит, А потом идёт, готовит.

---

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  (сочинения, изложения, творческие диктанты)   - Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (Напиши сказку наоборот, допиши рассказ, сказку, по заданному началу или с заданной концовкой.)   -«Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении. - Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине). - Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения–повествования. - Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения. - Сочинение–продолжение написанного накануне изложения или диктанта. - Сочинения–ассоциации по мотивам когда–то написанного диктанта или изложения. - Сочинения–стилизации, подражание гению («По следам древних мифов», «Мы сочиняем басни», «Поучения учащимся»).  - Сочинение «Проба пера». - «Рекламное бюро».

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (сочинения, изложения, творческие диктанты)

- Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (Напиши сказку наоборот, допиши рассказ, сказку, по заданному началу или с заданной концовкой.)

-«Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении.

- Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине).

- Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения–повествования.

- Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

- Сочинение–продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

- Сочинения–ассоциации по мотивам когда–то написанного диктанта или изложения.

- Сочинения–стилизации, подражание гению («По следам древних мифов», «Мы сочиняем басни», «Поучения учащимся»).

- Сочинение «Проба пера».

- «Рекламное бюро».

Р асшифруйте слова, напишите сочинение на заданную тему.            Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.            Например: сапоги – ворона   – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?  – Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?  – Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?  – Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

Р асшифруйте слова, напишите сочинение на заданную тему.

Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.           Например: сапоги – ворона – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? – Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь? – Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку? – Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ  Пиктографический диктант            Как из лейки дождик льёт.           Под ёлкой спрятался енот.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ Пиктографический диктант

          Как из лейки дождик льёт.          Под ёлкой спрятался енот.

Деформированный текст ЗМИА Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.  Работа со словом

Деформированный текст

ЗМИА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Работа со словом

Таким образом, важную роль при формировании креативного мышления учащихся на уроках русского языка и литературы играют:   1) тщательный отбор содержания учебного материала;  2) серьёзная работа над формулировкой заданий;  3) профессионализм учителя-предметника, постоянно поддерживаемый необычным уроком, так называемым «Уроком бабочки».

Таким образом, важную роль при формировании креативного мышления учащихся на уроках русского языка и литературы играют: 1) тщательный отбор содержания учебного материала; 2) серьёзная работа над формулировкой заданий; 3) профессионализм учителя-предметника, постоянно поддерживаемый необычным уроком, так называемым «Уроком бабочки».

Иногда именно усилие  необходимо нам в жизни…

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни…

Литература. Ландау Э. Одарённость требует мужества. Психологическое сопровождение одарённого ребёнка.-М., 2002.-144с. Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Учеб.для общеобразоват.учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов – М.:Мнемозина, 2009. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис,2005.- 203с. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. - СПб., 1997.-34с. Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 – 11-м классах. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» , 2009, с.6-7 rospedclub/ru ( Клуб учителей «Доживем до понедельника», тезисы) Интернет ресурсы
  • Литература.
  • Ландау Э. Одарённость требует мужества. Психологическое сопровождение одарённого ребёнка.-М., 2002.-144с.
  • Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Учеб.для общеобразоват.учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов – М.:Мнемозина, 2009.
  • Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис,2005.- 203с.
  • Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. - СПб., 1997.-34с.
  • Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 – 11-м классах. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» , 2009, с.6-7
  • rospedclub/ru ( Клуб учителей «Доживем до понедельника», тезисы)
  • Интернет ресурсы