СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Урок 94. Работа над ошибками.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показа-геля женского рода имён существительных.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания

- Прочитайте имена существительные, назовите их род.

- Как определить род имени существительного?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Густой туман ст..ит (над)лесом. Сквозь густые суч..я д..рев..ев б..леет небо. На липе в.сят последние з..л..тые лист..я. Б..рёза кр.сиво р..суется на г.лубом небе. Осиновая рощ.. х..р..ша и в тумане.


— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

У н..ры д..бычу ждёт, притаившись, серый кот.

Мышь осталась (без)хв.ста, вырываясь (от)к..та.

А теперь и (за)версту не приблизится (к)к..ту.


2. Фронтальная работа

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род имён существительных.

Четыре брата

Под одной шапкой живут. (Стол — м. р.)


Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч -м.р.)


Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб.

Поломала

Зуб, зуб. (Пила — ж. р.)


Висит, болтается,

Всяк за него хватается. (Полотенце — с. р.)


Два братца пошли в воду купаться,

А третий на берегу валяется. (Ведро, коромыслоср.)


Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь — м. р.)


IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Четвёртый месяц как шагнёт,

Так с треском лопается лёд. (Апрель.) Ю. Коринец


Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский ... (почтальон). С. Маршак

  • Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак.)

  • Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Ка­кую? (Показатель мягкости и разделительный мягкий знак.)

  • Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждо­му случаю.

(На доске записаны слова.) Дочь, печь, конь.

  • Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак.)

  • Одинаковую ли работу он выполняет в этих словах?

  • Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 51 (с. 31).

  • Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчи­ваются? (На шипящие.)

  • Найдите имена существительные мужского рода и запиши­те в первый столбик.

  • Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик.

  • Сравните существительные с шипящим на конце жен­ского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные муж­ского рода пишутся без мягкого знака, а женского рода — с мягким знаком.)

  • Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.

  • На конце существительных какого рода после букв, обозна­чающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского.)

  • На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода.)

- Что можно сказать о существительных мужского рода с ши­пящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется знак.)

  • Приведите примеры.

  • Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.


Упр. 52 (с. 31).

  • Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

  • Найдите выделенные слова. Объясните их написание.

  • Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)


Упр. 53 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

— Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 32).

(Работа в парах.)

— Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь-это существительное женского рода, а все остальные — мужского.)


Упр. 55 (с. 32).

  • Прочитайте. Какие слова называются антонимами?

  • Выполните задание.

  • Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.

VIII. Рефлексия

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.

1) Хорошая ре., лучше мёда.

2) Умный товари.. — половина дороги.

  • Объясните смысл пословиц.

  • На что указывает мягкий знак в слове речь? (Это существи­тельное женского рода.)

  • Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объ­ясните их написание.

  • Оцените свою работу на уроке.


Работа в тетради на П.О.

№49, 50, 51, 52, 53

IX. Итог урока

— Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?


Домашнее задание

С.33 №56, правила с.31, 32