Методы и приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы
Автор: Падерина Ксения Сергеена,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
Март 2024
В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».
Задачи: 1)внедрять новые методики,приёмы, технологии, позволяющие максимально раскрыться каждому ученику, 2)создать условия для получения прочных знаний и одновременно развивать творческое мышление обучающихся .
Эффективные технологии: 1. Программа развития творческого мышления Э. Де Боно. 2. Технология ТРИЗ. 3. Ментальные карты (Мюллер Хорст), умственные карты Т. Бьюзена. 4. Метод проектов. 5. Технология критического мышления. 6.Технология Ю. А. Поташкиной и Б. С. Дыхановой . 7. Проблемное обучение.
1.«Брейнсторминг» (мозговой штурм)
2. Синектический (Проблемное обучение)
3. Фокальных объектов (Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.)
4. «Примеривания на себя».
5. Интроспективного анализа.
6. Дискуссии.
7.Операциональные и ролевые игры.
8. Методы сотрудничества.
9. «ИНСЕРТ»
Основные методы:
Основные средства: -содержание учебного материала; -формы и методы; -наглядные и технические средства обучения; -профессионализм учителя.
Работа с текстом Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий – вопросов, направленных на развитие креативного мышления, типа: -Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? -По каким признакам вы догадались об этом? -Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? -Как вы понимаете его название? -Как вы думаете, о чем это стихотворение? -Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? -Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы «видите» в ней? -Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? -Что объединяет эти произведения? -Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. -Только ли прилагательные вам придется выписать, почему? -Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении. -Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). -Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? и т.д.
Педагогические условия: а) тщательный отбор и оптимальная дозировка материала на урок или внеклассное занятие; б) личностная значимость предметного содержания деятельности ученика; в) исходный тип мотивационной структуры; г) специфика учебного предмета и вид учебного задания.
Дополнительные рекомендации педагогам - Самому быть творческим. -Заражать детей своей любовью к творчеству. -Быть гибким, уметь следовать ситуации. -Демократичный стиль общения. -Бороться со всяческими проявлениями конформизма. -Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка. Не бойтесь неожиданных вопросов
---
Приёмы : 1)Весёлые рифмы. 2)Использование пословиц, поговорок, загадок. 3)Грамматические сказки , мультфильмы. 4) Специальные упражнения
Специальные упражнения
Точка Кавычки Запятая Скобки Шапка
Расшифруйте слова. Исключите лишнее слово из каждого столбца. Каточ Чывыкак Тазаяпа Кибокс Пашкак
.
Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) Примеры ответов:
Тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой.
Холод – айсберг, утро, расставание, полярный.
Составьте предложения из слов, логически не связанных между собой. Компьютер, галактика, пчела; вечер, книга, стиль; автомобиль, жираф, роль; свет, космос, ветер.
---
Придумай заглавия к рассказам. (Особенно эффективны в этом направлении маленькие рассказы Ф. Кривина.
Когда чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе всё приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.
-Нам, кажется, по пути, - сказала Заноза, впиваясь в ногу. – Вот и хорошо, всё-таки веселее в компании.
Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:
-Ну, вот, я же говорила, что в компании веселее.
Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.
-Не все сразу, не все сразу, - недовольно вскричал пень. – Приму, сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут.
---
Придумай рассказ по аналогии предыдущих «Необычно об обычном».
Когда стиральная машина начала свою головокружительную работу, в ванной комнате стоял шум. По окончании стирки бельё ждали прищепки и с треском встречали своих сияющих белоснежных друзей.
Зубная паста лениво вылезает из тюбика на очередную встречу с щёткой, чтобы опять здорово повеселиться. После них мыло вдруг начинает кружиться и пениться от радости. Затем вехотка задорным телодвижением развлекает всех жителей ванной комнаты.
Расскажи другими словами
Например: Серёжа сегодня хорошо подготовился к урокам. (Мой друг нынче отлично выполнил домашнее задание).
Мы скоро пойдём гулять в парк.
Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.
Измени язык рассказа (например, переделать в русскую народную сказку, рассказать то же самое языком персонажа мультфильма и т.д.).
Былинка и Солнце
Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то былинку! Да и хороша пара – Былинка и … Солнце! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, тянулась, и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация! Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку?! Вот что делает с нами надежда и высокие чувства. (Ф. Кривин)
Домашнее задание. Переписать главу, тему или параграф учебника по-новому, т.е. написать свой авторский вариант. Используйте для этого дополнительную литературу.
Придумай рассказ на одну букву. Д ерево- д олгожитель – д ом д ля д ревоедов, д ятлы – д октора д еревьев. Д олетит д ятел д о д уба- д олгожителя и д олбит д олото-клювом д ревесные д ома д ревоедов, д остаёт д олгоносиков, д арит д обро д ереву. Д ятел д остаёт из д уба- д олгожителя д о д вухсот д ревоедов в д ень, а д ерево д аёт д ом д ля д етёнышей д ятла. Д оволен д уб – д оволен д ятел.
Придумай лингвистическую сказку.
В стране Русского языка, в маленьком городке, жили все знаки препинания. Знаки любили гулять весёлой компанией по улицам, ходили друг к другу в гости. Как-то раз Скобки пригласили к себе в гости все знаки препинания на весёлую
вечеринку чаю попить, поговорить на разные темы. И вот разговор зашёл о том, кто из них главный.
Точка говорит:
-Без сомнения, самая главная я, потому что без меня предложение не закончилось бы.
В ответ точке Запятая говорит:
-А почему это ты главная?! Я должна быть главной, потому что я указываю на паузу внутри предложения. Монотонность речи совсем ни к чему!
И тут стали возмущаться братья Вопросительный и Восклицательный знаки. Восклицательный сказал:
-Почему это вы, Точка и Запятая, называете себя главными? Главный в предложении я. С помощью меня передаются чувства: гнев, радость, удивление, досада, недоумение. А Вопросительный знак дополнил ответ брата:
-С помощью меня можно задать вопрос, а в дуэте с братом мы создаём риторические вопросы.
В разговор вступило Многоточие:
-Вот всегда так. Вечно меня притесняют. То люди обзовут «троеточием», то вместо трёх точек поставят четыре или пять. А ведь со мной так интересно! После того как меня поставят в конец предложения, Человек может пофантазировать, что может случиться дальше.
И тут лопнуло терпение у знаков - близнецов Дефиса и Тире. Дефис воскликнул:
-Уж как притесняют нас, и не передать словами! Люди совершенно забывают, что мы на самом деле разные. Тире стоит внутри предложения, а я - между словами и их частями. Так что я самый важный знак!
Долго спорили знаки и пришли к выводу, что им нужно идти к королеве Пунктуации, чтобы она разрешила спор.
Пока мудрая королева слушала из уст Двоеточия суть спора, знаки успели вновь поспорить и даже подраться. Выслушав каждого из них, Пунктуация вынесла своё решение:
-Вы все нужны в предложениях. Каждый из вас выполняет важную роль. Поэтому нет смысла вам спорить. Живите, как и раньше, в мире и дружбе.
Знаки препинания были рады, что все они являются важными в речи. Мир и справедливость восторжествовали!
---
Рассказ по алфавиту. А нна б ыла в еличавой , г ордой д евушкой. Е ё жениху з авидовали и ноземные й оркширские к расавцы. Л юди м имо н её, о борачиваясь, п роходили. Р ядом с такой у хоженной, ф антастически х орошенькой ц аревной ч увствуешь ш ироту, щ ёдрость э той ю ной я годки.
---
- Придумать стихотворение на одну рифму Мы отправились туда, Где живут коров стада, Где прозрачная вода, А на вкус как ерунда, Где противная еда, Где в ночи светит звезда, Где прожить бы без труда, Вряд ли будет тут беда. Ты придёшь за мной туда? - Создание акростихов. С амый лучший из друзей – это пёсик Колизей. А как с ним играть прекрасно! Можно Ш ляпу деда взять, чтобы в воздух запускать. А как шляпу запускают, Колизей её хватает и на части разрывает
---
Составление «бестолкового словаря». Любопытный – пытать любого. Горизонт – горящий зонтик. Колобок – колоть в бок. Запеканка – загорелая девушка. Холод – холодное одеяло. Каблук – кабаний лук. Гречка – жительница Греции. Бойкот – наказание кота. Олень – очень ленивый. Косуля – косая женщина. Мойва – женщина, моющая посуду.
Придумывание загадок, небылиц. На горе стоит село. В том селенье весело. Там мышей собака ловит, А потом идёт, готовит.
---
УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (сочинения, изложения, творческие диктанты)
- Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (Напиши сказку наоборот, допиши рассказ, сказку, по заданному началу или с заданной концовкой.)
-«Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении.
- Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине).
- Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения–повествования.
- Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
- Сочинение–продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
- Сочинения–ассоциации по мотивам когда–то написанного диктанта или изложения.
- Сочинения–стилизации, подражание гению («По следам древних мифов», «Мы сочиняем басни», «Поучения учащимся»).
- Сочинение «Проба пера».
- «Рекламное бюро».
Р асшифруйте слова, напишите сочинение на заданную тему.
Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными. Например: сапоги – ворона – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? – Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь? – Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку? – Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?
НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ Пиктографический диктант
Как из лейки дождик льёт. Под ёлкой спрятался енот.
Деформированный текст
ЗМИА
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.
Работа со словом
Таким образом, важную роль при формировании креативного мышления учащихся на уроках русского языка и литературы играют: 1) тщательный отбор содержания учебного материала; 2) серьёзная работа над формулировкой заданий; 3) профессионализм учителя-предметника, постоянно поддерживаемый необычным уроком, так называемым «Уроком бабочки».
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни…
- Литература.
- Ландау Э. Одарённость требует мужества. Психологическое сопровождение одарённого ребёнка.-М., 2002.-144с.
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Учеб.для общеобразоват.учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов – М.:Мнемозина, 2009.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис,2005.- 203с.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. - СПб., 1997.-34с.
- Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 – 11-м классах. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» , 2009, с.6-7
- rospedclub/ru ( Клуб учителей «Доживем до понедельника», тезисы)
- Интернет ресурсы