СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЯГКИЙ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Щ’]. БУКВЫ Щ, щ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Просмотр содержимого документа
«МЯГКИЙ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Щ’]. БУКВЫ Щ, щ»

МЯГКИЙ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Щ’]. БУКВЫ Щ, щ

ДАТА:

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.


Приветствие учащихся.

–– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Речевая разминка

– Как паровоз выпускает пар?

– Щ-щ-щ..!

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Постановка учебной задачи

– Какой звук вы сейчас произнесли?

– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока

– [щ’].

– Познакомиться со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой





Формулируют вместе
с учителем учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.1. Слого-звуковой анализ

слова (учебник, с. 63)

– Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ.



– Выделите первый звук, охарактеризуйте его

Выполняют слого-звуковой анализ слов щука и лещ.

– Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий

Выделяют звук [щ’]
в процессе слого-зву-кового анализа слов. Характеризуют звук [щ’]

2. Игра «Кто внимательный?»

– Найдите одинаковый звук
в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

– С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок?

– [щ’].



– Со звука [щ’]

Распознают звук [щ’]
в словах. Правильно произносят звук [щ’]. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей

Физкультминутка

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы

Выполняют действия
по тексту под руководством учителя. Определяют наличие звука [щ’] в словах

Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [щ’]
в словах

3. Знакомство с буквой Щ

– На что похожа буква (ща) Щ?

Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

– Выложите букву Щ из счетных палочек

Находят букву Щ
на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Из счетных палочек выкладывают букву Щ

Находят букву Щ
на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

4. Чтение слогов и слов (учебник, с. 63)

– Прочитайте слоги и слова.

– Какой звук обозначен буквой щ? Охарактеризуйте его

Читают слоги и слова.

– [щ’]. Согласный, всегда мягкий, глухой

Распознают букву щ в словах. Произносят и характеризуют звук [щ’]. Правильно называют букву щ

5. Работа со стихотворением Г. Виеру
(учебник, с. 63)

– Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.

– Назовите слова с буквой щ

Читают стихотворение, находят слова с буквой щ

Выразительно читают стихотворение. Умеют работать в группе

6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник,
с. 63)

– Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу.

– В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

– Найдите слова с сочетанием данных букв Найдите слова с сочетанием данных букв

Читают правило, находят слова. Запоминают правописание ча, ща, чу, щу. Рассказывают правило

Устанавливают на основе наблюдения, чтения правила и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий

Физкультминутка

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! – руки шире.

Пять! – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть надо показывать особыми буквами.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62)

– К какой сказке эта иллюстрация?

– Кто на ней изображен?

– Кто выполнял желания Емели?

– Какие были желания?

– Расскажите сказку

Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.





Рассказывают сказку

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию для ответов на вопросы. Рассказывают сказку, соблюдая логику

2. Работа со скороговорками (учебник,
с. 62)

– Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.

– Какой звук мешает произносить скороговорку?

Читают скороговорки

Четко произносят звуки, проговаривают слова

3. Загадки про овощи (учебник, с. 64)

– Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике

Читают и отгадывают загадки, рассматривают рисунки

Осуществляют синтез понятия «овощи», анализируют текст загадок

4. Чтение стихотворения С. Михалкова

(учебник, с. 65)

– Что делают щенки?

– Как они это делают?

– Что есть у щетки?

– Чем недовольны щенки?

– В каком настроении они ушли?

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Осмысленно и выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию и знаки препинания. Находят ответы на вопросы в тексте

5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65)

– Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили?

– Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны.

– Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу?

Придумывают слова
с ча, ща. Называют изображенные предметы: ящик, щетка, клещи, плащ; объясняют, для чего они нужны. Находят слова со слогом щу

Распознают ча, ща, щу в словах. Контролируют свои действия в процессе выполнения упражнения, оценивают правильность выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ

ДАТА:

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся о мягком глухом согласном звуке [щ’], буквах Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты

Ориентируются на выполнение моральных норм

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – классифицируют предметы (овощи).

Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.


Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Проверяют готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Речевая разминка

Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща.

Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

Проговаривают чистоговорку

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Постановка учебной задачи

– Какой звук и какие буквы мы изучали на прошлом уроке?

– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока

– [щ’], Щ, щ.

– Продолжим знакомство со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, будем учиться хорошо читать

Формулируют вместе с учителем учебную задачу

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «Доскажи словечко»

1. Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

– Боимся мы щекоткиСапожной строгой … .

2. У меня пропал носок,

Утащил его … .

3. Медведица рыщет,

Медвежат под елкой … .







1. Щетки



2. Щенок



3. Ищет

Внимательно слушают стихотворения, по смыслу вставляют пропущенные слова, правильно произносят звуки

2. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» (учебник, с. 66–67)

– Прочитайте стихотворение.

– Откуда пришла хозяйка?

– Что она принесла?

– О чем спорили овощи на столе?

– Что тем временем сделала хозяйка?

– Что в итоге получилось?

– Можно ли назвать это произведение сказкой?

Читают рассказ, рассматривают рисунки, отвечают на вопросы

Умеют работать коллективно. Осуществляют классификацию предметов. Привлекают знания из жизненного опыта, называют овощи. Обсуждают проблему, высказывают свое мнение

Физкультминутка

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! – руки шире.

Пять! – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют действия по тексту под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления

3. Чтение рассказа Л. Толстого «Два товарища» (учебник, с. 68)

– Где шли товарищи?

– Кто выскочил им навстречу?

– Что сделали товарищи?

– К кому подошел медведь? Что сделал?

– О чем спросил один из товарищей другого?

– Что он ему ответил?

– Можно ли мальчиков назвать товарищами?

– Перескажите рассказ

Читают рассказ, отвечают на вопросы по тексту. Обсуждают проблемный вопрос. Пересказывают рассказ

Осмысленно читают рассказ, соблюдая интонацию и знаки препинания. Высказывают свое мнение в ходе обсуждения проблемного вопроса

4. Чтение стихотворения Е. Благининой (учебник, с. 68)

– Прочитайте стихотворение.

– О ком это стихотворение?

– Что вы узнали о щенке?

Читают стихотворение, отвечают на вопрос

Выразительно читают стихотворение, правильно интонируют восклицательные предложения

Физкультминутка

Шел щенок из больницы

И нашел вдруг рукавицы.

Думал, думал, куда деть?

Эх! Лучше на ноги надеть!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке

5. Чтение стихотворения Б. Заходера
(учебник, с. 69)

– Прочитайте стихотворение в лицах

Читают стихотворение по ролям

Правильно читают вопросительные предложения

6. Работа с «лентой букв» (учебник, с. 69)

– Объясните расположение букв на «ленте букв».

– Определите место буквы щ на «ленте букв»

Объясняют расположение букв на «ленте букв»

Классифицируют буквы, определяют и обосновывают место буквы щ на «ленте

V. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке? Что особенно вам понравилось? Почему? Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на и вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке