Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Организация начала урока. | Приветствие учащихся. –– Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Речевая разминка | – Как паровоз выпускает пар? | – Щ-щ-щ..! | Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III. Постановка учебной задачи | – Какой звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока | – [щ’]. – Познакомиться со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой | Формулируют вместе с учителем учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 63) | – Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ. – Выделите первый звук, охарактеризуйте его | Выполняют слого-звуковой анализ слов щука и лещ. – Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий | Выделяют звук [щ’] в процессе слого-зву-кового анализа слов. Характеризуют звук [щ’] |
2. Игра «Кто внимательный?» | – Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука. – С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок? | – [щ’]. – Со звука [щ’] | Распознают звук [щ’] в словах. Правильно произносят звук [щ’]. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей |
Физкультминутка | – Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы | Выполняют действия по тексту под руководством учителя. Определяют наличие звука [щ’] в словах | Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [щ’] в словах |
3. Знакомство с буквой Щ | – На что похожа буква (ща) Щ? Буква щ поможет нам Чистить зубы по утрам. – Выложите букву Щ из счетных палочек | Находят букву Щ на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из счетных палочек выкладывают букву Щ | Находят букву Щ на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
4. Чтение слогов и слов (учебник, с. 63) | – Прочитайте слоги и слова. – Какой звук обозначен буквой щ? Охарактеризуйте его | Читают слоги и слова. – [щ’]. Согласный, всегда мягкий, глухой | Распознают букву щ в словах. Произносят и характеризуют звук [щ’]. Правильно называют букву щ |
5. Работа со стихотворением Г. Виеру (учебник, с. 63) | – Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку. – Назовите слова с буквой щ | Читают стихотворение, находят слова с буквой щ | Выразительно читают стихотворение. Умеют работать в группе |
6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник, с. 63) | – Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. – В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами. – Найдите слова с сочетанием данных букв Найдите слова с сочетанием данных букв | Читают правило, находят слова. Запоминают правописание ча, ща, чу, щу. Рассказывают правило | Устанавливают на основе наблюдения, чтения правила и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий |
Физкультминутка | Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять! – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть надо показывать особыми буквами. – | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62) | – К какой сказке эта иллюстрация? – Кто на ней изображен? – Кто выполнял желания Емели? – Какие были желания? – Расскажите сказку | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Рассказывают сказку | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию для ответов на вопросы. Рассказывают сказку, соблюдая логику |
2. Работа со скороговорками (учебник, с. 62) | – Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро. – Какой звук мешает произносить скороговорку? | Читают скороговорки | Четко произносят звуки, проговаривают слова |
3. Загадки про овощи (учебник, с. 64) | – Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике | Читают и отгадывают загадки, рассматривают рисунки | Осуществляют синтез понятия «овощи», анализируют текст загадок |
4. Чтение стихотворения С. Михалкова (учебник, с. 65) | – Что делают щенки? – Как они это делают? – Что есть у щетки? – Чем недовольны щенки? – В каком настроении они ушли? | Читают стихотворение, отвечают на вопросы | Осмысленно и выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию и знаки препинания. Находят ответы на вопросы в тексте |
5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65) | – Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили? – Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны. – Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу? | Придумывают слова с ча, ща. Называют изображенные предметы: ящик, щетка, клещи, плащ; объясняют, для чего они нужны. Находят слова со слогом щу | Распознают ча, ща, щу в словах. Контролируют свои действия в процессе выполнения упражнения, оценивают правильность выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки |
VI. Рефлексивно-оценочный | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Организация начала урока. | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Проверяют готовность к уроку | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Речевая разминка | Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща. Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ. | Проговаривают чистоговорку | Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III. Постановка учебной задачи | – Какой звук и какие буквы мы изучали на прошлом уроке? – Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока | – [щ’], Щ, щ. – Продолжим знакомство со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, будем учиться хорошо читать | Формулируют вместе с учителем учебную задачу |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Игра «Доскажи словечко» | 1. Капризные сандалии Однажды мне сказали: – Боимся мы щекоткиСапожной строгой … . 2. У меня пропал носок, Утащил его … . 3. Медведица рыщет, Медвежат под елкой … . | 1. Щетки 2. Щенок 3. Ищет | Внимательно слушают стихотворения, по смыслу вставляют пропущенные слова, правильно произносят звуки |
2. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» (учебник, с. 66–67) | – Прочитайте стихотворение. – Откуда пришла хозяйка? – Что она принесла? – О чем спорили овощи на столе? – Что тем временем сделала хозяйка? – Что в итоге получилось? – Можно ли назвать это произведение сказкой? | Читают рассказ, рассматривают рисунки, отвечают на вопросы | Умеют работать коллективно. Осуществляют классификацию предметов. Привлекают знания из жизненного опыта, называют овощи. Обсуждают проблему, высказывают свое мнение |
Физкультминутка | Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять! – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют действия по тексту под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления |
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Два товарища» (учебник, с. 68) | – Где шли товарищи? – Кто выскочил им навстречу? – Что сделали товарищи? – К кому подошел медведь? Что сделал? – О чем спросил один из товарищей другого? – Что он ему ответил? – Можно ли мальчиков назвать товарищами? – Перескажите рассказ | Читают рассказ, отвечают на вопросы по тексту. Обсуждают проблемный вопрос. Пересказывают рассказ | Осмысленно читают рассказ, соблюдая интонацию и знаки препинания. Высказывают свое мнение в ходе обсуждения проблемного вопроса |
4. Чтение стихотворения Е. Благининой (учебник, с. 68) | – Прочитайте стихотворение. – О ком это стихотворение? – Что вы узнали о щенке? | Читают стихотворение, отвечают на вопрос | Выразительно читают стихотворение, правильно интонируют восклицательные предложения |
Физкультминутка | Шел щенок из больницы И нашел вдруг рукавицы. Думал, думал, куда деть? Эх! Лучше на ноги надеть! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке |
5. Чтение стихотворения Б. Заходера (учебник, с. 69) | – Прочитайте стихотворение в лицах | Читают стихотворение по ролям | Правильно читают вопросительные предложения |
6. Работа с «лентой букв» (учебник, с. 69) | – Объясните расположение букв на «ленте букв». – Определите место буквы щ на «ленте букв» | Объясняют расположение букв на «ленте букв» | Классифицируют буквы, определяют и обосновывают место буквы щ на «ленте |
V. Рефлексивно-оценочный | – Что нового вы узнали на уроке? Что особенно вам понравилось? Почему? Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на и вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |