Учитель | Охременко Ольга владимировна |
Предмет: | русский язык |
Класс: | 2б |
Тип урока: | Урок систематизации и обобщения знаний |
Тема: | «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов». |
Цель: | Формирование понятия о мягком знаке как показателе мягкости и представления о правописании мягкого знака после согласных в середине и в конце слова. |
Задачи: | общеобразовательные: формировать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой мягкий знак; обеспечить в ходе урока усвоение основного понятия «мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слова»; -воспитательные: формировать у обучающихся готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -развивающие: вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность; развивать умения анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании). |
Форма работы: | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Дидактический материал: | Карточки |
Средства обучения: | Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. В.П.Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» I часть; |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: овладение способами обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы ь; овладение правилами написания слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным; построение высказывания в устной и письменной форме; начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний; овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из раздела «Фонетика»; применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса); первоначальные умения проверять написанное; формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение; умение участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); умение строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); умение анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; умение осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма. Метапредметные: регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках; анализировать и объективно оценивать результаты своего труда; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задач; познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из представленных слов; логические – анализировать слова, соотносить задания с темой и целями урока; анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); коммуникативные: принимать другое мнение и позицию, допускают позицию; слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; формулировать собственное мнение и аргументировать его; принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.). Личностные: имеют желание учиться, правильно идентифицировать себя с позицией школьника; проявляют интерес к новому материалу; активно включаются в творческую деятельность и взаимодействуют со сверстниками; развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности. |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
деятельность учителя | деятельность учащихся |
I. Мобилизущий этап | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Метод мотивации познавательной деятельности. Фронтальная работа. | Проверка готовности учащихся к уроку. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. - Ребята, улыбнитесь друг другу и учителю. В хорошем настроении начнем урок. | Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II. Актуализация знаний | Подготовка к изучению нового материала. Беседа. Прием создания ситуации успеха .Метод организации мыслительных операций для построения нового знания. Фронтальная работа. | - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Прописываем на минутке чистописания сочетание букв «рь». - Подчеркните карандашом три сочетания букв, которые у вас получилось написать красивее всех. - Дети, я предлагаю вам прочитать пословицу и объяснить ее смысл. Языком не торопис_, а делом не ленис_. (на экране) - Какая буква пропущена? - Какую функцию выполняет мягкий знак в этих словах? Сказка (раздать по одному листу на парту) - Ребята, догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? - Замечательно. Вот мы вместе и будем, не ленясь трудиться на уроке. Итак, тема нашего урока «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов». - А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему? | Выполняют задания учителя. Говорят, о том, что ь – показатель мягкости согласных звуков. Читаю сказку «Мягкий знак-незаменимый знак» Волина «Весёлая грамматика» Дети формулируют тему и цели урока. Научиться находить слова с мягким знаком и правильно их писать. | Познавательные: Общеучебные – извлечение необходимой информации из представленных слов; Логические – анализируют слова, соотносят задания с темой и целями урока. |
III. Систематизация знаний | Организация мыслительных операций для построения нового знания, обеспечить сотрудничество в поиске нового знания. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Прием создания ситуации успеха. Прием установления классификации. | 1 задание: - Прочитайте предложения. (Записано на доске) В вагоне перевозят уголь. Мяч закатился в угол. - Назовите пару слов, которые отличаются одним звуком на конце. - Запишите эту пару. - Чем схожи и различны эти слова? -Давайте запишем эти слова в транскрипции, укажем кол-во букв и звуков. Посмотрите, почему в первой транскрипции получилось несоответствие букв и звуков? Вывод: -Для чего служит мягкий знак? - А сейчас давайте наш вывод сравним с правилом в учебнике с.124 | Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за произношением звуков. Угол – уголь. Мягкий знак на конце слова. Записывают транскрипцию слов в тетради. Ответы детей | Личностные: проявляют интерес к новому материалу. Познавательные: анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности). Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают позицию. Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. |
IV. Физкульт- минутка | Технология здоровьесбережения. Игровая технология. | - Я буду зачитывать слова. Если в этом слове будем писать мягкий знак – присядьте, а если нет – подпрыгните (медведь, щавель, девочка, пальто, рисовать, ночник, хищник, огоньки, снегирь, помощник, тетрадь, мальчик). | Выполняют упражнения. | Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других |
V. Обобщение знаний | Фронтальная, индивидуальная.Организация упражнений для усвоения новых знаний. Прием создания ситуации успеха. | Приложение 1 - Посмотрите, у меня на доске, на карточках написаны слова. - Прочитайте их. Скользят, на коньках, по льду, мальчики. - Попробуйте составить из этих слов предложение. - Ребята, какие предложения у вас получились? - А вот мое предложение. Мальчики скользили по льду на коньках. - Давайте запишем данное предложение. - Ребята, вспомните правила написания предложения. - Какие слова в данном предложении встретились по теме урока? - Посмотрите внимательно, где в этих словах находится ь? Между какими буквами? Какую функцию он здесь выполняет? Вывод: мягкий знак может стоять на конце слова и в середине. -А теперь откройте учебник на с. 125 и наш вывод сравните с правилом в учебнике. | Читают слова. Составляют предложения. Дети озвучивают получившиеся предложения. Записывают предложение в тетрадь. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложение пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится знак препинания (точка). Мальчики, скользили, льду, коньках. | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя). Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
VI. Контроль усвоения знаний | Закрепление нового знания (фронтальная). Прием создания ситуации успеха. Работа с учебником. | -Найдите упражнение 205. - Прочитайте задание. - Что нам необходимо сделать? -А теперь с соседом по парте, посоветуйтесь и решите, какие буквы в словах пропущены? - Давайте проверим.( устно). - А сейчас запишите это в тетрадях. - Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте по образцу. (Правильный вариант записан на экране) Нет ош.- 5 1-2 ош.-4 3-4ош.- 3 Больше 4 ош.- 2 Вывод: - Где в словах может находиться ь знак? Для чего он служит? (на конце слова и в середине между двумя согласными!!!). | Работа с учебником. Читают задание к упражнению. Изменить каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Работа в тетради. | Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности. Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках). |
Обобщение и систематизация знаний VIII. Рефлексия | Организация оценивания обучающихся собственной деятельности на уроке (индивидуальная). Беседа с учениками о достижении цели урока. Прием устранения эмоциональной напряженности. Метод рефлексии. | Приложение 2 - Посмотрите, перед вами шесть слов (пальто, медведь, тетрадь, кольцо, письмо, якорь). - Прочитаем эти слова. - Подумайте, по какому принципу можно распределить эти слова на две группы? - Ребята, распределите эти слова на две группы. - Какие столбики у вас получились? Параллельно организована работа у доски: ученик 1 – выделяет слова с мягким знаком в середине слова, ученик 2 – с мягким знаком в конце слова. - Устно придумайте ещё по одному слову в каждый столбик и назовите их. - Ребята, что мы сегодня нового узнали на уроке? Чем научились? - Оцените свою работу. Если вам на уроке все понравилось и материал был понятен поднимите правую руку, а если возникли какие-то затруднения или урок показался неинтересным, поднимите левую руку. - Мне тоже очень понравился наш урок. Вы очень старались, и я считаю, что у вас все получилось. - Оценивание детей (выставление оценок за урок). | Читают слова. Первая группа – слова с мягким знаком в конце слова, вторая – в середине. Называют как распределили слова по столбикам. Называют слова. Мягкий знак не обозначает звука, служит показателем мягкости согласного звука в середине и в конце слова. Определяют уровень своей работы на уроке, свое эмоциональное состояние. | Регулятивные: анализируют и объективно оценивают результаты своего труда; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи. Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.). |