МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
Межличностное общение-
это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах.
Основной целью исследования
межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.
Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.
Люди, состоящие в членах различных групп, неизбежно между собой общаются, что вполне естественно, мало того, закономерно.
Складывающиеся межличностное общение и взаимодействие оказываются предметом, который подлежит изучению науки, называемой социальной психологией.
В силу специфических особенностей человека он должен общаться внутри социальной группы, ибо в противном случае, при отсутствии надлежащего контакта между отдельными индивидами, ни одна из человеческих общностей не будет иметь никаких возможностей для реализации совместной деятельности.
При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи:
- Межличностное восприятие.
- Понимание человека.
- Формирование межличностных отношений.
Понятие
«восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей.
В дальнейшем к нему добавляется понятие, как
«понимание человека» ,
что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.
Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности, которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Межличностное взаимодействие –
это реально функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью.
Понятие
“ межличностное взаимодействие” объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание” , “взаимопомощь” , “сопереживание” .
Эти составляющие имеют свою противоположность:
“ взаимное непонимание” , “противодействие” или “отсутствие действия” , “отсутствие сопереживания , сочувствия” .
Межличностное взаимодействие предполагает партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношений. Совместимость как удовлетворенность партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют о наличии реального межличностного контакта.
Контакт считают промежуточной формой взаимодействия, посредством которой оно может перейти или не перейти в общение.
Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации.
Межличностное взаимодействие
1 . Сотрудничество - партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей. 2.Противоборство - партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. 3.Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его .
Межличностное взаимодействие
Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д
Еще один тип взаимодействия получил название “контрастное взаимодействие” . С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем.
Таким образом, получается противоречие - один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Иногда встречается компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Вывод
Человеческое взаимодействие очень разнообразно.
Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.
Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!