СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак- показатель мягкости согласных.»

Технологическая карта учебного занятия


Учитель

Охременко Ольга владимировна

Предмет:

русский язык

Класс:

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний

Тема:

«Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов».


Цель:


Формирование понятия о мягком знаке как показателе мягкости и представления о правописании мягкого знака после согласных в середине и в конце слова.


Задачи:

общеобразовательные:

формировать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой мягкий знак; обеспечить в ходе урока усвоение основного понятия «мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слова»;

-воспитательные:

формировать у обучающихся готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-развивающие:

вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность; развивать умения анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании).


Форма работы:

Фронтальная, парная, индивидуальная

Дидактический материал:

Карточки

Средства обучения:

Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. В.П.Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» I часть;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • овладение способами обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы ь;

  • овладение правилами написания слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным;

  • построение высказывания в устной и письменной форме;

  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из раздела «Фонетика»;

  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

  • первоначальные умения проверять написанное;

  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение;

  • умение участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • умение строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • умение анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • умение осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма.

Метапредметные:

регулятивные:

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках;

  • анализировать и объективно оценивать результаты своего труда; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задач;

познавательные:

  • общеучебные – извлечение необходимой информации из представленных слов;

  • логические – анализировать слова, соотносить задания с темой и целями урока;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

коммуникативные:

  • принимать другое мнение и позицию, допускают позицию;

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.).

Личностные:

  • имеют желание учиться, правильно идентифицировать себя с позицией школьника;

  • проявляют интерес к новому материалу;

  • активно включаются в творческую деятельность и взаимодействуют со сверстниками;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности.













Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

I.

Мобилизущий этап

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Метод мотивации познавательной деятельности. Фронтальная работа.


Проверка готовности учащихся к уроку.

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем грамотно писать, 
На вопросы отвечать.

- Ребята, улыбнитесь друг другу и учителю. В хорошем настроении начнем урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний

Подготовка к изучению нового материала. Беседа. Прием создания ситуации успеха .Метод организации мыслительных операций для построения нового знания. Фронтальная работа.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Прописываем на минутке чистописания сочетание букв «рь».

- Подчеркните карандашом три сочетания букв, которые у вас получилось написать красивее всех.

- Дети, я предлагаю вам прочитать пословицу и объяснить ее смысл.


Языком не торопис_, а делом не ленис_. (на экране)

- Какая буква пропущена?

- Какую функцию выполняет мягкий знак в этих словах?


Сказка (раздать по одному листу на парту)





- Ребята, догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Замечательно. Вот мы вместе и будем, не ленясь трудиться на уроке.

Итак, тема нашего урока «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов».

- А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему?


Выполняют задания учителя.














Говорят, о том, что ь – показатель мягкости согласных звуков.

Читаю сказку «Мягкий знак-незаменимый знак» Волина «Весёлая грамматика»

Дети формулируют тему и цели урока.







Научиться находить слова с мягким знаком и правильно их писать.

Познавательные:

Общеучебные – извлечение необходимой информации из представленных слов;

Логические – анализируют слова, соотносят задания с темой и целями урока.

III.

Систематизация знаний

Организация мыслительных операций для построения нового знания, обеспечить сотрудничество в поиске нового знания.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Прием создания ситуации успеха. Прием установления классификации.




1 задание:

- Прочитайте предложения. (Записано на доске)

В вагоне перевозят уголь. Мяч закатился в угол.

- Назовите пару слов, которые отличаются одним звуком на конце.

- Запишите эту пару.

- Чем схожи и различны эти слова?

-Давайте запишем эти слова в транскрипции, укажем кол-во букв и звуков. Посмотрите, почему в первой транскрипции получилось несоответствие букв и звуков?

Вывод:

-Для чего служит мягкий знак?


- А сейчас давайте наш вывод сравним с правилом в учебнике с.124


Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за произношением звуков.

Угол – уголь.



Мягкий знак на конце слова.


Записывают транскрипцию слов в тетради.


Ответы детей






Личностные:

проявляют интерес к новому материалу.

Познавательные:

анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности).

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают позицию.

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

IV. Физкульт-

минутка

Технология здоровьесбережения.

Игровая технология.

- Я буду зачитывать слова. Если в этом слове будем писать мягкий знак – присядьте, а если нет – подпрыгните (медведь, щавель, девочка, пальто, рисовать, ночник, хищник, огоньки, снегирь, помощник, тетрадь, мальчик).




Выполняют упражнения.








Коммуникативные:

слушать собеседника и понимать речь других

V. Обобщение знаний

Фронтальная, индивидуальная.Организация упражнений для усвоения новых знаний. Прием создания ситуации успеха.


Приложение 1

- Посмотрите, у меня на доске, на карточках написаны слова.

- Прочитайте их.

Скользят, на коньках, по льду, мальчики.

- Попробуйте составить из этих слов предложение.

- Ребята, какие предложения у вас получились?


- А вот мое предложение. Мальчики скользили по льду на коньках.

- Давайте запишем данное предложение.

- Ребята, вспомните правила написания предложения.


- Какие слова в данном предложении встретились по теме урока?

- Посмотрите внимательно, где в этих словах находится ь? Между какими буквами? Какую функцию он здесь выполняет?

Вывод: мягкий знак может стоять на конце слова и в середине.

-А теперь откройте учебник на с. 125 и наш вывод сравните с правилом в учебнике.


Читают слова.



Составляют предложения.



Дети озвучивают получившиеся предложения.



Записывают предложение в тетрадь.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложение пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится знак препинания (точка).

Мальчики, скользили, льду, коньках.

Познавательные:

осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя).

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

VI. Контроль усвоения знаний

Закрепление нового знания (фронтальная). Прием создания ситуации успеха. Работа с учебником.

-Найдите упражнение 205.

- Прочитайте задание.


- Что нам необходимо сделать?


-А теперь с соседом по парте, посоветуйтесь и решите, какие буквы в словах пропущены?

- Давайте проверим.( устно).

- А сейчас запишите это в тетрадях.

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте по образцу. (Правильный вариант записан на экране)


Нет ош.- 5

1-2 ош.-4

3-4ош.- 3

Больше 4 ош.- 2

Вывод: - Где в словах может находиться ь знак? Для чего он служит? (на конце слова и в середине между двумя согласными!!!).






Работа с учебником.

Читают задание к упражнению.

Изменить каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет.

Работа в тетради.



Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности.

Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках).



Обобщение и систематизация знаний


























VIII. Рефлексия

Организация оценивания обучающихся собственной деятельности на уроке (индивидуальная). Беседа с учениками о достижении цели урока. Прием устранения эмоциональной напряженности. Метод рефлексии.

Приложение 2

- Посмотрите, перед вами шесть слов (пальто, медведь, тетрадь, кольцо, письмо, якорь).

- Прочитаем эти слова.

- Подумайте, по какому принципу можно распределить эти слова на две группы?



- Ребята, распределите эти слова на две группы.

- Какие столбики у вас получились?

Параллельно организована работа у доски: ученик 1 – выделяет слова с мягким знаком в середине слова, ученик 2 – с мягким знаком в конце слова.


- Устно придумайте ещё по одному слову в каждый столбик и назовите их.

- Ребята, что мы сегодня нового узнали на уроке? Чем научились?







- Оцените свою работу. Если вам на уроке все понравилось и материал был понятен поднимите правую руку, а если возникли какие-то затруднения или урок показался неинтересным, поднимите левую руку.

- Мне тоже очень понравился наш урок. Вы очень старались, и я считаю, что у вас все получилось.

- Оценивание детей (выставление оценок за урок).






Читают слова.

Первая группа – слова с мягким знаком в конце слова, вторая – в середине.



Называют как распределили слова по столбикам.





Называют слова.



Мягкий знак не обозначает звука, служит показателем мягкости согласного звука в середине и в конце слова.


Определяют уровень своей работы на уроке, свое эмоциональное состояние.


Регулятивные: анализируют и объективно оценивают результаты своего труда; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Коммуникативные:

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.).












скользят


на коньках







по льду


мальчики







пальто


медведь







тетрадь


письмо


якорь


кольцо






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!