Методы, приемы и подходы при изучении химии в условиях ФГОС.
Яркушина Галина Александровна, учитель химии МОУ Курбской СШ ЯМР.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач. Педагоги понимают, что формирование функциональной грамотности школьников - это не натаскивание на образцы оценки и заинтересованы в повышении естественнонаучной грамотности российских участников в международных исследованиях PISA. Невозможно не прислушаться к мнению Г.С.Ковалёвой, руководителя Центра оценки качества образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования», которая утверждает: «PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения». Под естественнонаучной грамотностью понимается способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и использовать доказательства. Наиболее важными вопросами для учителя химии при организации обучения в условиях ФГОС и подготовки к участию в исследованиях являются следующие:
1 Реализация педагогом совместно с обучающимися целеполагания и планирования на учебном занятии. Успешно практикую следующие приемы постановки цели урока: формирование цели при помощи опорных глаголов, работу над понятием, тему-вопрос, кластер, проблему предыдущего урока, проблемную ситуацию, нерешенную задачу, «отсроченную догадку», «группировку», «исключение», побуждающий и подводящий диалоги. Сообщение темы с мотивирующими приемами: «яркое пятно», «актуальность». В качестве «Яркого пятна» использую видеосюжет, картину, отрывок из текста, любой интригующий материал. Пример 1. Показ картины «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и чтение отрывка из произведения Г.Р.Хаггарда «Клеопатра»: «…Она вынула из уха одну из жемчужин …и…опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, выпила весь до последней капли…». Пример 2. Всегда ли в химии соблюдается математическое правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется?», предлагаю проверить в ходе лабораторной работы «Получение гидроксида цинка и исследование его свойств»
2. При конструировании урока обеспечить рациональный отбор инструментов для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование системы универсальных учебных действий на предметном материале. Для оценивания личностных результатов использую работу в паре (группе) и карту наблюдения П.М.Шалашова и Л.М.Абрамкина. Пример. В ходе работы над темой «Галогены» обучающиеся получают задания: 1) «В каких областях человеческой деятельности используется хлор и его соединения? С какими соединениями хлора люди каких профессий могут сталкиваться чаще всего?». 2) «Оцените опасность химического оружия. Если бы Вы были в составе командной группы, смогли бы Вы взять на себя ответственность по применению хлора, как отравляющего боевого газа». 3) «Оцените вклад отечественных ученых в изобретение противогаза. Готовы ли Вы в экстренных ситуациях к мобилизации Ваших сил …?».
Опираясь на разработанную А.В. Хуторским теорию дидактики, направленную на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию, в основе преподавания предмета химии считаю удачным сочетание элементов технологий проблемного, разноуровневого, игрового обучения, ИКТ, проектные технологии, исследовательскую технологию. При организации групповой работы использую метод Эдварда де Боно «Мыслительные шляпы». Начинаю с озвучивания роли «красная шляпа», затем «белая». Красная. Когда Вы слышите слово «железо», что Вам сразу приходит на ум? Какие бы рисунки Вы выбрали для иллюстрации темы? Белая. Что Вы знаете о химическом элементе железо? Каковы особенности физических и химических свойств железа как простого вещества? Какие соединения железа Вам известны? Используем ли мы железо и его соединения в повседневной жизни? Желтая. Какова роль железа как элемента в жизни каждого человека? Какую роль железо сыграло в развитии человечества? Можно ли нашу повседневную жизнь представить без железа и его соединений? Почему? Черная. Каковы экологические проблемы черной металлургии? В чем заключаются экологические риски добычи железа? Какова роль железа и его соединений в войнах? Зеленая. Можно ли заменить железо на новые современные материалы? Какими свойствами они должны обладать? Как медики научились решать проблемы дефицита железа в организме человека? Можно ли заменить железо другим элементом (с биологической точки зрения)? Синяя. Какие знания Вам необходимы, чтобы быть успешным в дискуссии о роли железа?
Начальным моментом мыслительного процесса перед лабораторной работой использую проблемную ситуацию. Ставлю вопрос: «Каков характер среды в растворах солей?». Высказанные гипотезы предлагаю проверить в ходе самостоятельного эксперимента. Стараюсь использовать разные типы проблемных ситуаций: с противоречивыми положениями, одновременным предъявлением противоречивых фактов, теорий (Почему оксиды углерода и кремния имеют разные агрегатные состояния?); со столкновением мнений учеников (Какие свойства проявляет вещество состава Н3ALO3?); с противоречием между житейским и научным фактом (Почему моряку-подводнику желают легкой воды?); не сходным с предыдущим заданием. (Определите валентность углерода в C2H6, C3H8, C4H10)
В обучении химии дифференциация имеет особое значение, т.к. у одних учащихся усвоение химии сопряжено с трудностями, а у других проявляются выраженные способности к изучению предмета. Важно обеспечить снижение порога трудности на первом этапе изучения предмета, а затем обеспечить выбор образовательной траектории. Применение ИКТ позволяет, активизировать познавательную деятельность, увеличить объем учебной нагрузки на уроке, изменить форму домашнего задания; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока. Ученику можно увидеть строение атома, смоделировать химический процесс, воспользоваться тренажерами, принять участие в подготовке урока, пополнить своим трудом копилку кабинета химии. Общаться с учителем дистанционно.
Чтобы не допустить эмоционального напряжения, использую тонизирующее влияние музыкальных произведений. Музыка стимулирует активность во время работы, дети приучаются к разговору в полголоса. Использую «переключающиеся» мелодии, заканчивающиеся спокойно, что служит сигналом о том, что пора прекращать выполнение работы. При этом важное значение имеет продолжительность и громкость звучания музыки. Использую классические произведения в современной обработке, т.к. именно такая музыка способствует созданию у подростков хорошего настроения.
3. Реализовать практическую часть курса «Химия» через организацию личностно-ориентированных практических, лабораторных работ, а также проектно-исследовательскую деятельность. Проблемный, занимательный эксперимент, самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником вызывает стремление понять, почему так происходит, доставляет ему огромное удовольствие, возвышает его в собственных глазах. Этот факт использую при организации внеурочных занятий, на которых учащиеся получают необходимую подготовку к жизни. Демонстрирую опыты: кукурузные палочки как адсорбент, волшебный сосуд, извлечение из листа хлорофилла, фокусы с картофелем и др. Дети проводят исследования Некрасовской лечебной воды, обнаружение в продуктах питания витаминов, глюкозы , определение среды (соков, отваров, варенья, моющих средств), анализ чипсов (наличие крахмала, поваренной соли, расчет калорийности в сравнении с блюдами школьного меню), определение качества мытья посуды, изучение состава лекарственных препаратов содержащих аспирин. Детские презентации, проекты, исследовательские работы использую в образовательном процессе.
Библиографический список:
1. Мещерякова Л.М., Шалашова М.М., Оржековский П.А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических знаний//Химия в школе.-2013.-№1
2.http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
3. Большая книга экспериментов / под ред. Антонеллы Мейяни: Росмен-пресс, 2013.
4. П.М.Шалашова и Л.М.Абрамкина. Как оценить личностные результаты учащихся//Химия в школе.-2013.№3