СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Междометие как часть речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и систематизации знаний по теме "Междометие как часть речи".

Просмотр содержимого документа
««Междометие как часть речи».»

Авдюшкина Е.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Занино-Починковская СОШ»


Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Междометие как часть речи». Закрепление.

Тип урока: урок повторения и систематизация знаний.

Форма урока: комбинированный.

Цели урока – закрепить ЗУН, полученные на прошлом уроке;

– распознавать и употреблять междометия в устной и письменной речи;

Задачи урока:

Образовательные:

- развить умение находить междометия в тексте;

- формировать умение использовать междометия в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения;

Развивающие:

- развивать навыки актерского мастерства;

- развитие внимания, речи и дикции;

- развиваем умение слушать и понимать других

Воспитательные:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

Оборудование: презентация, видеоролик, музыка, учебник, карточки.



Ход урока:

I. Орг.момент.:

Ой, какой прекрасный день!

Ах, учиться нам не лень!

Батюшки, гостей как много.

Ух, судить нас будут строго?

-    Здравствуйте. Садитесь.  


II.Психологический настрой

Сегодня весенним днем к нам заглянули солнышко и тучка. Я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение, показываете солнце. Если настроение плохое – тучки.

Отлично! Значит, работа на уроке будет плодотворной. Успехов вам и удачи!

Презентация

На слайде текст:

«Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Чуть дело плохо, говорят: «дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, аге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы». Н.Александрович

Ребята, вы наверное, догадались о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке. (о междометии) Итак, тема нашего урока: «Междометие».


III. Сообщение темы урока. Прием целеполагания.

– Откройте тетради, запишите число – 21 марта. Классная работа.

–  С чего началось наше общение? Конечно, мы друг с другом поздоровались. Вы уже знаете, что слово «здравствуйте» – это междометие речевого этикета.

– Какую цель вы хотите поставить перед собой сегодня?

(Обучающиеся формулируют цели.)

Цель нашего урока – закрепить знания, полученные на прошлом уроке.

- распознавать и употреблять междометия в устной и письменной речи.

IV. Актуализация знаний. Мозговой штурм.

1. Что такое междометия?

2. Какие чувства выражают междометия? (радость, восторг, удивление, печаль, злорадство, гнев, насмешку, иронию…). Примеры.

3. На какие группы делятся по значению? (Эмоциональные: ох, ах, тьфу, ужас и т.д., повелительные: кыш- кыш, тс, брысь, цып- цып, алло, ау и т.д., этикетные: здравствуйте, привет, спасибо, пожалуйста, пока и т.д.)

4. Как выделяются на письме междометия?

5. Являются ли членами предложения?

6. Что такое звукоподражательные слова?

7. Что значит «производное\непроизводное междометие»? (образовано из других частей речи или не соотносится с ними)

8. Что значит простое\сложное междометие по структуре? (состоит из одного или нескольких основ)

9. Какими членами предложения может являться междометие? (подлежащее, сказуемое, дополнение)


V. Задание на карточках: (По очереди к доске)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях.

1.Ах яблочко, цвета милого! (С.Есенин.)

2.Увы Невеста молодая своей печали неверна. (А.Пушкин.)

3. Эх песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С.Есенин.)

4. Жизнь увы не вечный дар. (А.Пушкин.)

5. Тсс Егор Ильич спит… (А.Чехов.)


VI. Отработка правильной интонации при чтении междометий.

Давайте теперь представим себя в роли актеров. У меня для вас есть замечательная ромашка. Сейчас желающие по одному будут подходить ко мне и отрывать лепесток. Тот, кто отрывает, читает то, что на нем написано, учитывая рекомендации в скобках. Все остальные после озвучивания пытаются объяснить, какое чувство хотел передать чтец. Писать ничего не нужно. Проявите свои актерские способности.

«Ромашка». Лепестки:

Ах! Как красиво! (С восхищением, с восторгом!)

Ох! Как плохо! (С досадой и раздражением!)

Ай! Не надо! (Боязливо, испуганно!)

Эх! Пойду потанцую! (Решительно!)

Фу! Как грязно! (С недовольством, с отвращением!)

Увы! Все пропало! (С досадой, с раздражением!)

Ой-ой-ой! Больно! (Чувство боли и неприятного ощущения!)

Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

Дети: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.


VII. Игра «Найди междометие»

Найти междометие в песне, выполнить морфологический разбор (устно).

1. Эй

2. Ах

3. Ой

4. Баю-баюшки-баю

5.Ах

6. Тик-так


VIII. Физкультминутка

Приседая, надо произнести «ах», поднимаясь, – «ох» 6 раз

Эти же упражнения рекомендуются для вокалистов. А еще считается, что при произношении слов «ух, ох, ах» происходит выброс негативной энергии.


IX. Просмотр видеоролика «Ералаш». (Смотреть и записывать междометия).

Вопросы:

- Каких междометий много в этом видеоролике? (Этикетные междометия).

- А сейчас проверим, как вы знаете этикетные междометия?


Х. Работа в парах. Игра «Волшебные слова». Вставьте на место пропуска подходящее междометие, подчеркните его как член предложения.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (Спасибо)

И во Франции, и в Дании на прощанье скажут... (До свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день)

Если больше есть не в силах, маме скажем мы… (Спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече... (Здравствуйте)

XI. Устная работа

Используя данные предложения, сделайте вывод о синтаксической роли междометия.

1). Вот раздалося ау вдалеке. (Н.А. Некрасов).

(выступает в роли существительного-дополнения)

2). Вся столица содрогнулась,  а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха.

(выступает в роли глагола-сказуемого)

3). Все эти хи-хи, ха-ха, пение, трусливые разговоры- мерзость. (Л.Н. Толстой).

(выступает в роли существительного-подлежащего)

4). Объяснял он свой предмет медленно, тягуче, с бесконечным гм, эге.

(выступает в роли существительного-обстоятельства)

5). Эй, Петров, заводи песню!

(не является членом предложения)

6). Ну, девушка, я тебя сейчас выручу. (А.И. Куприн).

(не является членом предложения)

7). Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.А. Крылов).

(не является членом предложения).


XII. Работа в парах. Разгадывание кроссворда.





1

 

м



2

 

 

е



3


 

ж

 

 

4

 

 

д

 

 

5

 

 

о

 


6

 

 

м




7

 

е




8

 

т

 

 


9

 

и

 


10

 

 

е

 

 

1. Междометие, обозначающее «съем», «укушу».

2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.

3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

4. Выражение отказа.

5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.

6. Удар колокола, выстрел из оружия.

7. Подражание блеянию овцы.

8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!».

9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.

10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

XIII. Викторина (Если останется время)

  • Если не работает звонок, а вам очень надо войти в дверь, то это междометие не произносите, но используете. (Тук-тук.)

  • Междометие – вопрос (а)

  • Междометие, выражающее досаду (Увы, У)

  • Возглас, которым мы прогоняем курицу. (Кыш.)

  • Междометие, выражающее чувство испуга (Ой)

  • Междометие, выражающее удивление. (Ну и ну!)

  • Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае – это существительное, во втором – междометие. (Крышка!)

  • Название конфеты образовалось от этого междометия. (Кис-кис.)

  • Междометие, побуждающее к действию. (Ну!)

  • Междометие, выражающее радость (ах)

11) Междометие, выражающее сожаление (Увы)

12)Просторечный призыв идти куда-то. (Айда.)

13) Возглас, которым перекликаются в лесу. (Ау.)

14) Междометие, выражающее соглашение. (Ага.)

15) Вспомните сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола? (Айболит.)

16) Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего – в театре). (Браво!)

17) Это междометие есть на дорожном знаке. (Стоп!)


XIV. Стадия «Рефлексия»
Наша работа на сегодня заканчивается.
- Какой вид работы заинтересовал?
- Что нового узнали? 
- Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой? 
- Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?

- Кто справился со всей работой на уроке и считает, что всё удалось, результатом своей работы довольны,  на шкале самооценки напишите вверху АХ.

-У кого были ошибки, но с работой справился, на шкале самооценки напишите посередине ОХ.

- Кто результатом своей работы  не доволен,  на шкале внизу напишите, УВЫ.


XV. Стадия «Домашнее задание»

1. Выполнение упражнения

2. Задание по выбору:

1). Разгадать кроссворд

2). Составить синквейн «Междометие»